kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Культурные и дикорастущие растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок по окружающему миру
1 «Б» класс МКОУ  СОШ №3 г. Николаевска
Учитель начальных классов Щупкина Ольга Васильевна
Тема урока: Культурные и дикорастущие растения
Цели урока :
1. Образовательная – создать условия для формирования умения различать культурные и дикорастущие растения
2. Развивающая –создать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления
3. Воспитательная – создать условия для воспитания бережного отношения к природе, культуры поведения.
Планируемые результаты:
1. Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
2. Метапредметные –
Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположе-ние (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;
Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно до-говариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
           Познавательные - формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой                  жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое модели-рование
3. Предметные – формирование умения различать культурные и дикорастущие растения.
Оборудование:
• учебник, рабочая тетрадь Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва, изд. «Вита-Пресс»;
• краски, фломастеры, цветные карандаши, клей ;
• заготовки на ватмане: сад, поле, огород  и лес, озеро, луг;
• Карточки с изображениями растений - для размещения на доске (подбирает учитель - по числу пар учеников - изображения культур-ных и дикорастущих растений, среди которые есть растение, которое можно отнести и к той и к другой группе);

 

Технологическая карта урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация к учебной деятельно-сти (3мин)
Цели:
- актуализировать требования к учени-ку со стороны учеб-ной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутрен-ней потребности включения в учеб-ную деятельность;
 Организует проговаривание правил поведе-ния на уроке.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Создаёт условия для возникновения у учени-ков внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Что мы обычно делаем на уроках окружа-ющего мира?
-Согласна. Но сегодня мы кроме  обычной работы попробуем себя в роли исследовате-лей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспом-нить?
- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! Проговаривают стихотворение – пра-вила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Отвечают на вопросы учителя.
-Наблюдаем, сравниваем, читаем и об-суждаем тексты.
Вспоминают и проговаривают правила работы в группе.
1) без команды ничего не трогаем ру-ками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем  поднятием со-единенных рук.
 Л- мотивация к учебной дея-тельности
К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- умение оформлять свои мысли в устной форме
2. Актуализация знаний. (15 мин)
Цели:
- актуализировать знания учащихся по теме «Растения».
 Выявление  уровня знаний.
На прошлом уроке мы рассматривали люби-мую нами пищу и обнаружили, что некото-рые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхожде-ния. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения?
У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева  - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображени-ями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном ме-сте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание?
Учитель помогает распределить работу. По-следующим группам учитель предлагает до-говориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому.
Обсуждение правильности отнесения рас-тения к той или иной группе.
- Посмотрите, всё ли правильно у нас разме-щено?
 При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной де-ятельности, мыслительные операции.
Отвечают на вопросы учителя.

Ученики работают в группах
Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску.
Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке.
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. Л – мотивация к познанию окружающего мира
Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор
К – сотрудничество в поиске и выборе информации
3. Постановка учебной задачи
(2 мин)
Цели:
- организовать фор-мулировку темы урока детьми;
- организовать по-становку цели урока детьми. Создание проблемной ситуации. 
- А теперь внимательно посмотрите на груп-пы растений, которые мы выделили и скажи-те, чем же они отличаются, кроме места сво-его произрастания?
- Мне кажется, что те растения, которые рас-тут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен.
- Когда у нас возникают разногласия?
- Какой вопрос у нас возник?

- Какая же цель сегодняшнего урока? 
Отвечают на вопросы учителя.

Показывают знак согласия/несогласия

-Когда мы чего-то не знаем.
- На какие группы можно разделить растения и почему?
Формулируют тему  и цель урока.

 Р – целеполагание
4. Формирование нового знания
(6  мин)
Цель:
- организовать фор-мирование отличия  между культурными и дикорастущими растениями.   Организация учащихся к исследованию про-блемной ситуации.
В ходе фронтальной беседы выявляются су-щественные признаки культурных растений
- Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде?
Учитель дает название и формулирует опре-деление культурных растений.
Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свой-ствами.
- А какое же название получила другая группа растений?
- Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?

-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам? Отвечают на вопросы учителя.
-их выращивает человек, он о них за-ботится (поливает, рыхлит, подкарм-ливает удобрениями)
-человек использует их (например, в пищу)
Отвечают на вопросы учителя.

Выявляют существенные признаки ди-корастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают опре-деление дикорастущим растениям

Вспоминают правила поведения в лесу. П – моделирование решения проблемы, построение логи-ческой цепочки рассуждений;
- анализ объекта с целью вы-деления признаков;
К – сотрудничество в поиске и выборе информации;
Л - умение оценивать поступ-ки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
5. Первичное за-крепление знаний (10 мин)
Цель:
- организовать рабо-ту по закреплению знаний о культурных и дикорастущих рас-тених. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
-Посмотрите на доску. Слева у нас – куль-турные растения,  справа - дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображени-ями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магни-та.
Учитель обращает внимание на детей, кото-рые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение.
При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от де-ления на сад/поле/огород - лес/луг/озеро.
- Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать?
- Куда нужно размещать кактус? Дикорасту-щее это или культурное растение? Возникает знак "?"
- Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к еди-ному мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком "?» 

Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
- зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы
Заполняют схему на доске и в тетради

 Р – контроль, коррекция
П – умение структурировать знания, осознанно и произ-вольно строить речевое вы-сказывание; знаково-символическое моделирова-ние;
К – умение выслушать  и поддержать мнение собесед-ника или построить опровер-жение
6. Итог урока
(2 мин)
Цели:
- зафиксировать но-вое содержание уро-ка.
 Организация фиксирования нового содержа-ния.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
                                                             
                   знаю
Я                запомнил
                  смог                                                         Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
 П -умение обобщать, осозна-вать качество и уровень усво-ения, подводить итог работы, строить логическую цепь рас-суждений, делать выводы.
К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
7. Рефлексия
(2 мин)
Цели:
- организовать ре-флексию и само-оценку учениками собственной учебной деятельности.
 Строит рефлексию

-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
- Оцените свою деятельность на уроке, ис-пользуя
«волшебные» линеечки.

-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных.
 Спасибо вам за активную работу. Осуществляют рефлексию и само-оценку собственной учебной деятель-ности
Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто  из участников был самым актив-ным, догадливым, вежливым и т.д.
Высказываются мнения об уроке, эмо-циональное состояние от такой работы.
Делают самооценку в рабочей тетради. К –умение с достаточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли;
Л умение выполнять само-оценку на основе критерия успешности учебной деятель-ности

 

 

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока по теме "Культурные и дикорастущие растения" »

Приложение 4

Урок по окружающему миру

1 «Б» класс МКОУ СОШ №3 г. Николаевска

Учитель начальных классов Щупкина Ольга Васильевна

Тема урока: Культурные и дикорастущие растения

Цели урока :

  1. Образовательная – создать условия для формирования умения различать культурные и дикорастущие растения

  2. Развивающая –создать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления

  3. Воспитательная – создать условия для воспитания бережного отношения к природе, культуры поведения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  2. Метапредметные –

Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;

Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные - формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое моделирование

  1. Предметные – формирование умения различать культурные и дикорастущие растения.

Оборудование:

  • учебник, рабочая тетрадь Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва, изд. «Вита-Пресс»;

  • краски, фломастеры, цветные карандаши, клей ;

  • заготовки на ватмане: сад, поле, огород и лес, озеро, луг;

  • Карточки с изображениями растений - для размещения на доске (подбирает учитель - по числу пар учеников - изображения культурных и дикорастущих растений, среди которые есть растение, которое можно отнести и к той и к другой группе);




Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (3мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира?

-Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?



- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы!

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.









Отвечают на вопросы учителя.

-Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты.

Вспоминают и проговаривают правила работы в группе.

1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук.


Л- мотивация к учебной деятельности

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

- умение оформлять свои мысли в устной форме

2. Актуализация знаний. (15 мин)

Цели:

- актуализировать знания учащихся по теме «Растения».


Выявление уровня знаний.

На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения?

У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание?

Учитель помогает распределить работу. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому.

Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе.

- Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено?


При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.

Отвечают на вопросы учителя.




Ученики работают в группах

Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску.

Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке.













Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы.

Л – мотивация к познанию окружающего мира

Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор

К – сотрудничество в поиске и выборе информации

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Создание проблемной ситуации.

- А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания?

- Мне кажется, что те растения, которые растут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен.

- Когда у нас возникают разногласия?

- Какой вопрос у нас возник?


- Какая же цель сегодняшнего урока?


Отвечают на вопросы учителя.




Показывают знак согласия/несогласия


-Когда мы чего-то не знаем.

- На какие группы можно разделить растения и почему?

Формулируют тему и цель урока.



Р – целеполагание

4. Формирование нового знания

(6 мин)

Цель:

- организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями.

Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации.

В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений

- Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде?

Учитель дает название и формулирует определение культурных растений.

Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами.

- А какое же название получила другая группа растений?

- Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?


-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?

Отвечают на вопросы учителя.

-их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями)

-человек использует их (например, в пищу)







Отвечают на вопросы учителя.


Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям


Вспоминают правила поведения в лесу.

П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений;

- анализ объекта с целью выделения признаков;

К – сотрудничество в поиске и выборе информации;

Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

5. Первичное закрепление знаний (10 мин)

Цель:

- организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растених.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Посмотрите на доску. Слева у нас – культурные растения, справа - дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита.

Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение.

При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород - лес/луг/озеро.

- Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать?







- Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак "?"

- Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком "?»



Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.











- зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы

Заполняют схему на доске и в тетради



Р


Д

К








Р – контроль, коррекция

П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование;

К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение

6. Итог урока

(2 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока.


Организация фиксирования нового содержания.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог

Отвечают на вопросы учителя.




По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.


П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

7. Рефлексия

(2 мин)

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Строит рефлексию


-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.





- Оцените свою деятельность на уроке, используя

«волшебные» линеечки.


-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных.

Спасибо вам за активную работу.

Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности

Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д.

Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы.

Делают самооценку в рабочей тетради.

К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л‑умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урока по теме "Культурные и дикорастущие растения"

Автор: Щупкина Ольга Васильевна

Дата: 30.06.2014

Номер свидетельства: 109113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Технологическая карта урока  окружающий мир по теме "Дикорастущие и культурные растения." 3 класс УМК Планета Знаний "
    ["seo_title"] => string(133) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchii-mir-po-tiemie-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "131823"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235829"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация "
    ["seo_title"] => string(71) "obshchaia-kharaktieristika-pokrytosiemiennykh-rastienii-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "237474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444319915"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства