~Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема: Разнообразие растений и животных
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: Формировать представления о разнообразии растений и животных, готовности к природоохранной деятельности.
Задачи урока: Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
РЕГУЛЯТИВНАЯ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
КОММУНИКАТИВНАЯ: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитательные:
1. Воспитание познавательного интереса.
2. Воспитание умения общаться:
• учитель – ученик
• ученик - ученик
План урока
этапы урока / задача этапа деятельность учителя деятельность обучающихся формируемые УУД
Организационный
момент (мотивация к учебной деятельности)
Задача этапа:
Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала - Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний.
- А чтобы мы лучше слышали, лучше видели и запоминали:
1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот
2) надавите подушечками пальцев на затылок (3 раза)
3) помассируйте мочки ушей
- Сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей.
- Тихонько садитесь.
Делают разминку
Повернулись к гостям
сели
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Задача этапа:
Повторение ранее изученного материала, подведение к теме урока
- Ребята, рассмотрите выставку ваших рисунков. Какие они все красивые!
- Скажите, а чему посвящены рисунки, какова их тема? (природа)
- А что такое природа?
- Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом. Интерес к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе царства природы. Очень многое мы еще не знаем о природе, но, несмотря на это, у каждого человека это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания: луга с полевыми цветами, белоствольные берёзки, чистые ручейки и озёра, леса с перезвоном птичьих голосов. Общаясь с природой, человек отдыхает душой.
Но кроме нас, людей, на планете есть ещё множество обитателей и наш общий дом – природа.
- Вспомните, на какие 2 группы мы можем поделить всю природу?
- Назовите царства живой природы.
- По каким признакам вы определили живую природу?
На доске прикреплен пейзаж, по классу развешаны картинки с объектами живой природы, возле пейзажа картинки неживой природы.
Классификация растений и животных
Работа в группах
- А теперь поработаем в группах. Я вас прошу не забывать правила работы в группах.
Первая группа будет ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ, а остальные две – ЗООЛОГАМИ и БОТАНИКАМИ.
- Скажите, а что изучают зоологи? А ботаники?
Зоологи и ботаники получают ребусы. Разгадав ребусы, вы определите, какая из групп зоологи, какая ботаники.
- Исследователи получают бортжурнал, в который должны занести отличительные признаки растений от животных. Приступайте к работе.
- Так, группы, готовы? Кто ботаники? А зоологи?
- Молоды. Теперь я хочу вам предложить дорисовать картину природы, тем самым обозначим тему урока. Но рисовать будете не красками, а уже готовыми объектами природы, которые видите в классе.
- Ваша задача:
o совещаетесь, рассматриваете объекты природы,
o находите своего представителя и «дорисовываете» картину (один представитель от группы должен распределить картинки на доске).
-Итак, работа готова. Группа исследователей, оцените работу зоологов и биологов. Молодцы.
(насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие – животные; дерево, куст, травянистое растение – растения)
Рассматривают рисунки
Дают определение природе
(живая и неживая)
( Это всё дышит, питается, размножается, растёт)
Объединяются в группы
Разгадывают ребусы
Работают с бортжурналом
Выступление групп
«дорисовывают» картину природы объектами
Выявление причин
затруднения и постановка цели урока (целеполагание)
Задача этапа:
Подвести учащихся к теме урока, выведению цели урока и задач. - Так как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
(дети высказываются)
- Откройте учебник на страницах 28-29
- Уточните тему. Как вы думаете, какие слова главные - разнообразие или растения и животные?
- А как вы понимаете слово разнообразие? (разный образ)
- Животный и растительный мир богат и разнообразен. Мы встречаем наших любимых зверей, птиц, цветы, деревья везде, все они абсолютно разные, совершенно не похожие друг на друга.
- Ребята, исходя из темы урока, что планируете узнать? Какова цель? К своему ответу добавьте действие Узнать Познакомиться
- Ребята, а чтобы добиться цели, что будем делать?
Показ опорных схем:
Работают по учебнику
Дают ответы
(познакомиться с разнообразием растений и животных).
работать в парах, в группах, добывать информацию из учебника, работать с тетрадью, задавать вопросы, отвечать, делать вывод.
Основной этап
Задача этапа:
Познакомить детей с разнообразием растений и животных
Работа в группах.
- Мы с вами знаем огромное количество растений и животных, но, на планете есть такие виды, которых трудно определить к какому-либо из этих царств. Сегодня вам всем предстоит побыть исследователями. Исследовать некоторые виды растений и животных. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека. Каждой группе я выдаю карточку с представителем живой природы, вы должны:
- Задача:
рассмотреть картинку
прочитать,
определить, к царству животных или растений относится этот объект,
в чем уникальность этого представителя.
- Затем представитель выскажет мнение группы всему классу.
Учащимся раздаются иллюстрация с характеристикой животных и растениях: актинии, кораллы, колибри, лиана, секвойя, карликовая береза.
- Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какой вопрос вы искали ответ?
- Прежде, чем ответить на данные вопросы, я попрошу выступить группе ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Итак, на какой вопрос вы искали ответы? (определить, чем животные отличаются от растений)
- Пожалуйста, один представить от группы, выскажите, что же вы выяснили.
- Итак, представитель первой группы, выходите, рассказывайте, о вашем объекте природы.
Актиния
О ком нам рассказала первая группа?
- Это животное или растение?
- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?
- Группу животных, к которым относится актиния, вы будете изучать в 6 классе.
Лиана
- Подумайте, лиана, это дерево, кустарник, трава?
Кораллы
- О ком нам рассказала вторая группа?
- Подумайте, к какому виду животных относятся кораллы?
- Верно, мы не знаем еще такую группу.
Секвойя
- Возникает ли вопрос, к какой группе растений отнести этот вид? (нет)
- А в чем уникальность этого вида растений?
Колибри
- О ком рассказала третья группа?
- К какому виду животных относится колибри? (птица)
Карликовая береза
-Да, здесь посложней, карликовая береза – все-таки дерево или кустарник?
- Итак, как
Физминутка
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с учебником. (с.28- 29)
- Рассмотрите картинки в учебнике, каких животных вы видите?
- А какое разнообразие растений можно увидеть?
- Рассмотрите растения. Сравните, обсудите различия.
-Прочитайте вопрос глобуса: Есть ли среди этих растений деревья?
- Найдите стебель у секвойи и вьюнка.
Работа в парах
- У каждой пары набор картинок представителей двух царств. Пара должна каждое животное приклеить в свой бортжурнал, дополнив схему.
- Ребята на нашей планете очень много различных видов, о которых мы еще не знаем. Мы с вами познакомились лишь с маленькой частью растений и животных, на самом деле мир этих царств очень разнообразен, каждый представитель по-своему интересен.
Делятся на малые группы
Объединяются в группы и дают характеристику объектам природы
Ответы исследователей
- Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются, а животные ходят.
Выступление групп
Работают с учебником
Работают в парах
Подведение итогов урока
Задача этапа:
Подвести итоги работы класса на уроке
- Что узнали новое?
- Чему вы удивились на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания, с которыми вы шли на урок?
Вывод: Мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна вода, следовательно, будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях ценные животные, значит, будем охранять их место обитания. А человеку нужна Родина, а охранять природу, значит, любит Родину.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.
ответы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разнообразие растений и животных »
Конспект урока
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема: Разнообразие растений и животных
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: Формировать представления о разнообразии растений и животных, готовности к природоохранной деятельности.
Задачи урока: Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
РЕГУЛЯТИВНАЯ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
КОММУНИКАТИВНАЯ: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитательные:
Воспитание познавательного интереса.
Воспитание умения общаться:
учитель – ученик
ученик - ученик
План урока
этапы урока / задача этапа
деятельность учителя
деятельность обучающихся
формируемые УУД
Организационный
момент (мотивация кучебнойдеятельности)
Задача этапа:
Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала
- Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний.
- А чтобы мы лучше слышали, лучше видели и запоминали:
1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот
2) надавите подушечками пальцев на затылок (3 раза)
3) помассируйте мочки ушей
- Сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей.
Повторение ранее изученного материала, подведение к теме урока
- Ребята, рассмотрите выставку ваших рисунков. Какие они все красивые!
- Скажите, а чему посвящены рисунки, какова их тема? (природа)
- А что такое природа?
- Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом. Интерес к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе царства природы. Очень многое мы еще не знаем о природе, но, несмотря на это, у каждого человека это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания: луга с полевыми цветами, белоствольные берёзки, чистые ручейки и озёра, леса с перезвоном птичьих голосов. Общаясь с природой, человек отдыхает душой.
Но кроме нас, людей, на планете есть ещё множество обитателей и наш общий дом – природа.
- Вспомните, на какие 2 группы мы можем поделить всю природу?
- Назовите царства живой природы.
- По каким признакам вы определили живую природу?
На доске прикреплен пейзаж, по классу развешаны картинки с объектами живой природы, возле пейзажа картинки неживой природы.
Классификация растений и животных
Работа в группах - А теперь поработаем в группах. Я вас прошу не забывать правила работы в группах.
Первая группа будет ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ, а остальные две – ЗООЛОГАМИ и БОТАНИКАМИ.
- Скажите, а что изучают зоологи? А ботаники?
Зоологи и ботаники получают ребусы. Разгадав ребусы, вы определите, какая из групп зоологи, какая ботаники.
- Исследователи получают бортжурнал, в который должны занести отличительные признаки растений от животных. Приступайте к работе.
- Так, группы, готовы? Кто ботаники? А зоологи?
- Молоды. Теперь я хочу вам предложить дорисовать картину природы, тем самым обозначим тему урока. Но рисовать будете не красками, а уже готовыми объектами природы, которые видите в классе.
- Ваша задача:
совещаетесь, рассматриваете объекты природы,
находите своего представителя и «дорисовываете» картину (один представитель от группы должен распределить картинки на доске).
-Итак, работа готова. Группа исследователей, оцените работу зоологов и биологов. Молодцы.
затруднения и постановка цели урока (целеполагание)
Задача этапа:
Подвести учащихся к теме урока, выведению цели урока и задач.
- Так как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
(дети высказываются)
- Откройте учебник на страницах 28-29
- Уточните тему. Как вы думаете, какие слова главные - разнообразие или растения и животные?
- А как вы понимаете слово разнообразие? (разный образ)
- Животный и растительный мир богат и разнообразен. Мы встречаем наших любимых зверей, птиц, цветы, деревья везде, все они абсолютно разные, совершенно не похожие друг на друга.
- Ребята, исходя из темы урока, что планируете узнать? Какова цель? К своему ответу добавьте действие Узнать Познакомиться
- Ребята, а чтобы добиться цели, что будем делать?
Показ опорных схем:
Работают по учебнику
Дают ответы
(познакомиться с разнообразием растений и животных).
работать в парах, в группах, добывать информацию из учебника, работать с тетрадью, задавать вопросы, отвечать, делать вывод.
Основной этап
Задача этапа:
Познакомить детей с разнообразием растений и животных
Работа в группах.
- Мы с вами знаем огромное количество растений и животных, но, на планете есть такие виды, которых трудно определить к какому-либо из этих царств. Сегодня вам всем предстоит побыть исследователями. Исследовать некоторые виды растений и животных. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека. Каждой группе я выдаю карточку с представителем живой природы, вы должны:
- Задача:
рассмотреть картинку
прочитать,
определить, к царству животных или растений относится этот объект,
в чем уникальность этого представителя.
- Затем представитель выскажет мнение группы всему классу.
Учащимся раздаются иллюстрация с характеристикой животных и растениях: актинии, кораллы, колибри, лиана, секвойя, карликовая береза.
- Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какой вопрос вы искали ответ?
- Прежде, чем ответить на данные вопросы, я попрошу выступить группе ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Итак, на какой вопрос вы искали ответы? (определить, чем животные отличаются от растений)
- Пожалуйста, один представить от группы, выскажите, что же вы выяснили.
- Итак, представитель первой группы, выходите, рассказывайте, о вашем объекте природы.
Актиния
О ком нам рассказала первая группа?
- Это животное или растение?
- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?
- Группу животных, к которым относится актиния, вы будете изучать в 6 классе.
Лиана
- Подумайте, лиана, это дерево, кустарник, трава?
Кораллы
- О ком нам рассказала вторая группа?
- Подумайте, к какому виду животных относятся кораллы?
- Верно, мы не знаем еще такую группу.
Секвойя
- Возникает ли вопрос, к какой группе растений отнести этот вид? (нет)
- А в чем уникальность этого вида растений?
Колибри
- О ком рассказала третья группа?
- К какому виду животных относится колибри? (птица)
Карликовая береза
-Да, здесь посложней, карликовая береза – все-таки дерево или кустарник?
- Итак, как
Физминутка
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с учебником. (с.28- 29)
- Рассмотрите картинки в учебнике, каких животных вы видите?
-Прочитайте вопрос глобуса: Есть ли среди этих растений деревья?
- Найдите стебель у секвойи и вьюнка.
Работа в парах
- У каждой пары набор картинок представителей двух царств. Пара должна каждое животное приклеить в свой бортжурнал, дополнив схему.
- Ребята на нашей планете очень много различных видов, о которых мы еще не знаем. Мы с вами познакомились лишь с маленькой частью растений и животных, на самом деле мир этих царств очень разнообразен, каждый представитель по-своему интересен.
Делятся на малые группы
Объединяются в группы и дают характеристику объектам природы
Ответы исследователей
- Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются, а животные ходят.
Выступление групп
Работают с учебником
Работают в парах
Подведение итогов урока
Задача этапа:
Подвести итоги работы класса на уроке
- Что узнали новое?
- Чему вы удивились на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания, с которыми вы шли на урок?
Вывод: Мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна вода, следовательно, будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях ценные животные, значит, будем охранять их место обитания. А человеку нужна Родина, а охранять природу, значит, любит Родину.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.
ответы
Рефлексия
Задача этапа:
Определить, какой вид деятельности был для учащихся наиболее интересен
Ребята, сегодня на уроке мы с вами очень хорошо поработали. Скажите, что мы делали?
- Ребята, а кто догадается, почему сегодня у нас вместе с листиками появились и снежинки, да сколько их много!
- А теперь, пожалуйста, приклейте осенний листик или снежинку на тот вид деятельности, который вам больше всего понравился.
Ответы детей
Выходят сначала девочки ботаники, затем мальчики, ….
Домашнее задание
Задача этапа:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Разнообразие растений и животных
Учитель: Беляева Елена Анатольевна
УМК система развивающего обучения Л.В. Занкова
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир ( авторы: Дмитриева Н.Я., Казакова А. Н.) 1 класс
ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания
Форма урока: урок – исследование (практикум)
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Цель:
Формировать представления о разнообразии растений и животных, готовности к природоохранной деятельности.
Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
РЕГУЛЯТИВНАЯ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
КОММУНИКАТИВНАЯ: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитательные:
Воспитание познавательного интереса.
Воспитание умения общаться:
учитель – ученик
ученик - ученик
Используемое программное обеспечение:
Дмитриева Н.Я., Казакова А. Н. Учебник “Мы и окружающий мир”;
коллекция насекомых и пауков;
коллекция растительного мира;
аудио-энциклопедия, видеофильм;
фотографии, рисунки с изображением различных растений и животных.
Подготовительная работа:
доклады для учащихся о животных и растениях:
Страус Эму;
Удав;
Электрический скат;
Синий кит;
Верблюд;
Колибри;
Секвойя;
Бамбук.
Карликовая береза;
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация опорных знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению