1.Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для понимания детьми необходимости постоянного расширения знаний. | Словесный, наглядный | -Здравствуйте! Меня зовут (имя). Сегодня я буду у вас проводить урок. Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь, пожалуйста. -Я предлагаю вам обратить внимание на доску. Здесь представлена пословица - "За всякое дело берись умело". - Ребята, а как вы понимаете данную пословицу? -Ребята, вы правы, ведь поистине, труд для человека является большим богатством и кладом, поэтому на сегодняшнем уроке я хочу, чтобы вы все хорошо потрудились, чтобы урок прошёл интересным, а самое главное - полезным для вас. | (Приветствуют учителя) -Когда человек трудится, то ему нужно постараться, чтобы всё получилось. | Ф | Интерактивная доска | - | - | -анализировать текстовую информацию (П); -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); -признавать возможность существования разных точек зрения (К); -корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К); | - сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Повторение детьми, пройденнного материала | Словесный, наглядный, практический | - Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке? -Верно, давайте вспомним, что вы проходили на уроке. Что такое «Арктика»? -Да, верно. Где расположена зона арктических пустынь? -Правильно. Обратите внимание на доску. Вам нужно сейчас определить какие животные относятся к зоне Арктики. -Молодцы, ребята, вы верно выполнили задание. | -Тему нашего урока была: «По ледяной пустыне». -Район Земли, примыкающий к северному полюсу. -Зона арктических пустынь расположена на островах Арктики. https://learningapps.org/view27688425 (Животные, которые относятся к зоне Арктики: чайка, гагарка, треска, морж. Животные, которые не относятся к зоне Арктики: гусь, лебедь, белая куропатка, журавль) | Ф | Интерактивная доска | - | -осознание целостности окружающего мира | - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, знакомых по опыту (П); -корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К); -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); | - сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Проектирование обучающимися процесса построения нового знания | Словесный, наглядный | - Так как вы думаете, какая будет тема нашего урока? -Молодец, да, тема нашего урока: «По холодной тундре». -Какую цель вы можете поставить? -Всё верно, спасибо за ответы. -Для того, чтобы познакомиться с новой природной зоной, вам нужно расставить этапы плана урока в правильном порядке. Сейчас вы будете работать в парах, но для начала напомните правила работы в парах. -Хорошо, можете приступать к обсуждению. -Ребята, давайте проверим ваши варианты. -Молодцы, совершенно верно! | -Тема нашего урока – «Тундра». -Познакомиться с природной зоной – тундра. -Говори тихо и спокойно. -К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. -Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. -Делай замечания тактично, не груби. -В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. -1 пункт – узнать основную информацию о природной зоне. -2 пункт – познакомиться с животным и растительным миром тундры. -3 пункт – Самостоятельная работа. | Ф П | Интерактивная доска | Контроль | | -с помощью педагогического работника формулировать цель деятельности (П); -признавать возможность существования разных точек зрения (К); -корректно высказывать свое мнение (К); -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата (Р); -выстраивать последовательность выбранных действий (Р). | - сформированность познавательных интересов, активности, инициативности и самостоятельности в познании. |
5. Реализация построенного проекта. | Реализация основной части урок | Словесный, наглядный, практически | -Ребята, а вы знаете как переводится слово «тундра» с финского языка? -В переводе с финского языка тундра означает «бесплодная» или «безлесая». Ребята, откройте учебник на странице 84. Давайте прочитаем 1 абзац, начиная со слов: «Южнее зоны…». -Хорошо, так что же такое «тундра»? -Да, правильно. Теперь прочитаем 2 абзац. Ребята, следите за осанкой, спина должна быть прямая. -Сколько месяцев длится зима в тундре? -Верно, а какой максимальный градус мороза зимой? -Сколько месяцев длится полярная ночь? -Верно, молодцы, вижу, что читаете внимательно. Теперь 3 абзац. -Почему с поверхности почвы вода испаряется медленно? -Совершенно верно. И остался последний абзац. -В какой зоне природный и животный мир более разнообразный: в тундре или в зоне арктических пустынь? -Молодцы, верно. Откройте учебник на странице 86. Прочитайте про себя первые 3 абзаца. Читайте вдумчиво, внимательно, я буду задавать вопросы. -Итак, какие ягоды распространены в тундре? -Верно. Чем необычны и удивительны карликовая берёза и полярная ива? -А почему именно таким образом они приспособились к жизни в тундре? -Совершенно, верно! Теперь читаем про себя следующие 3 абзаца. -Какие птицы прилетают на лето в тундру? -Верно, а есть птицы, которые постоянно живут в тундре? -Хорошо, верно. А чем питается белая сова? -Да, правильно. А кто ещё питается леммингами? -Хорошо. Ребята, а какая орфограмма в слове «лемминг» встречается? -Верно. Ребята, прочитайте 2 оставшихся абзаца на странице 87. -Что вы узнали про дикого северного оленя? -Ребята, говоря про обитателей тундры, также важно сказать, что некоторые из них занесены в Красную Книгу России. А что такое Красная Книга? -Верно. В данном списке находятся командорский песец и северный олень. Что нужно сделать, чтобы предотвратить их исчезновение? -Да, я с вами согласна! Людям необходимо принять все меры, чтобы предотвратить исчезновение этих животных. -Какое же основное занятие северных народов? -Хорошо, верно. Откройте учебник на 85 странице. Обратите внимание на обитателей тундры, кого вы видите? -Верно, вы назвали обитателей тундры. | (Предположения об-ся) (Об-ся читают текст учебника на странице 84) -Тундра – это холодная безлесная равнина, которая является частью Арктики. (Об-ся читают текст учебника на странице 84) -Зима в тундре длится от 7 до 8 месяцев. - Максимальный градус мороза зимой -50°C. -Полярная ночь длится примерно 2 месяца. (Об-ся читают текст учебника на странице 84) -С поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. (Об-ся читают текст учебника на странице 84) -В тундре природный и животный мир более разнообразный. (Об-ся читают текст учебника на странице 84) -В тундре распространены морошка, голубика, брусника. -Карликовая берёза и полярная ива удивительны тем, что это низкорослые растения, которые практически стелются по земле, таким образом они приспособились к жизни в тундре. -Они приспособились к жизни в тундре именно таким образом, потому что у поверхности земли теплее и ветер слабее, а зимой снег полностью укрывает их и защищает от морозов и ветров. (Об-ся читают текст учебника на странице 84) -На лето в тундру прилетают: журавли, гуси, лебеди, кулики. -Да, постоянно в тундре живут белая куропатка и белая сова. -Основной пищей белой совы являются маленькие грызуны – лемминги. -Также леммингами питаются и песцы. -Удвоенная согласная буква М. -Дикий северный олень прекрасно приспособлен к условиям севера. -Густой мех защищает его от холода, а широкие раздвоенные копыта позволяют ходить по снегу, не проваливаясь. -Северные олени стадами кочуют по тундре. -Красная Книга - список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов. -Чтобы предотвратить исчезновение этих животных нужно прекратить и запретить истребление таких животных. -Также необходимо создать заповедники для разведения и размножения исчезающего вида, -Прекратить хозяйственную деятельность человека, которая несет ущерб животному миру. -Основное занятие северных народов – оленеводство. -Гуси. -Журавли. -Песец. -Северный олень. -Кулик. -Белая куропатка. -Лебедь. -Белая сова. -Лемминги. | Ф И | Интерактивная доска | Контроль, взаимоконтроль | -приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе; -умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи; | -устанавливать причинно-следственные связи (П); -прогнозировать возможное развитие событий, их последствия (П); -анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей (П); -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции (К); -признавать возможность существования различных точек зрения (К); -корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К); -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); -принимать цель совместной деятельности, строить действия по ее достижению (К); | - сформированность познавательных интересов, любознательности и самостоятельности в познании; -бережное отношение к природе; -неприятие действий, приносящих ей вред. |
6. Первичное закрепление во внешней речи. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи обучающимися | Словесный, наглядный, практический | -Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 48. Вам необходимо выполнить задание 2. С помощью текста в учебнике определите опорные слова, по которым можно составить небольшой текст про тундру. Вы можете совещаться с соседом, но не забываем про правила работы в паре. Приступайте к выполнению. -Ребята, следите за осанкой, спина должна быть ровная. Завершаем выполнение задания. -Какие слова вы выписали? -Отлично, давайте теперь составим устно описание тундры опираясь на данные слова. Кто хочет попробовать? -Отлично, а теперь ребята давайте немного отдохнём. Аккуратно встаньте и повторяйте за мной. (Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.) | (Об-ся выполняют задание в рабочей тетради) (Варианты ответов об-ся) (На основе опорных слов об-ся составляют текст по теме урока) (Обучающиеся выполняют динамическую паузу) | Ф П | Интерактивная доска | Контроль | -умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи; | -корректно высказывать свое мнение (К); -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К). | - сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Этап самостоятельной работы обучающихся с самопроверкой по эталон | Словесный, наглядный, практический. | -Теперь можем продолжать работу. Сейчас у вас будет самостоятельная работа. Я раздам вам листы. На доске вы видите текст про тундру. Вам нужно заполнить пропуски. Тут будут варианты ответов, на листке вам нужно будет поставить цифру и выбрать верный вариант ответа. Можете приступать к выполнению задания. -Ребята, выпрямите спины, держим осанку. Пишем красиво, стараемся. -На доске вы видите эталон. Сравните с вашими ответами. У кого всё верно - на полях поставьте "плюс" зелёный ручкой, а у кого есть ошибки - поставьте "плюс" красной ручкой. Поднимите руки те, у кого есть ошибки. Мы их разберём. | (Выполняют самостоятельную работу) (Сверяют с эталоном) | С | Листы с заданием | Самоконтроль | -умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи; | -корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К); -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); корректировать свои учебные действия для преодоления ошибки (К). | - сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Осознание обучающимися важности изучения данной темы | Словесный | -Давайте вспомним, какая у нас была тема урока? -А какую цель перед собой ставили? -Вы достигли её? -Что нового вы узнали на нашем уроке? -Отлично, всё верно. | -Тема нашего урока – «По холодной тундре». -Познакомиться с новой природной зоной – тундра. -Да. -Тундра – это холодная безлесная равнина, которая является частью Арктики. -Зима в тундре длится от 7 до 8 месяцев. - Максимальный градус мороза зимой -50°C. -Полярная ночь длится примерно 2 месяца и т. д. | Ф | - | - | -умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи; | -признавать существование различных точек зрения (К); -корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К); -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); | - сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании. |