II Самоопределение к деятельности | Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия | Ребята внимание на экран (показ отрывка из познавательной передачи «Шишкин лес»)
Посмотрите и предположите, о чем мы будем говорить на уроке? -Ребята, что забыл сказать Зубок? Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? - Прочитайте тему нашего урока.(слайд 1) - Действительно, сегодня на уроке будем говорить о вежливости и правилах поведения. Давайте обозначим проблему нашего урока. Задачи нашего урока( слайд 2) 1.Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях; 2. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям. | Просмотр отрывка из познавательной передачи «Шишкин лес» Ответы на вопросы учителя; Формулирование задач учебного занятия. |
III Изучение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала | Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть. Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. - В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». - Давайте вспомним эти слова с помощью игры «Доскажи словечко» - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) - Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) - Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.) - Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости, пожалуйста.) - Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) - И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) - Как вы думаете какие слова называют волшебными? Почему? (слайд 3) - Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. - В каких случаях мы используем эти слова? (слайд) Работа в паре. Рассмотрите рисунки на экране. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова (слайд 4). ( Учащиеся показывают мини – сценки) (слайд 6) - Какие вежливые слова вы знаете? - У меня на магнитной доске солнышко с лучиками. На них написаны волшебные слова. Выходим по одному к доске, переворачиваем «лучик» и читаем слова. А вы должны определить, в каких случаях говорятся эти слова 1. Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие). 2. До свидания, пока, счастливого пути (прощание). 3. Извините, простите, я виноват (извинение). 4. Спасибо, благодарю (благодарность). 5. Будьте добры, пожалуйста (просьба). (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас.) - Какое слово чаще всего используют люди приветствуя друг друга? - А кто помнит от какого слова произошло слова произошло слово «здравствуйте» Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья). (слайды 7 ) - Какие слова используют люди при прощании? До свидания – приветствие при прощании (слайды 8) - Вежливых слов не одно и не два, Помни и знай эти чудо – слова! - Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.(слайд 9) | Высказывания по заданной теме; проигрывание, анализ и исправление ситуаций(как правильно разговаривать по телефону) Дети называют и эти слова появляются на доске после того, как дети назвали «волшебное» слово. Работа в парах. Дети разыгрывают ситуации. Учащиеся показывают мини – сценки. Работа у доски. Учащиеся определяют в каких случаях так говорят. |
IV Первичная проверка новых знаний и способов деятельности | Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала. Выявить пробелы и провести коррекцию | 1. Работа по учебнику. Телефонный разговор – нелёгкое дело. Каждый должен управлять словами умело. Чтобы человеку на той линии провода, обидится на вас не было повода. - Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (слайд 10) Помни: (Слайд 11) Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. 3. Не следует говорить слишком долго. 2. Работа в группах (Слайд 12) Ситуации Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным. -А сейчас проверим, опираясь на схему разговора, правильно ли вы составили телефонные диалоги? Разыграем ситуации (разговор по телефону) Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить по какой программе показывают мультфильмы. Девочка звонит подруге и хочет узнать домашнее задание по математике. Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру «Футбол». Внук звонит бабушке узнать как она поживает Одноклассник звонит своему однокласснику, чтобы узнать домашнее задание. «Алло». Приветствие. Объяснение цели своего звонка – собственно разговор. Благодарность. Прощание | Составление памятки. Работа в парах. Учащиеся разыгрывают телефонный разговор. |
VI Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | - Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения: На доске: - Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... . - Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... . - Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... . Что полезного вы узнали на уроке? А теперь дайте клятву вежливости. Клянётесь никогда не грубить, а только вежливыми быть? Торопясь в школу на урок, В класс входить до того, как звенит звонок? К другу в гости, когда придёте, Хорошее настроение с собой принесёте? Клянётесь законы вежливости выполнять, Чтобы силой не приходилось вас заставлять? Молодцы! | Участие в оценке результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся с использованием сигнальных карточек |
VII Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния. | - Давайте мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые находятся у вас в конвертах синего цвета. Ребята обратите внимание, вам необходимо составить правила вежливости. Вежливость проявляется в отношении с людьми. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. Будь вежлив со своими друзьями: не давай им прозвищ и кличек. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших. Не отвечай на грубость грубостью. Будь приветлив и всегда внимателен к людям. Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова! | Составление правил вежливости. |