Тема урока: Вежливые слова
Тип урока: Изучение нового материала
Задачи: организоватьработу по осуществлению совместной деятельности
Автор разработки: Кривицкая Альбина Гималетдиновна
Педагог начальных классов
МОУ «Григорьевская оош» д. Григорьевка, Каслинского района, Челябинской области.
Разработка урока в виде технологической карты урока.
Тема урока: Вежливые слова.
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи:
*организовать работу по осуществлению совместной деятельности;
*способствовать овладению умением использовать в речи вежливые слова;
*развивать нравственное начало, стремление совершать позитивные поступки;
Планируемые результаты
- Предметные:
- Метапредметные:
- Личностные:
- употреблять в речи вежливые слова;
- составлять предложения со словами вежливости;
- разыгрывать ситуации, требующие включения вежливых слов;
- работать со словарями, с материалом « Страничка для любознательных»
- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- вступать в диалог, используя вежливые обращения
- проявлять интерес к новым знаниям;
- выполнять правила поведения ученика на уроке;
- воспитывать в себе чувство личной ответственности за своё поведение на основе текстов учебника
Межпредметные связи: Чтение, Л. Яхнин « Тень»
Ресурсы урока: Учебник, с. 25-26; рабочая тетрадь, с. 14, электронное приложение к учебнику, презентация учителя.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности ученика
Мотивация познавательной деятельности
- Проводит беседу по вопросам: С каких слов люди начинают свой день? Какими словами люди день заканчивают? Какие слова побуждают людей выполнить вашу просьбу, помогают быстрее забыть обиду? Как называют эти слова? В каких ситуациях важно ими пользоваться? Слайд № 1
- Внимательно выслушивают учителя, который перечисляет случаи употребления вежливых слов. Высказывают предложение, что речь идёт о словах вежливости. Приводят примеры ситуаций, в которых эти слова необходимо использовать
Актуализация необходимых знаний
- Предлагает прочитать вопрос ( учебник, с. 25), на которой необходимо найти ответ в течение урока: Какие слова мы называем вежливыми? Подумать, для чего мы используем эти слова Слайд № 2
- Высказывают мнения, что такое вежливые слова. Опираясь на личный опыт, называют вежливые слова. Составляют с ними предложения
Организация познавательной деятельности
- Создаёт условия для выполнения задания к упр. 13 учебника: уточнение употребления слов-приветствий в речи. Проводит беседу по вопросам упражнения. Предлагает разыграть ситуации приветствия, прощания с включением вежливых слов.
- Создаёт условия для выполнения задания к упр. 14 учебника: уточнение употребления слов благодарности в речи. Проводит беседу по вопросам упражнения. Предлагает разыграть ситуацию обращения с просьбой и с благодарностью с включением вежливых слов.
Слайд № 3,4
- Побуждает подумать над вопросами: Как давно появились вежливые слова в нашей речи? Как образованы? Предлагает обратиться к « Страничке для любознательных» и найти ответ на вопрос (учебник, с. 29)
- Предлагает самостоятельно в парах выполнить упр. 5 в рабочей тетради для тренировки в записи вежливых слов.
- Создаёт условия для выполнения в парах задания упр. 6 в рабочей тетради: нахождение вежливых слов в тексте стихотворения.
- Предлагает самостоятельно прочитать задание к упр. 15 учебника, назвать новый источник информации – толковый словарь в учебнике (с. 138-140)
Слайд № 5,6,7
- Подведение итогов
Проводит беседу по следующим пунктам: Какой вопрос поставили перед собой в начале урока? Как вы ответите на него? Изменилось ли ваше отношение к использованию вежливых слов в речи? Какие выводы для себя вы сделали? Какие теперь слова чаще будут встречаться в вашей речи?
- Читают задания. Определяют последовательность действий. Отвечают на вопросы к тексту. Уточняют разницу употребления слов - приветствий в зависимости от участников встречи, ситуации. Отмечают, что слова «здравствуйте», « доброе утро», « добрый день», «добрый вечер», « до свидания» могут употребляться при обращении как к взрослому человеку, так и к ребёнку, а слова « привет», « пока» - только при обращении к сверстнику и т.п. Вспоминают правила приветствия, сопутствующие жесты и действия. Например, мужчины приветствуют женщин первыми, вставая при этом; дети первыми приветствуют старших и т. п.
- Проводят примеры ситуаций, когда необходимо использовать выделенные слова. Вспоминают другие вежливые слова, позволяющие обратиться с просьбой или поблагодарить. Разыгрывают ситуации: обратиться к товарищу с просьбой дать книгу или карандаш; обратиться с просьбой к маме отпустить на прогулку; обратиться с просьбой к незнакомому человеку показать дорогу в чужом городе и т.п. Рассуждают о том, какую роль играют вежливые слова в жизни людей. Соотносят свои рассуждения с материалом учебника.
- Самостоятельно читают две статьи на с. 29. Создают сообщение. Отвечают на поставленные вопросы. Один ученик отвечает, остальные дополняют, уточняют.
- Читает задание. Отвечают на вопрос друг друга. Обводят по контуру вежливые слова.
- Читают задание. Определяют последовательность его выполнения. Выполняют в парах, обсуждая результат выполнения. Сверяют свои результаты с результатами одноклассников. Проводят самопроверку. Исправляют ошибки.
- Выбирают форму работы – индивидуально или в парах. Находят толковый словарь в учебнике. В процессе обсуждения определяют правила поиска необходимых слов. Выясняют лексическое значение слов. Составляют предложение с каждым словом.
- Анализируют результаты проведения урока. Соотносят с собственной позицией. Делают выводы.
- Дополнительное творческое задание: Составь словарь вежливых слов для себя.
Подумай, какие слова ты можешь для себя вписать.
Приложения к уроку:
Презентация