kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Национальное искусство народов севера. Разработка собственной композиции для игольницы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Цель урока:
Познакомить обучающихся с мотивами народных орнаментов саамского народа.
Задачи:
• познакомить с традиционными композициями орнамента, используемые в украшении игольниц, сумок, оленьих упряжей;
• изучить композиции с геометрическим, растительным орнаментами и основные орнаментальные фигуры (кресты, ромбы, круги, треугольники);
• воспитать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Кольского полуострова, любовь к родному краю.

Оборудование: рабочая тетрадь, образцы, линейка, цветные  карандаши.
Словарь: бисер, печок, оберег, воац
Ход урока
I. Организация урока.
• Проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте.
Кто сегодня у нас отсутствует?
Сегодня у нас необычный урок.
На уроке мы познакомимся с национальным искусством народов севера, с традициями саамского народа.
Но в начале, мы немножко вспомним и поговорим о народах севера.
II. Повторение пройденного материала.
• Где живут саамы? (слайд 2)
• Скажите мне, пожалуйста, а где именно проживают эти народы?
• какие коренные народы населяют наш Кольский полуостров? (в старинном селе Ловозеро, расположенном в самом центре Кольской тунд¬ры, Мурманской области)   (слайд 2)
Саамы живут на севере таких стран, как Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия (Кольский полуостров — Мурманская область). Саамов насчитывается всего от 60 до 80 тыс. чел, из которых в Норвегии — от 40 до 60 тыс. чел., в Швеции — от 15 до 25 тыс. чел., в Финляндии — от 6 до 8 тыс. чел., в России — 2 тыс. чел.   Численность в России — 1991 человек (2002). Из них подавляющее большинство (1769 чел. или 89%) — в Мурманской области.  Саамы — коренные жители Кольского Севера.
• А раньше как их называли?  (лопарями.)
• А может кто-то знает, почему их так называют?
• А какой образ жизни вели саамы? Почему в последнее время вырос интерес к данному народу?     

(слайд 3)
Они вели полукочевой образ жизни, а сейчас большинство из двух ты¬сяч саамов живет в старинном селе Ловозеро, расположенном в самом центре Кольской тунд¬ры. Главным занятием саамов было и остается оленеводство.
Саамский народ – необычайно суеверный народ, владеет элементами колдовства, но вместе с тем – дружелюбный и трудолюбивый.
Исторически художественное творчество саамов – оленеводов, охотников, рыболовов – связано с их полукочевым бытом, определившим круг необходимых для пользования вещей.
Международный день саамов отмечается 6 февраля.
• А чем  занимаются женщины?
В традициях саамских жен¬щин — шитье и вышивка бисе¬ром. Детские зыбки, летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украша¬лись узорами бисерной вышив¬ки. Сколько фантазии, мастер¬ства, сколько красок и неожи¬данных построений.  (слайд 5-13)
• А где еще использовали  женщины вышивку? (Традиционно вышивками украшали женские и девичьи головные уборы, рубахи, полотенца, края простыней или подзоры к кроватям)
• Какие национальные виды одежды северных народов вы знаете?
ПЕЧОК- глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен.
Вот перед вами ПЕЧОК – это глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен с невысоким стоячим воротом, который стянут завязками с кистями на концах. Женский печок обычно длиннее и имеет украшения на груди в виде кистей из узких полосок сукна, пропущенного в швы, и бисера.
Обычно мастера располагают орнаменты на вороте, плечах, поясе, рукавах и подоле, закрывались все открытые места. Чтобы защитить жизненно важные органы – грудь, живот делали, так называемые, устрашающие знаки или как вот в этом случае печок украшен оберегами, низ украшался земельными знаками. Делали это для того,чтобы злые духи не проникали через открытые места в одежде.

ВОАЦ- рукавички из оленьего меха,украшенные треугольниками из цветногосукна.

ШАМШУРА – это головной убор замужной женщины; выполняется из бересты, обтягивается красным сукном, расшивается бисером.
называется переносное жилище саамов? (КУВАКСА),
Обратите внимание на бисер, который расположен столбиками
Искусство северных народов образно называют Искусством, рождённым на снегу. На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходимо разнообразная игра красок.

Ярко горят на снегу кусочки сукна красного, жёлтого, зелёного, светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.

Каждый погост, каждая семья старается оберегать себя, свою семью, свой быт, хозяйство, а в этом им помогают обереги, сделанные своими руками. И ещё – вера в их силу. Я уже говорила вам, что саамский народ очень суеверный.

Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на небольшую выставку оберегов и украшений. Все они разные по форме и орнаменту.

Оберег для каждой семьи свой оригинальный, отражающий индивидуальность мастера.

Есть ещё такая версия учёных, что раньше саамы украшали одежду, жилища не треугольниками из ткани, а это были “сушёные гусиные или утиные перепонки” – очень похожие по форме на треугольник.

Об этом упоминается и в саамских сказках. Но данная своеобразная форма украшения предметов сохранилась на Севере только среди Кольских саамов.

Саамы, как я уже говорила вам, украшали свою одежду, домашнюю утварь, оленью упряжь, шамшуру - женские головные уборы, бурки, пояса, сумки и так далее.

Саамский народный орнамент создаётся вышивкой бисером. Его отличает изящная простота, строгость узора.

Мотивы вышивок состоят из вариаций простых элементов геометрической формы – треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полуокружий, зигзагов.

Трудно найти повторяющийся рисунок. Одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. А каждый орнамент оригинальный, отражающий индивидуальный почерк мастера, причём элементы орнамента головного убора, например, не могут быть использованы в вышивке праздничной упряжи.

В саамской семье есть свои родовые знаки. И они передаются из поколения в поколение.

• Какие материалы и приспособления, используются  в саамской вышивке? (олений волос, бисер,сукно, нитки, иголки, наперсток).А какого цвета используют сукно?
• Особенности цветовой гаммы в вышивке? А знаете ли вы какие схемы и рисунки использовали саамы в вышивке?

III. Изучение нового материала.
1. Сообщение теоретических сведений.
ИТАК, сегодня на уроке, мы
познакомимся  с  национальным искусством  народов севера - с традиционными композициями орнамента, используемые в украшении игольниц, сумок, оленьих упряжей и,  используя символику, попытаемся составить собственною композицию для игольницы.
ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ,ЗАПИСЫВАЕМ: 26.01.11 И  ТЕМУ УРОКА
Хочется выделень четыре главные функции народного орнамента: ( слайд 16)
1. Оберег- это магическая функция,
2. Украшения – это декоративно-эстетическая функция,
3. Воспитательная функция- любовь к родному краю,
4. Информационная функция- это средство передачи информации.
• Как вы думаете, что обусловило такой данный вид творчества у саамов? ( слайд 17)
В вышивке Карелии выделяются две большие группы мотивов: геометрические и изобразительные. Нередко композиции состоят из схематизированных деревьев, причем они не имеют ничего общего с реально существующим растительным миром.
Изображения животных характерно для карельской вышивки. Наиболее часто встречается конь со всадником или деревцем на спине. Для северных районов Карелии нередко изображение схематичных рогатых оленей.

Саамская символика.

Значение знаков в основном остаётся загадкой. Но вот перед вами некоторые символы, которые используются в вышивке.

(показ символов, разъяснение) ( слайд 18-19)
У саамов каждая точка и каждый знак что-нибудь означает.

Магическими цифрами считаются 3,7,11. Используют саамы пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;
Красный – цвет жизни.
Жёлтый – знак огня.
Зелёный – тундра.
Синий – цвет моря, неба.
Чёрный цвет – цвет смерти, саамы его не используют и не носят.

А ещё у саамов каждое время года тоже соответствует разному цвету.

• Красный цвет – ведь у саамов лето соответствует красному цвету брусники.
• Зима – синий цвет, как ягода черника.
• Жёлтый цвет, а как вы думаете, какая ягода имеет подобный цвет?
(Правильно, это морошка.)
• Весной всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох.
Теперь вы знаете, какой цвет соответствует вашему дню рождения. Обереги вы будете делать для себя или для своих родных и близких, если вы считаете, что им нужна помощь.
Но оберегом его можно будет назвать только тогда, если во время работы, вы будете очень верить, что этот талисман действительно сбережёт вас.
Ваш оберег будет украшен бисером и мехом. Узор составьте сами для себя.
IV. Практическая работа.
Кстати у саамов: сколько девочек в семье - столько должно быть игольниц. Это считается сугубо личная вещь. Заметьте, что игольница тоже украшена оберегами.
ТБ ПРИ РАБОТЕ НА ПК.
КОМПОЗИЦИЯ В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО ОЗНАЧАЕТ "СОСТАВЛЯТЬ, СОЧИНЯТЬ". КОМПОНОВКА - СОСТАВЛЯТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ.
    ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ КОМПОЗИЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ УМЕНИЕ РАЗМЕЩАТЬ ПРЕДМЕТЫ И ИХ ЧАСТИ ТАК, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ГАРМОНИЧЕСКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЦЕЛОЕ.
Задание: Разработка собственной композиции для игольницы.
А сейчас я попрошу прочитать стихотворение саамской поэтессы Эльвиры Галкиной.

Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Чётким узором на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу, при луне….
Пусть предки не знали тогда букварей,
Их мысли и разум – в тех чётких узорах,
В них – красота и жизнь самих лопарей,
А сколько в них солнца!
А сколько простора!

очень красивые стихи.

По окончанию работы – сохраняете работу в папку.

Будьте внимательны. Желаю вам удачи.

 Самостоятельная работа учащихся.

V. Итог урока.
1.Самоанализ деятельности учащихся.
Учащиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на сле¬дующие вопросы:
• Что вы узнали нового?
• Какие фигуры использовали для своей игольницы?
• Какие новые слова вы узнали?

2.Выставление оценок, их аргументация.
Посмотрите какая у нас получилась замечательная выставка, а самое главное все ваши игольницы  не похожи друг на друга.

ВЫВОДЫ

С работой справились все, молодцы!
Оценка “отлично”!
VI. Список литературы.
• В Драшников «История родного края».
• Выставка народного искусства саамов Кольского полуострова г. Мурманск 1994г., областной центр художественных ремёсел.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Национальное искусство народов севера. Разработка собственной композиции для игольницы." »

Тема урока: "Национальное искусство народов севера. Разработка собственной композиции для игольницы "

Цель урока:

Познакомить обучающихся с мотивами народных орнаментов саамского народа.

Задачи:

  • познакомить с традиционными композициями орнамента, используемые в украшении игольниц, сумок, оленьих упряжей;

  • изучить композиции с геометрическим, растительным орнаментами и основные орнаментальные фигуры (кресты, ромбы, круги, треугольники);

  • воспитать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Кольского полуострова, любовь к родному краю.



Оборудование: рабочая тетрадь, образцы, линейка, цветные карандаши.

Словарь: бисер, печок, оберег, воац

Ход урока

I. Организация урока.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте.

Кто сегодня у нас отсутствует?

Сегодня у нас необычный урок.

На уроке мы познакомимся с национальным искусством народов севера, с традициями саамского народа.

Но в начале, мы немножко вспомним и поговорим о народах севера.

II. Повторение пройденного материала.

  • Где живут саамы? (слайд 2)

  • Скажите мне, пожалуйста, а где именно проживают эти народы?

  • какие коренные народы населяют наш Кольский полуостров? (в старинном селе Ловозеро, расположенном в самом центре Кольской тунд­ры, Мурманской области) (слайд 2)

Саамы живут на севере таких стран, как Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия (Кольский полуостровМурманская область). Саамов насчитывается всего от 60 до 80 тыс. чел, из которых в Норвегии — от 40 до 60 тыс. чел., в Швеции — от 15 до 25 тыс. чел., в Финляндии — от 6 до 8 тыс. чел., в России — 2 тыс. чел. Численность в России — 1991 человек (2002). Из них подавляющее большинство (1769 чел. или 89%) — в Мурманской области. Саамы — коренные жители Кольского Севера.

  • А раньше как их называли? (лопарями.)

  • А может кто-то знает, почему их так называют?

  • А какой образ жизни вели саамы? Почему в последнее время вырос интерес к данному народу?


(слайд 3)

Они вели полукочевой образ жизни, а сейчас большинство из двух ты­сяч саамов живет в старинном селе Ловозеро, расположенном в самом центре Кольской тунд­ры. Главным занятием саамов было и остается оленеводство.
Саамский народ – необычайно суеверный народ, владеет элементами колдовства, но вместе с тем – дружелюбный и трудолюбивый.

Исторически художественное творчество саамов – оленеводов, охотников, рыболовов – связано с их полукочевым бытом, определившим круг необходимых для пользования вещей.

Международный день саамов отмечается 6 февраля.

  • А чем занимаются женщины?

В традициях саамских жен­щин — шитье и вышивка бисе­ром. Детские зыбки, летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украша­лись узорами бисерной вышив­ки. Сколько фантазии, мастер­ства, сколько красок и неожи­данных построений. (слайд 5-13)

  • А где еще использовали женщины вышивку? (Традиционно вышивками украшали женские и девичьи головные уборы, рубахи, полотенца, края простыней или подзоры к кроватям)

  • Какие национальные виды одежды северных народов вы знаете?

ПЕЧОК- глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен.

Вот перед вами ПЕЧОК – это глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен с невысоким стоячим воротом, который стянут завязками с кистями на концах. Женский печок обычно длиннее и имеет украшения на груди в виде кистей из узких полосок сукна, пропущенного в швы, и бисера.

Обычно мастера располагают орнаменты на вороте, плечах, поясе, рукавах и подоле, закрывались все открытые места. Чтобы защитить жизненно важные органы – грудь, живот делали, так называемые, устрашающие знаки или как вот в этом случае печок украшен оберегами, низ украшался земельными знаками. Делали это для того,чтобы злые духи не проникали через открытые места в одежде.


ВОАЦ- рукавички из оленьего меха,украшенные треугольниками из цветногосукна.



ШАМШУРА – это головной убор замужной женщины; выполняется из бересты, обтягивается красным сукном, расшивается бисером.

называется переносное жилище саамов? (КУВАКСА),

Обратите внимание на бисер, который расположен столбиками

Искусство северных народов образно называют Искусством, рождённым на снегу. На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходимо разнообразная игра красок.


Ярко горят на снегу кусочки сукна красного, жёлтого, зелёного, светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.


Каждый погост, каждая семья старается оберегать себя, свою семью, свой быт, хозяйство, а в этом им помогают обереги, сделанные своими руками. И ещё – вера в их силу. Я уже говорила вам, что саамский народ очень суеверный.


Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на небольшую выставку оберегов и украшений. Все они разные по форме и орнаменту.


Оберег для каждой семьи свой оригинальный, отражающий индивидуальность мастера.


Есть ещё такая версия учёных, что раньше саамы украшали одежду, жилища не треугольниками из ткани, а это были “сушёные гусиные или утиные перепонки” – очень похожие по форме на треугольник.


Об этом упоминается и в саамских сказках. Но данная своеобразная форма украшения предметов сохранилась на Севере только среди Кольских саамов.


Саамы, как я уже говорила вам, украшали свою одежду, домашнюю утварь, оленью упряжь, шамшуру - женские головные уборы, бурки, пояса, сумки и так далее.


Саамский народный орнамент создаётся вышивкой бисером. Его отличает изящная простота, строгость узора.


Мотивы вышивок состоят из вариаций простых элементов геометрической формы – треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полуокружий, зигзагов.


Трудно найти повторяющийся рисунок. Одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. А каждый орнамент оригинальный, отражающий индивидуальный почерк мастера, причём элементы орнамента головного убора, например, не могут быть использованы в вышивке праздничной упряжи.


В саамской семье есть свои родовые знаки. И они передаются из поколения в поколение.


  • Какие материалы и приспособления, используются в саамской вышивке? (олений волос, бисер,сукно, нитки, иголки, наперсток).А какого цвета используют сукно?

  • Особенности цветовой гаммы в вышивке? А знаете ли вы какие схемы и рисунки использовали саамы в вышивке?



III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение теоретических сведений.

ИТАК, сегодня на уроке, мы

познакомимся с национальным искусством народов севера - с традиционными композициями орнамента, используемые в украшении игольниц, сумок, оленьих упряжей и, используя символику, попытаемся составить собственною композицию для игольницы.

ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ,ЗАПИСЫВАЕМ: 26.01.11 И ТЕМУ УРОКА

Хочется выделень четыре главные функции народного орнамента: ( слайд 16)

  1. Оберег- это магическая функция,

  2. Украшения – это декоративно-эстетическая функция,

  3. Воспитательная функция- любовь к родному краю,

  4. Информационная функция- это средство передачи информации.

  • Как вы думаете, что обусловило такой данный вид творчества у саамов? ( слайд 17)

В вышивке Карелии выделяются две большие группы мотивов: геометрические и изобразительные. Нередко композиции состоят из схематизированных деревьев, причем они не имеют ничего общего с реально существующим растительным миром.

Изображения животных характерно для карельской вышивки. Наиболее часто встречается конь со всадником или деревцем на спине. Для северных районов Карелии нередко изображение схематичных рогатых оленей.


Саамская символика.


Значение знаков в основном остаётся загадкой. Но вот перед вами некоторые символы, которые используются в вышивке.


(показ символов, разъяснение) ( слайд 18-19)

У саамов каждая точка и каждый знак что-нибудь означает.


Магическими цифрами считаются 3,7,11. Используют саамы пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;

Красный – цвет жизни.

Жёлтый – знак огня.

Зелёный – тундра.

Синий – цвет моря, неба.

Чёрный цвет – цвет смерти, саамы его не используют и не носят.


А ещё у саамов каждое время года тоже соответствует разному цвету.


  • Красный цвет – ведь у саамов лето соответствует красному цвету брусники.

  • Зима – синий цвет, как ягода черника.

  • Жёлтый цвет, а как вы думаете, какая ягода имеет подобный цвет?

(Правильно, это морошка.)

  • Весной всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох.

Теперь вы знаете, какой цвет соответствует вашему дню рождения. Обереги вы будете делать для себя или для своих родных и близких, если вы считаете, что им нужна помощь.

Но оберегом его можно будет назвать только тогда, если во время работы, вы будете очень верить, что этот талисман действительно сбережёт вас.

Ваш оберег будет украшен бисером и мехом. Узор составьте сами для себя.

IV. Практическая работа.

Кстати у саамов: сколько девочек в семье - столько должно быть игольниц. Это считается сугубо личная вещь. Заметьте, что игольница тоже украшена оберегами.

ТБ ПРИ РАБОТЕ НА ПК.

КОМПОЗИЦИЯ В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО ОЗНАЧАЕТ "СОСТАВЛЯТЬ, СОЧИНЯТЬ". КОМПОНОВКА - СОСТАВЛЯТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ.

    ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ КОМПОЗИЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ УМЕНИЕ РАЗМЕЩАТЬ ПРЕДМЕТЫ И ИХ ЧАСТИ ТАК, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ГАРМОНИЧЕСКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЦЕЛОЕ.

Задание: Разработка собственной композиции для игольницы.

А сейчас я попрошу прочитать стихотворение саамской поэтессы Эльвиры Галкиной.


Бусинка к бусинке ровненько ляжет

Чётким узором на ярком сукне.

Каждый узор подробно расскажет

О мастерстве на снегу, при луне….

Пусть предки не знали тогда букварей,

Их мысли и разум – в тех чётких узорах,

В них – красота и жизнь самих лопарей,

А сколько в них солнца!

А сколько простора!


очень красивые стихи.


По окончанию работы – сохраняете работу в папку.


Будьте внимательны. Желаю вам удачи.


Самостоятельная работа учащихся.


V. Итог урока.

1.Самоанализ деятельности учащихся.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на сле­дующие вопросы:

  • Что вы узнали нового?

  • Какие фигуры использовали для своей игольницы?

  • Какие новые слова вы узнали?


2.Выставление оценок, их аргументация.

Посмотрите какая у нас получилась замечательная выставка, а самое главное все ваши игольницы не похожи друг на друга.


ВЫВОДЫ


С работой справились все, молодцы!

Оценка “отлично”!

VI. Список литературы.

  • В Драшников «История родного края».

  • Выставка народного искусства саамов Кольского полуострова г. Мурманск 1994г., областной центр художественных ремёсел.










Приложение 1


















































Приложение 2





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кочетова Оксана Юрьевна

Дата: 06.07.2014

Номер свидетельства: 109472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства