Технологическая карта занятия
по теме: «Креатив-бой»
(факультатив «Учись мыслить смело» 8 класс)
Цель:
Развитие умения связывать и творчески применять знания, изученные по разным предметам (филология, естествознание, техника).
Задачи:
1. Извлекать информацию из представленных заданий.
2. Критически осмысливать возможные варианты решений заданий.
3. Взаимодействовать в группе, развивать диалогические коммуникации.
Состав участников:
2 команды по 5 человек; жюри 3 человека; ведущий; группы поддержки команд.
Жюри анализирует полученные ответы и комментирует. Жюри состоит из 3 человек. В него могут входить учителя, а также старшие школьники. Каждый член жюри оценивает выступления всех команд. За одно задание он имеет право присудить каждой команде до 10 баллов.
Ход игры:
Звучат фанфары
Учитель:
Я рада вас сегодня встретить
Мне интересны вы, друзья
И ваши умные ответы
Не обойду вниманьем я.
Сегодня ждут нас наблюдения
И выводы, и рассуждения…
А чтобы впрок пошёл урок,
Активным самым будь, дружок!
Эпиграф занятия: «Чтобы быть умным – не надо много знать. А надо много думать»
Приветствие команд, представление
Ведущий объясняет правила креатив-боя (приложение 1)
Задача № 1. Мрамора мне, и побольше…
Десятки тысяч туристов ежегодно бывают у древних развалин. И каждый норовит с собой прихватить на память кусочек «древности». Не избежал этой участи и Парфенон – его растаскивают по камешку. Как сохранить реликвию?
Контрольное решение. По ночам на территории Парфенона разбрасывают кусочки мрамора из близлежайшего карьера. А днём этот мрамор разбирают туристы в качестве сувениров.
Задача № 2. Не кантовать!
В одной крупной французской автомобильной компании возникла проблема: около 3% ветровых стёкол доходило до авторемонтных мастерских разбитыми. Упаковка была надёжной: картонные коробки с прокладками из пористого полиуретана. Выяснилось, что, хотя на коробках и стоят предупреждающие надписи: «Осторожно, стекло!», «Не кантовать!», грузчики забывали об этом и обращались с картонками недостаточно аккуратно. Как же сократить бой стекла?
Контрольное решение. Картон заменили пластиковой прозрачной плёнкой, это позволило видеть стекло, и бой сократился в 4 раза.
Задача № 3. Снимите шляпы.
Один американский кинотеатр начал терпеть убытки. Оказалось, зрители были недовольны тем, во время были в моде, и загораживают экран. И чего только не делала администрация кинотеатра: повесила объявления в гардеробе с просьбой снимать головные уборы, просила по громкоговорителю быть вежливыми – результат нулевой. Как же заставить модниц снимать шляпы во время киносеанса?
Контрольное решение. Текст объявления в кинотеатре изменили: «Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится». Ни одна дама не захотела, чтобы её приняли за пожилую леди даже в темноте зала.
Задача № 4. «Золотой» пожар.
В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом, обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил поленья керосином и поджёг при большом стечении народа. В результате этой акции он разбогател. Как это ему удалось?
Контрольное решение. Крестьянин изобрёл противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджёг дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно ещё и выиграл несколько денежных пари у скептиков.
Просмотр видеофильма.
Подведение итогов.
При подведении итогов вручаются ценные подарки всем участникам «Креатив-боя».
Приложение 1.
- Всем командам даётся задача.
- На поиск ответов - 5 минут, в течение которых команда должна предложить как можно больше вариантов решения.
- Все варианты ответов фиксируются под копирку на листе бумаги и передаются жюри.
- Капитан команды озвучивает три самых интересных с точки зрения команды решения.
- За каждое решение команда получает от 1 до 10 баллов.
- Повторять решения чужой команды нельзя.
В течение игры команды должны решить по четыре задачи. У каждой команды будет право представить свою работу первой. По каждому заданию подводятся промежуточные итоги, при этом члены жюри высказывают краткое мнение о выступлениях команд. После выполнения всех заданий подводится окончательный итог креатив-боя.
Использованная литература:
- «Полцарства за идею!» // Серия «Библиотека Мир 2.0» / Кн.4. Авторы-составители С.А. Фаер, В.И. Тимохов.-М.: 2013 г.