kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "По холодной тундре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроке окружающего мира в 4 классе при изучении темы: "По холодной тундре". Конспект составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), опираясь на возрастные особенности младших школьников 4 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "По холодной тундре"»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «По холодной тундре»

Цель урока: Сформировать представление обучающихся о природной зоне – тундра.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знать краткую характеристику природной зоны - тундра;

  • знать характеристику животного и растительного мира природной зоны - тундра;

  • уметь описывать природную зону - тундра;

  • уметь описывать природный мир тундры;

Развивающие:

  • развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

  • развивать коммуникативные навыки обучающихся;

  • развивать устную речь обучающихся;

Воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к предмету;

  • формировать начальные основы мотивации младших школьников.

Оборудование: ноутбук, электронная доска, презентация, учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., рабочая тетрадь Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Метод ы и

приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной

деятельности

Дидактические средства,

интерактивно

е

оборудование

Формы

контроля,

взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Познавательные,

Р -

регулятивные,

К -

коммуникативные)

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для понимания детьми необходимости постоянного расширения знаний.

Словесный, наглядный

-Здравствуйте! Меня зовут (имя). Сегодня я буду у вас проводить урок. Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь, пожалуйста.
-Я предлагаю вам обратить внимание на доску. Здесь представлена пословица - "За всякое дело берись умело".
- Ребята, а как вы понимаете данную пословицу?


-Ребята, вы правы, ведь поистине, труд для человека является большим богатством и кладом, поэтому на сегодняшнем уроке я хочу, чтобы вы все хорошо потрудились, чтобы урок прошёл интересным, а самое главное - полезным для вас.

(Приветствуют учителя)









-Когда человек трудится, то ему нужно постараться, чтобы всё получилось.

Ф

Интерактивная доска

-

-

-анализировать текстовую информацию (П);

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

-признавать возможность существования разных точек зрения (К);

-корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К);

- сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение детьми, пройденнного материала

Словесный, наглядный, практический

- Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?


-Верно, давайте вспомним, что вы проходили на уроке. Что такое «Арктика»?

-Да, верно. Где расположена зона арктических пустынь?


-Правильно. Обратите внимание на доску. Вам нужно сейчас определить какие животные относятся к зоне Арктики.








-Молодцы, ребята, вы верно выполнили задание.

-Тему нашего урока была: «По ледяной пустыне».


-Район Земли, примыкающий к северному полюсу.

-Зона арктических пустынь расположена на островах Арктики.


https://learningapps.org/view27688425


(Животные, которые относятся к зоне Арктики: чайка, гагарка, треска, морж.

Животные, которые не относятся к зоне Арктики: гусь, лебедь, белая куропатка, журавль)

Ф

Интерактивная доска


-

-осознание целостности окружающего мира

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, знакомых по опыту (П);

-корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К);

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);



- сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании.

3.Выявление места и причины затруднения

Создание условий для осознания того, каких именно им знаний не хватает.

Словесный, наглядный

-А вы знаете к какой зоне относятся эти животные: гусь, лебедь, белая куропатка, журавль?

-Ребята, эти животные относятся к зоне – тундра. Что вы знаете об этой зоне?

-Я вижу, что у вас затруднение в этом вопросе.


(Затруднение у обучающихся)

Ф


-

-

-выявлять недостаток информации для решения учебной задачи (П).


- сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Проектирование обучающимися процесса построения нового знания

Словесный, наглядный

- Так как вы думаете, какая будет тема нашего урока?


-Молодец, да, тема нашего урока: «По холодной тундре».

-Какую цель вы можете поставить?



-Всё верно, спасибо за ответы.

-Для того, чтобы познакомиться с новой природной зоной, вам нужно расставить этапы плана урока в правильном порядке. Сейчас вы будете работать в парах, но для начала напомните правила работы в парах.














-Хорошо, можете приступать к обсуждению.

-Ребята, давайте проверим ваши варианты.











-Молодцы, совершенно верно!

-Тема нашего урока – «Тундра».




-Познакомиться с природной зоной – тундра.







-Говори тихо и спокойно.

-К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

-Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

-Делай замечания тактично, не груби.

-В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.


-1 пункт – узнать основную информацию о природной зоне.

-2 пункт – познакомиться с животным и растительным миром тундры.

-3 пункт – Самостоятельная работа.

Ф

П

Интерактивная доска

Контроль



-с помощью педагогического работника формулировать цель деятельности (П);

-признавать возможность существования разных точек зрения (К);

-корректно высказывать свое мнение (К);

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата (Р);

-выстраивать последовательность выбранных действий (Р).


- сформированность познавательных интересов, активности, инициативности и самостоятельности в познании.

5. Реализация построенного проекта.

Реализация основной части урок

Словесный, наглядный, практически

-Ребята, а вы знаете как переводится слово «тундра» с финского языка?

-В переводе с финского языка тундра означает «бесплодная» или «безлесая».

Ребята, откройте учебник на странице 84. Давайте прочитаем 1 абзац, начиная со слов: «Южнее зоны…».


-Хорошо, так что же такое «тундра»?



-Да, правильно. Теперь прочитаем 2 абзац. Ребята, следите за осанкой, спина должна быть прямая.


-Сколько месяцев длится зима в тундре?

-Верно, а какой максимальный градус мороза зимой?

-Сколько месяцев длится полярная ночь?

-Верно, молодцы, вижу, что читаете внимательно. Теперь 3 абзац.



-Почему с поверхности почвы вода испаряется медленно?


-Совершенно верно. И остался последний абзац.


-В какой зоне природный и животный мир более разнообразный: в тундре или в зоне арктических пустынь?


-Молодцы, верно. Откройте учебник на странице 86. Прочитайте про себя первые 3 абзаца. Читайте вдумчиво, внимательно, я буду задавать вопросы.

-Итак, какие ягоды распространены в тундре?


-Верно. Чем необычны и удивительны карликовая берёза и полярная ива?









-А почему именно таким образом они приспособились к жизни в тундре?








-Совершенно, верно! Теперь читаем про себя следующие 3 абзаца.

-Какие птицы прилетают на лето в тундру?

-Верно, а есть птицы, которые постоянно живут в тундре?


-Хорошо, верно. А чем питается белая сова?


-Да, правильно. А кто ещё питается леммингами?

-Хорошо. Ребята, а какая орфограмма в слове «лемминг» встречается?

-Верно. Ребята, прочитайте 2 оставшихся абзаца на странице 87.

-Что вы узнали про дикого северного оленя?










-Ребята, говоря про обитателей тундры, также важно сказать, что некоторые из них занесены в Красную Книгу России. А что такое Красная Книга?





-Верно. В данном списке находятся командорский песец и северный олень. Что нужно сделать, чтобы предотвратить их исчезновение?











-Да, я с вами согласна! Людям необходимо принять все меры, чтобы предотвратить исчезновение этих животных.

-Какое же основное занятие северных народов?


-Хорошо, верно. Откройте учебник на 85 странице. Обратите внимание на обитателей тундры, кого вы видите?




-Верно, вы назвали обитателей тундры.

(Предположения об-ся)







(Об-ся читают текст учебника на странице 84)

-Тундра – это холодная безлесная равнина, которая является частью Арктики.


(Об-ся читают текст учебника на странице 84)

-Зима в тундре длится от 7 до 8 месяцев.


- Максимальный градус мороза зимой -50°C.


-Полярная ночь длится примерно 2 месяца.

(Об-ся читают текст учебника на странице 84)

-С поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.

(Об-ся читают текст учебника на странице 84)


-В тундре природный и животный мир более разнообразный.




(Об-ся читают текст учебника на странице 84)


-В тундре распространены морошка, голубика, брусника.

-Карликовая берёза и полярная ива удивительны тем, что это низкорослые растения, которые практически стелются по земле, таким образом они приспособились к жизни в тундре.

-Они приспособились к жизни в тундре именно таким образом, потому что у поверхности земли теплее и ветер слабее, а зимой снег полностью укрывает их и защищает от морозов и ветров.

(Об-ся читают текст учебника на странице 84)

-На лето в тундру прилетают: журавли, гуси, лебеди, кулики.

-Да, постоянно в тундре живут белая куропатка и белая сова.


-Основной пищей белой совы являются маленькие грызуны – лемминги.

-Также леммингами питаются и песцы.


-Удвоенная согласная буква М.

-Дикий северный олень прекрасно приспособлен к условиям севера.

-Густой мех защищает его от холода, а широкие раздвоенные копыта позволяют ходить по снегу, не проваливаясь.

-Северные олени стадами кочуют по тундре.



-Красная Книга - список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов.


-Чтобы предотвратить исчезновение этих животных нужно прекратить и запретить истребление таких животных.

-Также необходимо создать заповедники для разведения и размножения исчезающего вида,

-Прекратить хозяйственную деятельность человека, которая несет ущерб животному миру.


-Основное занятие северных народов – оленеводство.

-Гуси.

-Журавли.

-Песец.

-Северный олень.

-Кулик.

-Белая куропатка.

-Лебедь.

-Белая сова.

-Лемминги.

Ф

И










Интерактивная доска

Контроль, взаимоконтроль

-приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе;

-умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;


-устанавливать причинно-следственные связи (П);

-прогнозировать возможное развитие событий, их последствия (П);

-анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей (П);

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции (К);

-признавать возможность существования различных точек зрения (К);

-корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К);

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

-принимать цель совместной деятельности, строить действия по ее достижению (К);





- сформированность познавательных интересов, любознательности и самостоятельности в познании;

-бережное отношение к природе;

-неприятие действий, приносящих ей вред.



6. Первичное закрепление во внешней речи.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи обучающимися

Словесный, наглядный, практический

-Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 48. Вам необходимо выполнить задание 2. С помощью текста в учебнике определите опорные слова, по которым можно составить небольшой текст про тундру. Вы можете совещаться с соседом, но не забываем про правила работы в паре. Приступайте к выполнению.

-Ребята, следите за осанкой, спина должна быть ровная. Завершаем выполнение задания.

-Какие слова вы выписали?

-Отлично, давайте теперь составим устно описание тундры опираясь на данные слова. Кто хочет попробовать?


-Отлично, а теперь ребята давайте немного отдохнём. Аккуратно встаньте и повторяйте за мной.
(Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
.)





(Об-ся выполняют задание в рабочей тетради)







(Варианты ответов об-ся)



(На основе опорных слов об-ся составляют текст по теме урока)




(Обучающиеся выполняют динамическую паузу)

Ф

П

Интерактивная доска

Контроль

-умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;


-корректно высказывать свое мнение (К);

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К).

- сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Этап самостоятельной работы обучающихся с самопроверкой по эталон

Словесный, наглядный, практический.

-Теперь можем продолжать работу. Сейчас у вас будет самостоятельная работа. Я раздам вам листы. На доске вы видите текст про тундру. Вам нужно заполнить пропуски. Тут будут варианты ответов, на листке вам нужно будет поставить цифру и выбрать верный вариант ответа. Можете приступать к выполнению задания.

-Ребята, выпрямите спины, держим осанку. Пишем красиво, стараемся.

-На доске вы видите эталон. Сравните с вашими ответами.

У кого всё верно - на полях поставьте "плюс" зелёный ручкой, а у кого есть ошибки - поставьте "плюс" красной ручкой. Поднимите руки те, у кого есть ошибки. Мы их разберём.







(Выполняют самостоятельную работу)






(Сверяют с эталоном)

С

Листы с заданием

Самоконтроль

-умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;


-корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К);

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибки (К).

- сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Осознание обучающимися важности изучения данной темы

Словесный

-Давайте вспомним, какая у нас была тема урока?
-А какую цель перед собой ставили?



-Вы достигли её?

-Что нового вы узнали на нашем уроке?












-Отлично, всё верно.

-Тема нашего урока – «По холодной тундре».

-Познакомиться с новой природной зоной – тундра.

-Да.

-Тундра – это холодная безлесная равнина, которая является частью Арктики.

-Зима в тундре длится от 7 до 8 месяцев.

- Максимальный градус мороза зимой -50°C.

-Полярная ночь длится примерно 2 месяца и т. д.

Ф

-

-

-умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;


-признавать существование различных точек зрения (К);

-корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К);

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

- сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании.

9. Рефлексия деятельности.

Рефлексия обучающимися учебной деятельности

Словесный, наглядный

-Я считаю, что вы сегодня очень активно участвовали и плодотворно работали. Вы молодцы, спасибо вам.

-На доске вы видите предложения, вам нужно их закончить. Я начну: сегодня на уроке мне понравилось, что вы активно работали.
-А сейчас я хочу сказать спасибо за вашу работу на уроке. До свидания!






(Оценивают свою деятельность на уроке)



Ф

-

Самоконтроль, контроль

-

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями (К);

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

- устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности (Р);

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок (Р).

- сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "По холодной тундре"

Автор: Гайсаева Фатима Абдуллаевна

Дата: 30.12.2022

Номер свидетельства: 622106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Дикорастущие и культурные растения". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "226942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440525723"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-liesa-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412093078"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "Сочи столица XXII Зимних Олимпийских игр" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sochi-stolitsa-xxii-zimnikh-olimpiiskikh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "103880"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402644788"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ок.миру на тему "Природная зона - тундра". "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-ok-miru-na-tiemu-prirodnaia-zona-tundra"
    ["file_id"] => string(6) "109968"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405330693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства