~~Урок по окружающему миру
1 «Б» класс МКОУ СОШ №3 г. Николаевска
Учитель начальных классов Щупкина Ольга Васильевна
Тема урока: Культурные и дикорастущие растения
Цели урока :
1. Образовательная – создать условия для формирования умения различать культурные и дикорастущие растения
2. Развивающая –создать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления
3. Воспитательная – создать условия для воспитания бережного отношения к природе, культуры поведения.
Планируемые результаты:
1. Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
2. Метапредметные –
Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположе-ние (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;
Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно до-говариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные - формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое модели-рование
3. Предметные – формирование умения различать культурные и дикорастущие растения.
Оборудование:
• учебник, рабочая тетрадь Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва, изд. «Вита-Пресс»;
• краски, фломастеры, цветные карандаши, клей ;
• заготовки на ватмане: сад, поле, огород и лес, озеро, луг;
• Карточки с изображениями растений - для размещения на доске (подбирает учитель - по числу пар учеников - изображения культур-ных и дикорастущих растений, среди которые есть растение, которое можно отнести и к той и к другой группе);
Технологическая карта урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация к учебной деятельно-сти (3мин)
Цели:
- актуализировать требования к учени-ку со стороны учеб-ной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутрен-ней потребности включения в учеб-ную деятельность;
Организует проговаривание правил поведе-ния на уроке.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Создаёт условия для возникновения у учени-ков внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Что мы обычно делаем на уроках окружа-ющего мира?
-Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследовате-лей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспом-нить?
- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! Проговаривают стихотворение – пра-вила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Отвечают на вопросы учителя.
-Наблюдаем, сравниваем, читаем и об-суждаем тексты.
Вспоминают и проговаривают правила работы в группе.
1) без команды ничего не трогаем ру-ками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием со-единенных рук.
Л- мотивация к учебной дея-тельности
К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- умение оформлять свои мысли в устной форме
2. Актуализация знаний. (15 мин)
Цели:
- актуализировать знания учащихся по теме «Растения».
Выявление уровня знаний.
На прошлом уроке мы рассматривали люби-мую нами пищу и обнаружили, что некото-рые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхожде-ния. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения?
У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображени-ями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном ме-сте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание?
Учитель помогает распределить работу. По-следующим группам учитель предлагает до-говориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому.
Обсуждение правильности отнесения рас-тения к той или иной группе.
- Посмотрите, всё ли правильно у нас разме-щено?
При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной де-ятельности, мыслительные операции.
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики работают в группах
Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску.
Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке.
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. Л – мотивация к познанию окружающего мира
Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор
К – сотрудничество в поиске и выборе информации
3. Постановка учебной задачи
(2 мин)
Цели:
- организовать фор-мулировку темы урока детьми;
- организовать по-становку цели урока детьми. Создание проблемной ситуации.
- А теперь внимательно посмотрите на груп-пы растений, которые мы выделили и скажи-те, чем же они отличаются, кроме места сво-его произрастания?
- Мне кажется, что те растения, которые рас-тут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен.
- Когда у нас возникают разногласия?
- Какой вопрос у нас возник?
- Какая же цель сегодняшнего урока?
Отвечают на вопросы учителя.
Показывают знак согласия/несогласия
-Когда мы чего-то не знаем.
- На какие группы можно разделить растения и почему?
Формулируют тему и цель урока.
Р – целеполагание
4. Формирование нового знания
(6 мин)
Цель:
- организовать фор-мирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. Организация учащихся к исследованию про-блемной ситуации.
В ходе фронтальной беседы выявляются су-щественные признаки культурных растений
- Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде?
Учитель дает название и формулирует опре-деление культурных растений.
Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свой-ствами.
- А какое же название получила другая группа растений?
- Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?
-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам? Отвечают на вопросы учителя.
-их выращивает человек, он о них за-ботится (поливает, рыхлит, подкарм-ливает удобрениями)
-человек использует их (например, в пищу)
Отвечают на вопросы учителя.
Выявляют существенные признаки ди-корастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают опре-деление дикорастущим растениям
Вспоминают правила поведения в лесу. П – моделирование решения проблемы, построение логи-ческой цепочки рассуждений;
- анализ объекта с целью вы-деления признаков;
К – сотрудничество в поиске и выборе информации;
Л - умение оценивать поступ-ки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
5. Первичное за-крепление знаний (10 мин)
Цель:
- организовать рабо-ту по закреплению знаний о культурных и дикорастущих рас-тених. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
-Посмотрите на доску. Слева у нас – куль-турные растения, справа - дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображени-ями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магни-та.
Учитель обращает внимание на детей, кото-рые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение.
При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от де-ления на сад/поле/огород - лес/луг/озеро.
- Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать?
- Куда нужно размещать кактус? Дикорасту-щее это или культурное растение? Возникает знак "?"
- Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к еди-ному мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком "?»
Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
- зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы
Заполняют схему на доске и в тетради
Р – контроль, коррекция
П – умение структурировать знания, осознанно и произ-вольно строить речевое вы-сказывание; знаково-символическое моделирова-ние;
К – умение выслушать и поддержать мнение собесед-ника или построить опровер-жение
6. Итог урока
(2 мин)
Цели:
- зафиксировать но-вое содержание уро-ка.
Организация фиксирования нового содержа-ния.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю
Я запомнил
смог Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
П -умение обобщать, осозна-вать качество и уровень усво-ения, подводить итог работы, строить логическую цепь рас-суждений, делать выводы.
К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
7. Рефлексия
(2 мин)
Цели:
- организовать ре-флексию и само-оценку учениками собственной учебной деятельности.
Строит рефлексию
-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
- Оцените свою деятельность на уроке, ис-пользуя
«волшебные» линеечки.
-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных.
Спасибо вам за активную работу. Осуществляют рефлексию и само-оценку собственной учебной деятель-ности
Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым актив-ным, догадливым, вежливым и т.д.
Высказываются мнения об уроке, эмо-циональное состояние от такой работы.
Делают самооценку в рабочей тетради. К –умение с достаточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли;
Л умение выполнять само-оценку на основе критерия успешности учебной деятель-ности