Просмотр содержимого документа
«Природа. Разнообразие природы»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №183 с углубленным изучением английского языка
Центрального района г. Санкт-Петербурга
Неприрода Разнообразие природы
Окружающий мир
3 класс УМК «Школа России»
подготовила
Степура Галина Михайловна
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
Учитель: Степура Галина Михайловна
Предмет: окружающий мир
Класс:3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: Неприрода. Разнообразие природы.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Технология урока:личностно-ориентированногообучения
Цели урока: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока:
Закрепить знания о природе живой и неживой.
Формировать коммуникативные умения учащихся.
Развивать мыслительную деятельность учащихся.
Определить значение природы для человека.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
знать особенности живой и неживой природы;
уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
сравнивать и сопоставлять живую и неживую природу;
выявлять признаки сходства и различия;
умение применять имеющие знания в определённой ситуации, структурирование знаний из личного опыта;
работа с дополнительными источниками информации;
формировать интеллектуальные умения (рассуждение, сравнение, умение делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
Регулятивные:
развивать навыки самооценивания;
применять эффективные способы решения познавательных задач
Коммуникативные:
формировать аргументировать и отстаивать своё мнения;
уметь планировать совместную деятельность;
слушать и слышать учителя;
оценивать свою деятельность на уроке
Личностные:
развивать навыки сотрудничества;
развивать самостоятельность;
воспитывать у детей бережное отношение к природ
Оборудование урока:
Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть .
Мультимедийная презентация урока
Использованная литература
1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист, 1998 – 143 с.
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.
4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Постановка учебной задачи.
Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг....(неприрода).
Правильно, тема нашего урока: "Неприрода". Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
III. Разнообразие природы и её классификация. Слайд№1.
Что такое неприрода? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека).
Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина).
Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?
(Убираются слова рукотворных объектов)
Прочитайте названия объектов природы (радуга, дуб, медведь, глина)
Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая )
Слайд № 2.
Схема - опора: природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
Прочитаем первый абзац текста учебника на с. 4.
Назовите объекты природы, которые относятся к живой природе.( бабочка, трава, муравьи).
Что отнесём к неживой природе? (солнце, звёзды, небо, океан).
Как отличить живую природу от неживой?
Продолжим читать текст на стр. 5 учебника и найдем ответ на этот вопрос.
Как называется наука, которая изучает живую природу? ( биология).
Живую природу изучает особая наука - биология. Биология - совокупность наук о живой природе. Это слово произошло от двух греческих слов: "биос " - жизнь и "логос" - наука.
Разгадайте кроссворд.
Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).
Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью. (Овца).
Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).
Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).
Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).
Травянистое растение, весной с жёлтыми цветками, летом - с белыми парашютиками. (Одуванчик).
Ядовитый гриб с белыми крапинками.(Мухомор).
Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).
Как вы представляете себе "царство"?
В природе люди условились выделять особые "царства"
V. Решение учебной задачи с опорой на схему. Слайд №4.
Царства - это большие группы органического мира. Учёные-биологи делят живую природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и царство бактерий.
Слайд№5.
Бактерии - это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии - это микроорганизмы. Они живут повсюду - в воде, в воздухе, даже во рту человека.
VI.Физкультминутка. Игра "Живое - неживое".
Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы - стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).
VII. Значение природы для человека. Слайд №6.
Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой? (Человек относится к живой природе).
Человек - часть живой природы.
Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать.
Если человек придёт в лес с добром и не повредит ствола дерева. Его корней, то не погибнут грибы, будет. Чем питаться животным, да и сам человек уйдёт не с пустой корзинкой.
А если человек придёт в лес со злом, сломает ветки, повредит ствол дерева, что произойдёт? (Дерево погибнет, не будет грибов, белке нечего будет есть).
Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку он необходим для дыхания.
Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам).
Значит, неприрода – источник красоты.
Что даёт неприрода человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы).
Значит, неприрода – источник материалов для хозяйственной деятельности.
Неприрода вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).
А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось? (Радости, восторга).
Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).
Значит, неприрода – источник доброты.
Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.
Значит, неприрода – источник познания.
Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Неприрода – источник познания». (Неприрода дарит нам радость открытий).
VIII. Выделение взаимосвязей.
Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 .
Приведите примеры живой природы.
А теперь неживой.
Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).
Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая неприрода связаны друг с другом).
IX. Углубление знаний по теме урока. Слайд №7.
Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».
Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» - малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.
Картинка №1. Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.
Каринка №2. Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.
Картинка №3. И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые организмы: черви и медузы.
Картинка №4. Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.
Картинка №5. Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.
Картинка №6. Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.
Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть, поэтому нужно регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.
X. Рефлексия.
- Что нового вы открыли для себя на уроке?
- Какие новые понятия вы запомнили из урока?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
XI. Домашнее задание.
1. Прочитать статью «Неприрода» (учебник, с. 4 – 6)
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).