Урок окружающего мира в 3 классе
по УМК Н.Ф.Виноградовой
Тема: Разнообразие растений.
Цели:
1.создать условия для знакомства учащихся с разнообразием растений, выделения характерных особенностей каждой группы растений;
2.формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять цель, планировать, работать по плану, контролировать свою деятельность;
3.формировать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, анализировать, наблюдать, выделять главное;
4.развивать умение работать с разными источниками информации: учебником, энциклопедиями, учебным фильмом.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (3 класс, Н.Ф.Виноградова), опорные схемы, рисунки, видеофильм «Живая природа».
Ход урока:
I. Феноминутка.
- Что можете сказать о погоде на прошлой неделе?
- Какая облачность преобладала?
- Какие явления природы наблюдали?
- Какие опасности для нашего здоровья могут подстерегать нас?
- Одевайтесь по погоде и не болейте.
II. Повторение.
сосна
скала
грибы
шиповник
камень
тополь
клевер
Солнце
медведь
- Что объединяет данные слова? (объекты природы)
- На какие группы их можно разделить? (объекты живой и неживой природы)
- Закройте объекты неживой природы синими фишками, а объекты живой природы - зелёными фишками.
(работают в парах)
- Проверим. (на доске готовый образец)
- Уберите фишки. Посмотрите и скажите, на какие царства делятся все объекты живой природы? (растения, животные, бактерии, грибы, человек)
- Сегодня нас будет интересовать царство, объектов которого больше остальных в таблице. (растения)
- Докажите, что растения относятся к царству живой природы. (растут, дышат, питаются, размножаются, умирают)
- Какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)
- Все ли растения одинаковы?
- Какую классификацию растений мы уже рассмотрели во 2 классе? (деревья, кустарники, травы)
- Приведите примеры.
III. Целеполагание.
- Сейчас вы посмотрите отрывок из учебного фильма и попробуете определить тему сегодняшнего урока.
(просмотр отрывка учебного фильма)
- Какова же тема урока?
- Какие цели поставите перед собой на урок? (записываю на доске: 1.выделить группы растений; 2. определить особенности каждой группы; 3.познакомиться с представителями групп.
- Какие источники информации помогут реализовать эти цели? (учебник, учитель, товарищи, учебный фильм)
IV. Работа по теме.
(на доске иллюстрации растений по группам)
- Рассмотрите каждую группу растений и попробуйте дать название каждой группе.
(работа в группах)
- Какие же группы выделяют в царстве растений? (карточки на доске: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)
- Первую цель реализовали. Теперь приступим к изучению каждой группы.
- Водоросли.
- Информацию об этой группе берём из учебного фильма.
1ЧАСТЬ: - О каких водорослях шла речь? (о пресноводных)
- Можно заметить одноклеточные водоросли в воде летом, т.к. они окрашивают её в зелёный цвет. В теплые солнечные дни водоросли быстро размножаются, и кажется, что вода, в которой они живут, становится зелёной.
2ЧАСТЬ: - О каких водорослях шла речь в этом отрывке? (о морских)
- Какие особенности строения имеют водоросли?
(заполнение таблицы по мере изучения групп)
водоросли
мхи
папоротники
хвойные
цветковые
Корень
--
--
+
+
+
Стебель
-
+
+
+
+
Листья
- -
+
+
+
+
Цветок
-
--
--
--
+
Плод с
семенами
-
--
--
+семена
+
- Какая морская водоросль широко распространена и используется в пищу? (ламинария, или морская капуста)
2.Мхи.
- Изучать особенности этой группы растений вы будете самостоятельно по плану:
1. где встречается;
2. особенности строения;
3. от чего зависит жизнь мхов.
- А поможет вам в этом учебник с.41-42.
(самостоятельная работа по учебнику)
- Что вы узнали об этой группе? (ответы детей по плану)
- Уточним и дополним знания информацией из учебного фильма.
(просмотр отрывка фильма о мхах)
- Каких представителей этой группы вы можете назвать?
- Во 2 классе, когда мы изучали природное сообщество болото, то говорили, что там можно встретить мох сфагнум. Он образует не просто ковёр, как другие мхи, а целую перину. Растёт он всю свою жизнь. Точнее растёт его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Недаром этот мох ещё называют торфяным.
Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, торфяной мох способен впитывать невероятно много воды – в 30-40 раз больше, чем весит сам.
Люди используют это свойство сфагнума. Его издавна применяют при перевязки ран.
- Папоротники.
- О какой группе идёт речь?
Много миллионов лет назад эти растения господствовали на земном шаре. Тогда они были огромными деревьями высотой до 40 метров. В настоящее время эти древовидные растения можно встретить только в тропических лесах. В нашей стране эти растения травянистые. Узнать их легко по крупным сильно рассечённым листьям.
- Верно, о папоротниках.
- В каких условиях живут папоротники и чем отличаются от водорослей и мхов, узнаем из фильма.
(просмотр фильма о папоротниках)
- В каких условиях живут папоротники?
- Чем отличаются от водорослей и мхов?
- Какие названия папоротников вы запомнили?
- Хвойные.
- Какие хвойные растения вы знаете?
- Почему эта группа получила такое название?
- Продолжим смотреть фильм.
(просмотр фильма о хвойных растениях)
- Чем хвойные растения отличаются от предыдущих групп? (есть семена)
- Где они находятся? (в шишках)
- Семена расположены открыто (голо) на чешуйках шишек. Поэтому эти растения получили и другое название. Какое? Ответ найдите в учебнике на с. 42-43.
- Какие новые хвойные растения вы узнали?
- Цветковые.
- Почему они так называются?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Это самая многочисленная и распространённая на Земле группа растений, их более 250 тыс. видов.
(просмотр фильма о цветковых растениях)
- В чём отличие от других групп?
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не только приманивают, они ещё и кормят одних насекомых соком-нектаром, других – пыльцой, треть-
их – и тем и другим.
V. Итог урока.
- Итак, мы сегодня рассмотрели царство растений. Какие же группы в нём выделяют?
- Какая группа самая многочисленная?
- Можно ли сказать, что мы закончили изучение темы «Разнообразие растений»? Почему?
Помогут вам различные энциклопедии, научно-познавательные книги, справочники.
- Проведём диагностику ваших знаний.
1. +
2. --
3. +
4. +
5. --
6. +
7. +
8. --
9. +
1.водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков;
2.водоросли можно рассмотреть только под микроскопом;
3.жизнь мхов зависит от воды;
4.хвойные растения называют ещё голосеменными потому, что семена расположены открыто на чешуйках шишек;
5.у любого растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами;
6.цветковые растения – самая многочисленная группа;
7.на месте цветков образуется плод с семенами;
8.липа – не цветковое растение;
9.растение – живое существо, т.к. оно растёт, питается, дышит, размножается.
- Соедините точки: 1 и 3, 1 и 4, 4 и 6, 6 и 9, 9 и 7. Что получилось?
- Это значит, вы хорошо работали на уроке и выполнили все цели урока.
VI. Домашнее задание.
Учебник с. 40 – 43, пересказ, РТ1 с.17 № 48.