Обобщающий урок-путешествие " Природные зоны России. Путешествие по тайге» о предмету "Окружающий мир" (4-й класс) (фрагмент – 30 мин.)
Цели:
- Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по разделу «Природа России» на примере тайги.
- Развивать умение учащихся обобщать, делать выводы.
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
- Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе.
Оборудование:
мультимедийная доска, проектор, компьютер, презентация «Тайга, карточки, сигнальные светофорики, карточки с названием деревьев.
Ход урока
- Организационный момент:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Работа над материалом урока.
- 1). Актуализация изученного материала.
- Мы начинаем урок окружающего мира.
- Чтобы напомнить вам, над каким разделом программы мы работаем уже несколько уроков, Кристина прочтет стихотворение.
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест …
- О чем это стихотворение?
( Это стихотворение о природных зонах России).
- Как называется раздел программы, который мы изучаем?
(«Природа России» или Природные зоны России)
- А что же называют природной зоной?
- природной зоной называют территорию со сходными климатическими условиями, имеющую определенный растительный и животный мир.
- Скажите, какие природные зоны России вы знаете?
- ответы детей.
Работа с мультимедийной доской.
Уроки Кирилла и Мефодия. Природные зоны России.
урок № 16. Задание: расставьте названия природных зон правильно.
2). Постановка темы и целей.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по одной из природных зон России. Угадайте эту зону по ее описанию :
«Унылый скрип обомшелых стволов. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы… Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое..»
Слайд 1. Тема урока.
-Конечно, это – тайга.
Слайд 2. Прочитайте цели нашего урока.
- Сегодня на уроке вы сможете попробовать себя в роли путешественников – исследователей, географов, метеорологов и даже экологов.
- Работайте активно, а оценки ваши будут зависеть от количества жетонов, которые вы получите за правильные ответы.
- И наш самолет отправляется .Экипажу и пассажирам занять свои места! Пристегнуть ремни! Мы взлетаем!
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА : «ВЗЛЕТ САМОЛЕТА»,
3). Географическое положение тайги.
Слайд 3. Тайга на карте природных зон.
- Куда же лежит наш путь? Географы , покажите на карте зону тайги.(Показывает по карте.)
-Расскажите о географическом положении этой зоны.
Географ делает сообщение.
-Тайга находится южнее зоны тундры и тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Она занимает больше половины территории России и является крупнейшей непрерывной лесной зоной на Земле. Тайга – это густой непроходимый лес.
- Кто еще сможет показать нам зону тайги?
Работа с мультимедийной доской.
Уроки Кирилла и Мефодия. Природные зоны России.
Урок № 9. Задание: Покажите на карте зону тайги.
4). КЛИМАТ.
- Уважаемый метеоролог, какая же погода нас ожидает в тайге?
Метеоролог делает сообщение.
- Климат тайги меняется. В восточной части тайги зима суровая и продолжительная , в некоторых районах морозы доходят до - 60 °С, поэтому здесь тоже есть вечная мерзлота. Лето в этой таежной зоне теплое, но очень короткое. Но земля оттаивает на большую глубину, т. к. лето здесь теплее, чем в тундре. В западной части сравнительно теплое лето (до + 10 °С ) и достаточно мягкая зима (- 10 °С). Вечной мерзлоты нет.
- Кто может добавить?
Метеоролог 2 делает сообщение.
- Почвы здесь бедны перегноем, сильно увлажнены. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Вечная мерзлота способствует застаиванию влаги. Поэтому значительную часть таежной зоны занимают озера, болота и заболоченные редколесья.
5. ПРОСМОТР РОЛИКА «ТАЙГА».
- Ребята, мы пролетаем над тайгой. Она поражает своим спокойствием и величием.
Понаблюдайте, какие растения здесь произрастают и какие животные обитают?
Ваши знания вам пригодятся .при выполнении заданий.
6) .ВИДЕО - ФИЗПАУЗА.
- Скажите, каких родственников медведя вы знаете? Один из них пришел к нам на урок. Встречайте.
7). Растительный мир.
- Что можете сказать о растительном мире тайги?
Ботаник делает сообщение.
- Растительный мир тайги представлен , в основном, представителями хвойных растений. Верхний ярус занимают сосна, ель, лиственница, пихта, кедр. Кроны этих деревьев пропускают мало света, поэтому здесь нет мелких кустарников и трав – лишь зеленые мхи , папоротники и толстый ковёр опавшей хвои покрывают почву, занимая нижний ярус.
Работа с мультимедийной доской.
Уроки Кирилла и Мефодия. Природные зоны России.
урок № 10. Задание: расположите на карте деревья, которые произрастают в тайге.
Слайд 4 и 5. Дайте характеристику этим деревьям одним словом.
Слайд 6. Это хвойные деревья.
Слайд 7 и 8. Дайте характеристику этим деревьям одним словом.
Слайд 9. Это лиственные деревья.
Игра «Посади лес». (я называю лес, дети выходят с карточками – названиями деревьев)
Слайд 10.
- Соотнести деревья с названием леса, в котором они растут.
Хвойный, смешанный, лиственный.
Ель,береза,дуб,Сосна,ольха,клен,Лиственница,
ель,липа,Пихта,сосна,черемуха,Кедр,рябина
- Молодцы, ребята.
8). Животный мир тайги.
- Что можете сказать о животном мире тайги?
Зоолог делает сообщение:
Животный мир тайги богат и разнообразен. А все потому, что каждый зверь и птица найдет, чем ему полакомиться и где от врагов спрятаться. Семенами хвойных деревьев – питаются птицы: кедровка, сойка, глухарь, дятел. Семенами сосны питаются грызуны – белки, бурундуки, полевки. А на них охотятся лисицы, соболи, медведи. Заяц предпочитает кору и веточки деревьев, а на самого зайца охотятся рысь , волк и лисица.
9). Игра «Угадай кто?»
Слайды 11 – 16.
- Узнайте животных и птиц тайги по фотографиям.
10).Экологические проблемы тайги.
- Выскажите предположения:
- Может ли тайга заболеть?
Оказывается, может. Это происходит по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.
Таких проблем очень много.
-Назовите экологические проблемы тайги.
Вырубка лесов
Браконьерство
Лесные пожары.
Подумайте и скажите, какие советы мы можем дать жителям таежной зоны?
Слайд 18.
По-хозяйски использовать ……… (древесину).
На месте вырубок ……… (сажать молодые деревца)
Охранять … (редких животных и растения)
Пилот. Мы возвращаемся домой.
III. Подведение итогов.
Руководитель экспедиции. Вспомните все наше путешествие, послушав стихи.
(Читает заранее подготовленный учащийся).
Вот под нами - лес, тайга
Встрече с нами радуются.
Тут вот кедр, а там сосна,
Елочка-красавица.
Под кусточком зайчик
Прыгает и скачет.
Ну а с ветки белочка
Хвостиком нам машет.
Под деревьями грибов
Видимо-невидимо.
На полянке солнечной
Ягоды сбираем мы.
- К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по природным зонам России?
(Огромная, разнообразная по природе, богатая, красивая)
Как мы должны относиться к ее природе?
(Беречь, охранять).
К чему в конечном счете приведет нарушение экологических связей в природе?
(Пострадают сами же люди).
Я благодарю всех участников экспедиции за работу.
Достойная награда за нее – отличные и хорошие оценки.