kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока «Природные зоны России . Путешествие по тайге».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок-путешествие " Природные зоны России. Путешествие по тайге» о предмету "Окружающий мир" (4-й класс) (фрагмент – 30 мин.)

Цели:

  1. Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по разделу «Природа России» на примере тайги.
  2. Развивать умение учащихся обобщать, делать выводы.
  3. Развивать познавательный интерес и творческую активность.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе.

Оборудование: 

мультимедийная доска, проектор, компьютер, презентация «Тайга, карточки, сигнальные  светофорики, карточки с названием деревьев.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

  1. Работа над материалом урока.
  2. 1). Актуализация изученного материала.

- Мы начинаем урок окружающего мира.

- Чтобы  напомнить вам, над каким разделом программы мы работаем уже несколько уроков, Кристина  прочтет стихотворение.

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то полгода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то реки, озера,

Где-то край топких болот,

Где-то с ясного неба

И капля дождя не идет.

Где-то сосны и ели,

Густой и тенистый лес,

Где-то мхи и лишайник-

Край пустоты окрест …

- О чем это стихотворение?

( Это стихотворение о природных зонах России).

- Как называется раздел программы, который мы изучаем?

(«Природа России» или Природные зоны России)

- А что же называют природной зоной?

- природной зоной  называют территорию со сходными климатическими   условиями, имеющую определенный растительный и животный мир.

- Скажите, какие природные зоны России вы знаете?

- ответы детей.

Работа с  мультимедийной доской.

Уроки Кирилла и Мефодия.  Природные зоны России.

урок № 16. Задание: расставьте  названия природных зон правильно.

2). Постановка темы и целей.

- Сегодня на уроке мы совершим  путешествие по одной из  природных зон России. Угадайте эту зону по ее описанию :

«Унылый скрип обомшелых стволов. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы…  Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое..»

Слайд 1. Тема урока.

-Конечно, это – тайга.

Слайд 2. Прочитайте цели нашего урока.

- Сегодня на уроке вы сможете попробовать себя в роли путешественников – исследователей, географов, метеорологов  и даже экологов.

- Работайте активно, а оценки ваши будут зависеть от количества жетонов, которые вы получите за правильные ответы.

- И наш самолет отправляется .Экипажу и пассажирам занять свои места! Пристегнуть ремни! Мы взлетаем!

ПРОСМОТР   ВИДЕОРОЛИКА :  «ВЗЛЕТ САМОЛЕТА»,

3). Географическое положение тайги.

Слайд 3. Тайга на карте природных зон.

- Куда же лежит наш путь? Географы , покажите на карте зону тайги.(Показывает по карте.)

-Расскажите о географическом положении этой зоны.

Географ  делает сообщение.

-Тайга находится южнее зоны тундры и тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Она занимает больше половины территории России и является крупнейшей непрерывной лесной зоной на Земле.  Тайга – это густой непроходимый лес.

- Кто еще сможет показать нам зону тайги?

Работа с  мультимедийной доской.

Уроки Кирилла и Мефодия.  Природные зоны России.

Урок № 9. Задание:  Покажите  на карте зону тайги.

4). КЛИМАТ.

- Уважаемый метеоролог, какая же погода нас ожидает в тайге?

Метеоролог  делает сообщение.

 - Климат тайги меняется. В восточной части тайги зима суровая и продолжительная , в некоторых районах морозы доходят до - 60 °С, поэтому здесь тоже есть вечная мерзлота. Лето в этой таежной зоне теплое, но очень короткое. Но земля оттаивает на большую глубину, т. к. лето здесь теплее, чем в тундре. В западной части сравнительно теплое лето (до + 10 °С ) и достаточно  мягкая зима      (- 10 °С). Вечной мерзлоты нет.

- Кто может добавить?

Метеоролог 2 делает сообщение.

 - Почвы здесь бедны перегноем, сильно увлажнены. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света.  Вечная мерзлота  способствует застаиванию влаги. Поэтому значительную часть таежной зоны занимают озера, болота и заболоченные редколесья.

5. ПРОСМОТР  РОЛИКА «ТАЙГА».

- Ребята, мы пролетаем над тайгой. Она поражает своим спокойствием и величием.

Понаблюдайте, какие растения здесь произрастают и какие животные обитают?

Ваши знания  вам пригодятся .при выполнении заданий.

6) .ВИДЕО - ФИЗПАУЗА.

- Скажите, каких родственников медведя вы знаете? Один из них пришел к нам на урок. Встречайте.

7). Растительный мир.

- Что можете сказать о растительном мире тайги?

Ботаник  делает сообщение.

- Растительный мир тайги представлен , в основном, представителями хвойных растений. Верхний ярус занимают сосна, ель, лиственница, пихта, кедр. Кроны этих деревьев пропускают мало света, поэтому здесь нет мелких кустарников и трав – лишь зеленые мхи , папоротники и толстый ковёр опавшей хвои покрывают почву, занимая нижний ярус.

Работа с  мультимедийной доской.

Уроки Кирилла и Мефодия.  Природные зоны России.

урок № 10. Задание: расположите на карте деревья, которые произрастают в тайге.

Слайд 4 и 5. Дайте характеристику этим деревьям одним словом.

Слайд 6. Это хвойные деревья.

Слайд 7 и 8. Дайте характеристику этим деревьям одним словом.

Слайд 9. Это лиственные деревья.

Игра «Посади  лес». (я называю лес, дети выходят  с карточками – названиями деревьев)

Слайд 10.

- Соотнести деревья с названием леса,  в котором они растут.

Хвойный, смешанный, лиственный.

Ель,береза,дуб,Сосна,ольха,клен,Лиственница,   

ель,липа,Пихта,сосна,черемуха,Кедр,рябина  

- Молодцы, ребята.

8). Животный мир тайги.

- Что можете сказать о животном мире тайги?

Зоолог делает сообщение:

Животный мир тайги богат и разнообразен. А все потому, что каждый зверь и птица найдет, чем ему полакомиться и где от врагов спрятаться. Семенами хвойных деревьев – питаются птицы: кедровка, сойка, глухарь, дятел. Семенами сосны питаются грызуны – белки, бурундуки, полевки. А на них охотятся лисицы, соболи, медведи. Заяц предпочитает кору и веточки деревьев, а на самого зайца охотятся рысь , волк и лисица.

9). Игра «Угадай кто?»

Слайды 11 – 16.

- Узнайте животных  и птиц тайги по фотографиям.

10).Экологические проблемы тайги.

- Выскажите предположения:

 - Может ли тайга  заболеть?

Оказывается, может. Это происходит  по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.

Таких проблем очень много.

-Назовите экологические проблемы тайги.

Вырубка лесов

Браконьерство

Лесные пожары.

Подумайте и скажите, какие советы мы можем дать жителям таежной зоны?

Слайд 18.

По-хозяйски использовать ……… (древесину).
На месте вырубок ……… (сажать молодые деревца)
Охранять … (редких животных и растения)

Пилот. Мы возвращаемся домой.

III. Подведение итогов.

Руководитель экспедиции. Вспомните все наше путешествие, послушав стихи.

(Читает заранее подготовленный учащийся).

Вот под нами - лес, тайга
Встрече с нами радуются.
Тут вот кедр, а там сосна,
Елочка-красавица.
Под кусточком зайчик 
Прыгает и скачет.
Ну а с ветки белочка
Хвостиком нам машет.
Под деревьями грибов
Видимо-невидимо.
На полянке солнечной
Ягоды сбираем мы.
 

- К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по природным зонам России?

(Огромная, разнообразная по природе, богатая, красивая)

Как мы должны относиться к ее природе?

(Беречь, охранять).

К чему в конечном счете приведет нарушение экологических связей в природе?

 (Пострадают сами же люди).

Я благодарю всех участников экспедиции за работу.

Достойная награда за нее – отличные и хорошие оценки.


 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»


Фрагмент урока окружающего мира в 4 «б» классе.

Урок – путешествие «Природные зоны России . Путешествие по тайге».



МОУ «СОШ № 17 города Вольска»

Подготовила: Богачева Мария Владимировна, учитель начальных классов.





Обобщающий урок-путешествие

" Природные зоны России.

Путешествие по тайге»

по предмету "Окружающий мир" (4-й класс)

(фрагмент – 30 мин.)

Цели:

  1. Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по разделу «Природа России» на примере тайги.

  2. Развивать умение учащихся обобщать, делать выводы.

  3. Развивать познавательный интерес и творческую активность.

  4. Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе.

Оборудование: 

мультимедийная доска, проектор, компьютер, презентация «Тайга, карточки, сигнальные светофорики, карточки с названием деревьев.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

  1. Работа над материалом урока.



1). Актуализация изученного материала.

- Мы начинаем урок окружающего мира.

- Чтобы напомнить вам, над каким разделом программы мы работаем уже несколько уроков, Кристина прочтет стихотворение.


Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то полгода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то реки, озера,

Где-то край топких болот,

Где-то с ясного неба

И капля дождя не идет.

Где-то сосны и ели,

Густой и тенистый лес,

Где-то мхи и лишайник-

Край пустоты окрест …


- О чем это стихотворение?


( Это стихотворение о природных зонах России).


- Как называется раздел программы, который мы изучаем?

(«Природа России» или Природные зоны России)

- А что же называют природной зоной?

- природной зоной называют территорию со сходными климатическими условиями, имеющую определенный растительный и животный мир.

- Скажите, какие природные зоны России вы знаете?

- ответы детей.

Работа с мультимедийной доской.

Уроки Кирилла и Мефодия. Природные зоны России.

урок № 16. Задание: расставьте названия природных зон правильно.

2). Постановка темы и целей.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по одной из природных зон России. Угадайте эту зону по ее описанию :

«Унылый скрип обомшелых стволов. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы… Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое..»

Слайд 1. Тема урока.

-Конечно, это – тайга.

Слайд 2. Прочитайте цели нашего урока.

- Сегодня на уроке вы сможете попробовать себя в роли путешественников – исследователей, географов, метеорологов и даже экологов.

- Работайте активно, а оценки ваши будут зависеть от количества жетонов, которые вы получите за правильные ответы.

- И наш самолет отправляется .Экипажу и пассажирам занять свои места! Пристегнуть ремни! Мы взлетаем!

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА : «ВЗЛЕТ САМОЛЕТА»,

3). Географическое положение тайги.



Слайд 3. Тайга на карте природных зон.



- Куда же лежит наш путь? Географы , покажите на карте зону тайги.(Показывает по карте.)

-Расскажите о географическом положении этой зоны.

Географ делает сообщение.

-Тайга находится южнее зоны тундры и тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Она занимает больше половины территории России и является крупнейшей непрерывной лесной зоной на Земле. Тайга – это густой непроходимый лес.

- Кто еще сможет показать нам зону тайги?

Работа с мультимедийной доской.

Уроки Кирилла и Мефодия. Природные зоны России.

Урок № 9. Задание: Покажите на карте зону тайги.

4). КЛИМАТ.

- Уважаемый метеоролог, какая же погода нас ожидает в тайге?

Метеоролог делает сообщение.

- Климат тайги меняется. В восточной части тайги зима суровая и продолжительная , в некоторых районах морозы доходят до - 60 °С, поэтому здесь тоже есть вечная мерзлота. Лето в этой таежной зоне теплое, но очень короткое. Но земля оттаивает на большую глубину, т. к. лето здесь теплее, чем в тундре. В западной части сравнительно теплое лето (до + 10 °С ) и достаточно мягкая зима (- 10 °С). Вечной мерзлоты нет.

- Кто может добавить?

Метеоролог 2 делает сообщение.

- Почвы здесь бедны перегноем, сильно увлажнены. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Вечная мерзлота способствует застаиванию влаги. Поэтому значительную часть таежной зоны занимают озера, болота и заболоченные редколесья.

5. ПРОСМОТР РОЛИКА «ТАЙГА».

- Ребята, мы пролетаем над тайгой. Она поражает своим спокойствием и величием.

Понаблюдайте, какие растения здесь произрастают и какие животные обитают?

Ваши знания вам пригодятся .при выполнении заданий.

6) .ВИДЕО - ФИЗПАУЗА.

- Скажите, каких родственников медведя вы знаете? Один из них пришел к нам на урок. Встречайте.

7). Растительный мир.

- Что можете сказать о растительном мире тайги?

Ботаник делает сообщение.

- Растительный мир тайги представлен , в основном, представителями хвойных растений. Верхний ярус занимают сосна, ель, лиственница, пихта, кедр. Кроны этих деревьев пропускают мало света, поэтому здесь нет мелких кустарников и трав – лишь зеленые мхи , папоротники и толстый ковёр опавшей хвои покрывают почву, занимая нижний ярус.

Работа с мультимедийной доской.

Уроки Кирилла и Мефодия. Природные зоны России.

урок № 10. Задание: расположите на карте деревья, которые произрастают в тайге.

Слайд 4 и 5. Дайте характеристику этим деревьям одним словом.

Слайд 6. Это хвойные деревья.

Слайд 7 и 8. Дайте характеристику этим деревьям одним словом.

Слайд 9. Это лиственные деревья.

Игра «Посади лес». (я называю лес, дети выходят с карточками – названиями деревьев)

Слайд 10.

- Соотнести деревья с названием леса, в котором они растут.

Хвойный, смешанный, лиственный.

Ель

береза

дуб

Сосна

ольха

клен

Лиственница       

ель

липа

Пихта

сосна

черемуха

Кедр

рябина        

 



- Молодцы, ребята.

8). Животный мир тайги.

- Что можете сказать о животном мире тайги?

Зоолог делает сообщение:

Животный мир тайги богат и разнообразен. А все потому, что каждый зверь и птица найдет, чем ему полакомиться и где от врагов спрятаться. Семенами хвойных деревьев – питаются птицы: кедровка, сойка, глухарь, дятел. Семенами сосны питаются грызуны – белки, бурундуки, полевки. А на них охотятся лисицы, соболи, медведи. Заяц предпочитает кору и веточки деревьев, а на самого зайца охотятся рысь , волк и лисица.

9). Игра «Угадай кто?»

Слайды 11 – 16.

- Узнайте животных и птиц тайги по фотографиям.

10).Экологические проблемы тайги.

- Выскажите предположения:

- Может ли тайга заболеть?

Оказывается, может. Это происходит по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.

Таких проблем очень много.

-Назовите экологические проблемы тайги.

Вырубка лесов

Браконьерство

Лесные пожары.

Подумайте и скажите, какие советы мы можем дать жителям таежной зоны?

Слайд 18.

По-хозяйски использовать ……… (древесину).
На месте вырубок ……… (сажать молодые деревца)
Охранять … (редких животных и растения)

Пилот. Мы возвращаемся домой.

III. Подведение итогов.

Руководитель экспедиции. Вспомните все наше путешествие, послушав стихи.

(Читает заранее подготовленный учащийся).

Вот под нами - лес, тайга
Встрече с нами радуются.
Тут вот кедр, а там сосна,
Елочка-красавица.
Под кусточком зайчик 
Прыгает и скачет.
Ну а с ветки белочка
Хвостиком нам машет.
Под деревьями грибов
Видимо-невидимо.
На полянке солнечной
Ягоды сбираем мы.


- К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по природным зонам России?

Какая наша Родина?

(Огромная, разнообразная по природе, богатая, красивая)

Как мы должны относиться к ее природе?

(Беречь, охранять).

К чему в конечном счете приведет нарушение экологических связей в природе?

(Пострадают сами же люди).

Я благодарю всех участников экспедиции за работу. Достойная награда за нее – отличные и хорошие оценки.












Просмотр содержимого презентации
«Презентация тайга.»

Тема урока окружающего мира:  «Природные зоны России.  Путешествие по тайге».   Подготовила учитель начальных классов Богачева Мария Владимировна

Тема урока окружающего мира: «Природные зоны России. Путешествие по тайге».

Подготовила учитель начальных классов

Богачева Мария Владимировна

Цели урока:

Цели урока:

  • Повторить, обобщить, закрепить знания, умения и навыки о животном и растительном мире тайги.
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность
  • Воспитывать патриотизм, уважение и бережное отношение к природе, культуру поведения.
Карта природных зон России.

Карта природных зон России.

Назовите эти деревья одним словом:

Назовите эти деревья одним словом:

Это хвойные деревья.

Это хвойные деревья.

Назовите одним словом :

Назовите одним словом :

Это лиственные деревья.

Это лиственные деревья.

Лиственный лес. Хвойный лес. Смешанный лес.
  • Лиственный лес.
  • Хвойный лес.
  • Смешанный лес.
Выбери правильный ответ: Соболь    Куница

Выбери правильный ответ:

Соболь

Куница

Выбери правильный ответ: Сибирская Кабарга      Косуля

Выбери правильный ответ:

Сибирская

Кабарга

Косуля

Выбери правильный ответ: АМУРСКИЙ ТИГР       БЕНГАЛЬСКИЙ ТИГР

Выбери правильный ответ:

АМУРСКИЙ ТИГР

БЕНГАЛЬСКИЙ ТИГР

Выбери правильный ответ: ЕНОТ       РОСОМАХА

Выбери правильный ответ:

ЕНОТ

РОСОМАХА

Выбери правильный ответ: КЛЕСТ        КЕДРОВКА

Выбери правильный ответ:

КЛЕСТ

КЕДРОВКА

Выбери правильный ответ: ОЛЕНЬ        ЛОСЬ

Выбери правильный ответ:

ОЛЕНЬ

ЛОСЬ

МОЛОДЦЫ!!!

МОЛОДЦЫ!!!

Подумай и дай совет: Очень экономно использовать ……… древесину. На месте вырубок ……… сажать молодые деревца. Охранять … редких животных и растения.

Подумай и дай совет:

  • Очень экономно использовать ………

древесину.

  • На месте вырубок ………

сажать молодые деревца.

  • Охранять …

редких животных и растения.

ПОМНИ!!! Охрана окружающей природы – обязанность каждого человека!

ПОМНИ!!!

Охрана окружающей природы –

обязанность каждого человека!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока «Природные зоны России . Путешествие по тайге».

Автор: Богачева Мария Владимировна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 108078


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства