Учитель начальных классов: Долгополова Марина Николаевна
х. Сухой
2014 г.
Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – виртуальная экспедиция.
Продолжительность урока: 45 минут
Программа: Школа России
Цель урока: Познакомить обучающихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- знакомство обучающихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
- расширение кругозора детей;
2.Развивающие:
- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
- совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
- развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
- развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
- воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
- воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.
Планируемые достижения учащихся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа, и исчезает красота природы).
Оборудование: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир 1класс», рабочая тетрадь к данному учебнику; компьютер; презентация к уроку; атлас-определитель бабочек, бортовой журнал, мозаика «Собери бабочку», лепесток цветка.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Сегодня, у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте.
а) Настрой на работу:
- Стали ровно, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
- Присаживайтесь.
Учитель: Ведь наша улыбка делает нас не только добрее, но и настраивает на хорошую творческую работу, и давайте сохраним хорошее настроение до конца урока.
б) Психологическая поддержка.
- Какие мы?
- Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
2. Сообщение сводки погоды. (Слайд 1)
- А сейчас дежурные нашего класса сообщат нам сводку погоды на сегодняшний день по плану:
Дата
Какой день?
Осадки.
Температура воздуха
Ветер.
3. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала. (Слайд 2)
- Ребята, закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. Откройте глаза. (Нажать на скрепку) (видеоклип “Первый полёт в космос") И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это - Земля. Жизнь началась…, мир ослепительно переливается. И как важно, чтоб это продолжалось вечно».
(нажать на экран)
- Первым человеком, который увидел мир из космоса, был Юрий Алексеевич Гагарин. “Красота-то, какая!” - воскликнул он, посмотрев в иллюминатор космического корабля “Восток”.
Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Сегодня нам предстоит разгадать ещё одну тайну природы, для этого мы отправимся в экспедицию. Предлагаю первой группе стать следопытами, а второй – туристами.
- Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать и показать свои знания и умения, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы экспедиции. А пока проверим, всё ли готово для путешествия? Нам понадобятся учебник - карта, рабочая тетрадь, клей-карандаш, цветные карандаши, атлас-определитель.
- Цель экспедиции вы узнаете, когда прибудете на место. Маршрут экспедиции будет непростым. А знаете, что такое экспедиция? (Слайд 4) (Путешествие с какой-нибудь целью, со специальным заданием – это ЭКСПЕДИЦИЯ.)
- А сейчас откройте бортовые журналы. В бортовых журналах делают заметки, записи, своих наблюдений о путешествии. Заполнять их будете в паре. Запишите слово экспедиция.
-Мы живём с вами на замечательной планете и у нее много удивительных уголков природы. Сейчас вы в этом убедитесь.
Предлагаю отправиться в путешествие. Согласны? (Да.) Нажать на экспедицию
Итак, в путь! (Слайд 5 нажать на точки под глобусом) (на фоне сообществ природы звучит песня Юрия Антонова «Живёт повсюду красота»)
Предлагаю остановиться здесь. А куда пришли, угадайте? (Слайд 6)
Загадка: На полянку вы пришли.
Вот трава, а вот цветы.
Порхают бабочки вокруг.
Зовем мы это место… (Луг) (Демонстрация слайд-шоу «Луг».) (Нажать на слово «луг»)
- Ребята, что мы увидели на лугу? (Цветы, травы, бабочки)
- А что услышали? (Пение птиц, жужжание насекомых…)
А что бы мы почувствовали? (Запах цветов, легкий ветерок…)
4.Постановка проблемного вопроса экспедиции.
- Пришло время узнать цель нашей экспедиции. Откройте учебник-карту на стр.46 и прочитайте нашу цель. (Учащиеся читают). (Слайд 7)
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?
- Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос.
5.Изучение нового материала. Знакомство с лугом.
а) Беседа о растениях луга.
-А кто знает, что такое луг?
(Слайд 8) Целый ковер разнообразных цветов – это ЛУГ.
-Запишите это слово в бортовой журнал.
-Посмотрите, красив ли луг? (Нет) Почему? (Он пустой, не нарядный)
–Ребята! Вам надо посадить цветы. Но сделать это не просто. Для этого вы должны отгадать загадки о цветах и узнать, какие же цветы растут на лугу. Если вы сомневаетесь, то для этой работы откройте в бортовом журнале страничку - определитель «Цветы луга».
(Слайд 9, открыть занавеску полностью)
1.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
2. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
3. Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
4. Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
5.В поле у овражка
Красная кашка. (Клевер)
6.Что за желтенький цветочек
Ядовитым быть не хочет?
Стебелек, как кнутик!
Полюбите... (лютик)
-А где растут названные цветы? (В нашем крае)
-А какие ещё цветы можно встретить на лугу, об этом нам расскажут ребята.
Рассказы учеников
(Слайд 10, потом нажать на картинку)
Короставник полевой — (народное названия астра полевая), цветки сине-лиловые, редко красноватого или желтоватого цвета, собраны в шаровидные головки, окруженные листочками. Растет по лугам. Настой травы в виде чая применяют при кашле.
(Слайд 11) Таволгу в народе называют медовницей. Цветки мелкие, кремового цвета, собраны в рыхлую метелку, очень пахучие. Таволга широко используется в народной медицине при расстройстве кишечника, головной боли. Наружно отвар травы используют для промывания ран.
(Слайд 12)-Каким луг стал после того, как вы его украсили? (Нарядным)
-Цветы не только радуют нас своей красотой, ароматом.
-Кто знает, какая польза от цветов?
(Среди цветов немало лекарственных трав: ромашка – настой или отвар из цветков употребляют при зубной боли, бессоннице, подорожник прикладывают к ранке, останавливает кровотечение.)
А какая еще польза от цветов? (Цветы - это ценные кормовые травы для животных, например, тимофеевка луговая. А также медоносные растения, например, клевер.)
-Встаньте, кому этот луг нравится.
Физкультминутка.
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем. Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали.
6. Продолжение знакомства с лугом.
а) Беседа о животных луга.
-Луг, ребята, стал очень красивым, но почему-то он кажется неживым. Кого-то здесь не хватает. Кто-нибудь догадался? (Насекомых)
б) Игра «Узнай меня», открывать постепенно занавеску
-Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их. Какое животное могло бы о себе так сказать? Для этой работы вам поможет в бортовом журнале страничка-определитель «Насекомые луга».
* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)
* Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)
* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела)
* Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела …(Божья коровка)
* Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (Муха)
- Но есть на поляне такие животные, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других. А сейчас послушайте загадку о необычном «цветке».
Загадка: Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
Что же это за «цветок»? (бабочка), открыть всю занавеску
в) Рассказ о бабочках.
-Что знаете о бабочке? (Бабочка – это насекомое.)
-Назовите отличительные признаки насекомого. (Характерные признаки насекомых - сравнительно мелкие размеры, шесть ног и две пары крыльев).
(Слайд 13) Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Ребята, все мы знаем, какие удивительные узоры можно увидеть на крыльях бабочек. На что похожи эти узоры? Давайте вместе ответим на этот вопрос! Соедините в бортовом журнале изображение бабочки с опорной картинкой. В результате получится стихотворение и узнаете «Что у бабочки на крыльях?»
-Что у бабочки на крыльях?
Там же солнце золотое.
-Что у бабочки на крыльях?
Там же небо голубое.
-Что у бабочки на крыльях?
Там же радуга цветная.
Посмотри же, посмотри,
Ничего на свете краше не найти!
-У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно.
Посмотрите, какие чудесные бабочки на вашем рисунке, прочитайте их названия. Самостоятельно впишите в пустое окошко число, соответствующее названию бабочки. А теперь проверим.
- Под каким номером на этом рисунке голубянка? (2)
- Как вы догадались, что на этом рисунке изображена голубянка?? (Голубянка - голубого цвета)
- Под каким номером на этом рисунке лимонница? (4)
- Почему лимонница получила такое название? (Лимонница желтая, как лимон)
- Под каким номером на этом рисунке пестрянка? (1)
- Как вы догадались, что на этом рисунке изображена пестрянка? (Пестрянка – пестрая)
– Почему их так назвали? (Из-за их окраски)
- Предположите, как называют оставшуюся бабочку? (Предположения детей)
Ее называют. (Павлиний глаз) нажать внизу картинки
-В конвертах лежат разрезные карточки. Ваша задача – собрать из них бабочку по образцу (по эталону) и наклеить на лист. (Фото каждой бабочки разрезается на 5 частей.)
–Молодцы! Все справились!
-Бабочка павлиний глаз получила свое название за великолепные пятна на крыльях, которые напоминают глаза. Эти глаза отличная защита от врагов. Подлетит птица, бабочка распахнет крылья, птица увидит перед собой два больших «глаза», глядящих на нее, испугается и улетит.
Но не только этих бабочек можно встретить на лугу. А каких еще, об этом нам сейчас расскажут ребята.
(Рассказ детей.)
Бабочку Махаон можно узнать по чёрно-жёлтой окраске и «хвостиками» на задних крыльях. Эта крупная бабочка близко не подпускает человека. (Нажать на картинку) Её гусеницы ядовиты и имеют яркую окраску.
(Слайд 17)
Ту́товый шелкопря́д - это гусеница, которая готовится стать бабочкой. Бабочки имеют толстое волосистое тело с небольшими крыльями. Глазков нет; усики короткие. Гусеницы покрыты густыми пушистыми волосиками. Куколки толстые. Коконы могут находиться на деревьях, на земле или в земле. Из нитей кокона получают очень полезный для людей материал - шелк.
–Значение бабочек в природе велико. Они служат кормом для других животных, поставляют шёлковые нити, радуют нас своей красотой. Сейчас мы в этом убедимся. Предлагаю вам посмотреть на танец бабочек.
Физкультминутка для глаз. (Слайд 18, нажать на вторую презентацию)
г) Беседа о взаимосвязи животных и растений на лугу. (Слайд 19)
-Подумайте, почему на лугу живёт столько насекомых и особенно много бабочек? (Потому что здесь много цветов.)
-Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет)
–Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)
–Почему цветы не могут жить без бабочек? (Бабочки опыляют цветых. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)
-Пришло время ответить на главный вопрос экспедиции: «Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек?» (Предположения ребят) (Слайд 20)
7. Работа с учебником.
-Давайте сравним ваш ответ с выводом в учебнике на стр.47. (учащиеся читают вывод) нажать на середину
-Оказывается не мы одни сегодня туристы, другие ребята тоже пришли на луг.
-Расскажите, чем занимаются дети на лугу?
Туристы _ опишите рисунок слева: но вот на луг пришли дети. Они начали бегать ловить бабочек, рвать цветы.
Следопыты – опишите рисунок справа: но вот на луг пришли дети.
- Ах, как чудесно! – сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось.
Примерные рассказ «Туристов» (щелчок в центр картинок)
-Ребята, а сейчас попробуйте представить и словесно нарисовать, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. (Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.) (Слайд 22)
-Откройте рабочую тетрадь на стр.33. Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка? (Букет цветов, бабочку).
-Что стало с цветами? (Они завяли)
-Что произошло с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у неё сломались крылышки)
-Почему у бабочки сломались крылышки? (Крылья бабочек очень хрупкие.)
-С чем можно сравнить эту хрупкость?
-Посмотрите, у вас на столах лежат сухие лепестки цветов.
Возьмите и сожмите лепесток в руке.
-Что произошло? (Лепесток сломался и раскрошился)
-Ребята, тоже самое происходит, когда вы ловите бабочку. Крылья бабочек ломаются и она не может перелетать с цветка на цветок и погибает. (Слайд 23)
-А что принесли дети с первого рисунка? (Ничего)
Примерные рассказ «Следопытов»
-Поведение этих детей изменило жизнь луга? (Нет)
-А что принесли дети со второго рисунка? (Фотографии, рисунки, записи из наблюдений)
-Правильно ли вели себя дети на первом рисунке? (Нет)
-Чего они не знают? (Они не знают правила поведения на лугу) (Слайд 24)
-Давайте закончим каждое правило в бортовом журнале словами можно или нельзя.
Правила друзей природы:
-Беречь дом бабочек можно. Запишите.
-Ловить бабочек нельзя. Запишите.
-Фотографировать цветы и бабочек можно. Запишите.
-Рвать цветы нельзя; Запишите.
-Разбрасывать мусор нельзя. Запишите.
8. Итог урока.
-Ребята! Мы получили две телеграммы. Давайте прочтем.
ТЕЛЕГРАММА
У моей мамы завтра день рождения. Помогите выбрать подарок для мамы.
Саша.
Давайте поможем Саше с выбором подарка.
Купить букет.
Нарвать маленький букет.
Почему? (Слайд 26)
ТЕЛЕГРАММА
Мне очень понравилась одна бабочка. Я хотела бы показать ее мои друзья. Подскажите, как мне быть?
Маша
Давайте ей подскажем.
Поймать только одну бабочку.
Сфотографировать или нарисовать.
Почему?
Ребята, пришло электронное письмо-обращение ко всем людям из прошлого от Юрия Гагарина. (Чтение письма)
К чему призывает нас Гагарин? Так давайте последуем совету Юрия Гагарина – сохраним природу.
-Вот и подошла к концу наша экспедиция. Проверьте, все ли наблюдения внесли в бортовой журнал. Передайте мне их. Они останутся у нас в классе. Мы будем продолжать его вести, дополняя интересными фактами, фотографиями, стихами об этих удивительных созданиях. Приведите в порядок ваши рабочие места. Благодарю всех за работу и каждому участнику-следопыту и туристу дарю записные книжки, в которые вы будете вносить свои наблюдения за природой.
9. Рефлексия. (Слайд 28)
Подойдите к доске, возьмите бабочку и посадите ее на тот цветок, который соответствует вашему настроению. (Нажать на солнышко) (Песня Ю. Антонова «Не рвите цветы!»)
11