Просмотр содержимого документа
«« Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек конспект по окружающему миру»
Тема « Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек».
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с растениями и насекомыми луга.
Расширить и обобщить знания детей о правилах поведения на природе.
Совершенствовать умение анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес и творческую активность детей.
Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
Ход урока
1.Оргмомент .Слайд № 1-2
2.Самоопределение к деятельности
Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеёк. «Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зелёном листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень... Вопрос за вопросом, и так целый день Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром.
- На один из таких вопросов « Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек « мы сегодня и найдем ответ. Слайд № 3-4
- Давайте поставим перед собой цель урока. Найти ответ на вопрос, познакомившись с цветами и бабочками.
-Посмотрите, какая красивая полянка . Слайд № 5
- Что мы видим на лужайке? (цветы, бабочки, трава). Обратите внимание как играет лучами солнышко, как радуется фея цветов.
- Давайте сядем и послушаем, какие звуки до нас доносятся с лужайки (дети садятся на места и слушают музыку, доносящие звуки насекомых и пение птиц).
- А что мы можем почувствовать на нашем лугу? (дуновение ветерка, запах цветов…) После ответов детей. Слайд № 6
3.Актуализация знаний.
С удовольствием хочу
Все цветы сюда позвать,
Пусть они прекрасным видом
Землю будут украшать!
Ученик, на голове маска с изображением колокольчика.
Колокольчик Слайд № 7
Приглашение услышал,
И лишь солнышко взошло,
Зазвенел над нашим лугом
Мой веселый голосок.
Тонколистый, синеглазый,
Очень нежный лепесток.
Пьет росу, склонив головку,
Колокольчик- мой цветок!
Учитель. – Найдите колокольчики и раскрасьте их.
- Отгадайте ребус. Слайд № 8-9
Ученик, на голове маска с изображением ромашки.
Ромашка
Я ромашка полевая,
Про меня все дети знают,
Растем всегда на воле,
Красивей нас нет,
Любуйтесь нами в поле,
Не рвите нас в букет!
Учитель. Раскрасьте ромашки.
Ученик, на голове маска с изображением клевера.
КлеверСлайд № 10
Здесь у рощицы березовой,
С колокольчиком, с ромашкой,
Где к лугам сбегает рожь,
Клевер весело цветет.
Я клевер знатный,
Сочный, нежный, ароматный.
Ученик, на голове маска с изображением одуванчика.
Одуванчик Слайд № 11
На лугу там и тут
Одуванчики растут.
Мы цветем на радость людям,
Солнца жаркого привет,
Веселые, озорные,
Цветочки - желтый цвет.
Весной из листьев одуванчика,
Можно сделать салат-
Он вкусен, очень нежен,
Полезен для ребят!
Учитель : раскрасьте одуванчики.
-Отгадайте ребус. Слайд № 12-13
Ученик, на голове маска с изображением мака.
Не знаю краше ангельских цветов,
Которые зовутся красным маком...
Нежнее не встречала лепестков -
Блестящих, как покрытых лаком.
Учитель : раскрасьте маки
Учитель. Слайд № 14
Звать его нам нечего,
Он и сам придет.
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой лютик золотой.
-Найдите лютик и раскрасьте.
3 Создание проблемной ситуации. Слайд 15
- Ребята, вы так хорошо справились с заданием, что… почему бы каждому из вас не сорвать на память цветочек с нашей чудесной поляны? Выбирайте любой. Закройте глаза и представьте, что вы сорвали понравившийся цветок с полянки. Они все прекрасны. Я тоже возьму себе на память.
Откройте глаза. Слайд 16
-Дети, что случилось с полянкой, почему она плачет?
(она плачет по своим цветам)
-Может быть, мы с вами совершили какую-то ошибку?
(бездумно сорвали все цветы)
III. Постановка учебной задачи
Стихотворение (учитель) Слайд 17
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Давайте поразмышляем над тем, к чему может привести наша ошибка.
IV. Открытие нового знания.
1. Почему нельзя рвать цветы?
А)просмотр ролика «Первоцветы» и стих. Слайд 18-19
- Может быть, нет ничего страшного в том, что люди бездумно рвут цветы, особенно весной, когда после долгой зимы появляются первоцветы: подснежники, пролески, прострел, хохлатка, медуница, ветреница, фиалка, ландыш, колокольчик и др. ?
Б)беседа
- Что произойдет, если не будет цветов?
(будет пусто и некрасиво; насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; мама будет ругать)
Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов.
Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут.
Слайд 20 Медуница-пчела-человек.
Медуница-это первоцвет, дающий раннее весной питание пчёлам. Если пчела голодна, то это отразиться на качестве и количестве мёда. А мёд, воск, прополис – это лекарственные средства, которые использует человек.
Слайд 21: Майский ландыш –человек.
Майский ландыш удивительно красив. Запах его душистых цветов не спутать ни с чем другим. Это одно из любимых цветущих растений. Но люди почему –то беспощадно срывают его нежные цветы. «Беленькие горошки на зелёной ножке» так хороши в лесу, под деревьями. Кроме того, ландыш – ядовитое, но полезное растение, и люди используют его для изготовления лекарств. А если ландыш исчезнет с лица земли как вид? Не станет привычных для больного человека сердечных капель, и что тогда спасёт его?
Итог:почему же мы с вами не будем рвать цветы?
- Отгадайте загадку, кто это появился на нашей лужайке? Слайд 22
Расту червячком, питаюсь листком.
Потом обмотаюсь и засыпаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Весной оживаю, как птичка порхаю (бабочка).
- Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька, и про такой цветок-бабочку мы сейчас выполним физкультминутку. Слайд 23
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой, она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
2. Почему мы не будем ловить бабочек? Н а этот вопрос нам сейчас предстоит ответить.
Сценка: «Я бабочка красавица».
- К нам в гости пришла бабочка. Послушайте, что она вам расскажет.
Бабочка: Кленскова Настя
Я бабочка-красавица, крылья голубые.
И разве вам не нравятся
Глаза мои большие?
От восхода до заката
Я летаю на лугу
И ловить меня не надо,
Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы,
землянику с лебедой.
Это значит для природы
Обернется всё бедой!
Ученик БОЛОТОВ ИЛЬЯ
Нет семян, и нет растений.
Чистый воздух вдруг исчез.
И тогда порой осенней.
В золотой не сходим лес.
Беседа
- О какой беде рассказали нам ребята? (если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения)
- Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян)
- А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух…
- А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие птицы.
- Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом! СлайдЫ 24-28 - Андрей Филипенко
- Существуют ли в природе какие-нибудь связи? (да)
- Нарушение, какой цепочки может произойти? (экологической)
Итог:почему же мы с вами не будем рвать цветы? Почему мы не будем ловить бабочек.
СлайдЫ 29-31 ПРОИЗОЙДЁТ НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ
V. Первичное закрепление
1. Проблемная беседа
- Ребята, давайте сделаем вывод.
- Каков был наш поступок?
- В чём наша ошибка?
- И в чём же истина?
2. Тест:(правильное утверждение – ставим +, если нет, то ставим – ) Слайды 32-33
Пришёл на луг, нарви большой букет цветов (– )
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)
В лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (– )
Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (–)
Итог: – + + – –
- Кто не допустил ни одной ошибки, уже знает и будет применять в жизни важное правило. -Давайте вернем цветы сорванные ( листочки, на которых разукрашивали цветы)