Цели:
1.Расширить и углубить знания детей о правилах поведения в природе; Обобщить знания о живой и неживой природе, о животных, растениях.
2.Развивать интерес к познанию природы; умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимание, кругозор учащихся, интерес к познанию природы;
3.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Прогнозируемые результаты:
- Второклассники узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогут её защищать; познакомятся с Правилами друзей природы; будут учиться читать и рисовать экологические знаки; обобщать знания о живой и неживой природе, о животных, растениях.
Учебные материалы: цветные карандаши, клей, карточки с изображением живой и неживой природы, учебник "Окружающий мир" 2кл (авт. А.А. Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
1. Организационный момент. Минута гармонии.
- Ребята, тихо сели, положили руки на парту. (читаю стихотворение)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Сегодня нам предстоит необыкновенная работа. Я готова её начать и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладони)
- Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладони)
- Спасибо, именно ваши ладошки помогут определить, что мы сегодня будем изучать.
2. Актуализация знаний.
- Что напоминает вам форма ладони? Какой предмет? Сейчас вы попробуете угадать. Послушайте загадку
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший-
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладоней.
- Что это такое? (деревья)
- А где можно увидеть много деревьев? (в лесу)
- А что такое лес? Каким словом можно его назвать? (это природа)
- Вспомните, что такое природа? (всё что нас окружает и не создано руками человека) слайд 1
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Приведите примеры живой и неживой природы (живая - Растения, грибы, животные..; неживая - Воздух, солнце, вода, камни)
(работа по карточкам)
- Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Задание: соединить стрелками картинки живой природы со словом - живая природа, а картинки неживой природы со словом - неживая природа. Далее, поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга.
- Положите карточки на край стола. Сделаем вывод:
- Как связаны между собой живая и неживая природа? (Живым существам необходимы: солнце, воздух и вода) слайд 2
3. Постановка учебной задачи. Введение в тему.
- Давно ли вы были в лесу?
- Я предлагаю вам отправиться в лес. слайд 3
- Посмотрите каких животных мы встретили по дороге в лес.
петух осёл медведь орёл грач индюк слайд 4
- По первым буквам составьте слово. Что получилось?
помоги слайд 5
- О чём нам говорит это волнующее слово? (О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред природе.)
- Можно ли наносить вред природе? (Нет, её нужно охранять, быть другом)
- Кто попробует назвать тему нашего урока? ("Будь природе другом") - (открываю запись на доске)
- Давайте определим, с какой целью мы будем это изучать?
(будем учиться защищать природу, жить рядом с ней, бережно пользоваться ею) - (открываю запись целей на доске)
- Девиз урока "За жизнь на земле" - ( открываю запись целей на доске)
4. Мотивация.
- Мы с вами продолжаем экскурсию в природу. Но сначала повторим правила дружной работы.
- Работать сообща.
- Уметь выслушивать друг друга.
- Уметь договориться, помочь друг другу. слайд 6
5. Физминутка.
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)
6. Открытие нового знания. Работа по теме.
а) Беседа.
- В природе всё взаимосвязано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой : с землёй, водой, воздухом и всеми живыми организмами. Природа отдаёт людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят её, бережно относятся к ней.
- В 1 классе мы говорили о правилах поведения в лесу.
1 правило - Вспомните, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек ? (С цветов пчёлы собирают нектар, опыляют их, дают им развитие. А сорванные цветы завянут.)
2 правило - Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (Потому чтошум, крики, музыка пугают птиц, зверей, насекомых.)
- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного - не шуми, прислушайся к звукам.
б) работа по учебнику.
- Открыли учебник на стр 92. Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с её помощью, почему многие растения и животные встречаются всё реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).
- Молодцы, всё правильно сказали.
- Наши друзья, Сережа и Надя, придумали несколько правил друзей природы или экологических правил и нарисовали экологические знаки к ним.
-Ребята, давайте вспомним, что означает слово ЭКОЛОГИЯ- наука об охране природы. «Эко» -дом , «Логос» - наука.
-Давайте прочитаем эти правила и подумаем над тем, что можно добавить. (Чтение правил и рассматривание значков) - стр. 93уч
изображение знаков из учебника. Слайд 7
– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).
– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)
– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).
– Правильно. Это запрещающие знаки.
7. Физкультминутка. Игра "Пантомима"
Учащийся без звука изображает животного, остальные угадывают и повторяют движения (3-4 животного)
8. Первичное закрепление.
а) практическая работа.
- А сейчас работаем в рабочей тетради. Открыли стр. 62.
- Выполняем зад 1. Расположите знаки в нужные кружочки, проверим, теперь наклеим. (Учащиеся выполняют задание)
- С этим заданием вы справились. Молодцы!
б) самостоятельная работа.
- Выполняем зад 2. Вы должны каждый придумать свой экологический знак, а затем сформулировать к нему правило. (Опрос детей по их знакам и правилам - 3-4чел.)
9. Включение нового знания и повторение.
- Посмотрите на экран. "Что наносит вред природе?"
(Учащиеся по очереди комментируют, что изображено на картинках, объясняя при этом, что вредит природе. Что относится к живой и неживой природе.) слайд 8
- Какую песню о природе мы учили на уроках музыки? ("Не дразните собак..") Давайте вспомним её и споём отрывок. (исполняют песню)
10. Рефлексия.
- Какие цели мы с вами ставили перед уроком ? ( ответ учащихся)
- Как вы думаете, достигли или нет? (ответ учащихся)
- А теперь скажите, что вам больше всего запомнилось на уроке. Начинайте со слов цветика - семицветика. слайд 9
Д/З
- Открыли дневники, записали д/з. учебник - стр. 93прочитать.
- Запомните: Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животных, которые нам не нравятся, так как в природе всё взаимосвязано.
- Урок закончен! слайд 10