Ход урока.
I.Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся к началу урока.
-Проверьте, всё ли готово у вас к началу урока(учебник, тетрадь, дневники)
1.1. Психологический настрой
- У меня хорошее настроение, а у вас?
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Включаю запись пения птиц.
- Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.
IIАктуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.
IIIВводное повторение.
Цель: проверить ранее изученные знания.
- А мы сейчас повторим, что вы изучали на прошлом уроке. а) Графический диктант.
Записывать будем в столбик.
- Если утверждение верное, то вы рисуете треугольник, если утверждение неправильное - кружок
1.Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2.Средний ярус – это мхи и лишайники.
3.На дереве обитают кроты и землеройки.
4.Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
5.Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.Ответ: т, о, о, т, т.
Самопроверка. Взяли в руки карандаш, ставим + или -. Внимание на экран. Если все плюсы, то 5, если 4 – 4, если 3– 3, если меньше 3 – то 2. Поднимите руки у кого 5, 4. Молодцы!
IV.Изучение нового материала.
1.1.Введение в тему.
Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какова же тема нашего урока?
Нынче удались цветы повсюду;
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться,
Вот раскрылся лютик милый,
А на, холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила
Вышел клевер в розовой рубашке.
Учитель: О чём это стихотворение? Где мы можем увидеть такое обилие цветов?
Учитель: Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели)
Учитель:Какова же тема нашего урока?
Учитель:Итак, тема нашего урока «Луг- природное сообщество».
1.2Особенности природного сообщества – луг.
Цель: познакомить с лугом, как сообществом.
Обратите внимание на доску- это план изучения природного сообщества.
(Алгоритм записан на доску).
Вы с ним уже с ним знакомы.
- Название сообщества.
- Какие организмы составляют сообщество.
- Как связаны между собой организмы в сообществе.
- Значение сообщества для человека.
- Влияние человека на сообщество.
- Охрана сообщества.
- а) Знакомство с видами луга (заливной и цветочный)
Слайд заливного луга.
В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют - лужайками, большие - лугами.
Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные.
Слайд цветочного луга.
Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга - цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.
Переходим к следующему пункту плана.
б) растения луга. Игра «Что растёт на лугу»
Давайте вместе выберем какие растения растут на лугу. Слайд.
Что объединяет все эти растения?
Учитель: Есть растения на лугу, которые называются кормовые,
Учитель: Это какие, ребята, как вы думаете?
Слайд. Мятлик, клевер луговой, мышиный горошек.
Учитель: На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, голубых.
Какие вы знаете?
Слайд. К ним относятся такие растения, как нивяник, ромашка непахучая, василёк, Иван-чай, цикорий.
Учитель: Есть на лугу и ядовитые растения.
Может вы знаете какие то из них?
Слайд: сон-трава, лютик, чистотел, дурман.
Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной (сон-трава, лютик, чистотел, дурман).
(слайд с растениями в презентации к уроку)
Учитель:А какие еще бывают растения на лугу? (Мы ими пользуемся, когда болеем)
Многие из этих растений являются лекарственными.
Показ гербария.
-Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная)
-Какое луговое растение поможет при болезни желудка? (тысячелистник)
-Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)
- Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)
V.Физминутка.
Давайте выйдем все на луг.
как много трав, смотри вокруг!
Вот бабочка вспорхнула
И крыльями взмахнула.
А вот кузнечик скок – скок.
Давай понюхаем цветок.
в) Продолжаем знакомиться с живыми организмами луга. Животные луга.
Учитель: Каким вы представляете животный мир луга?
Учитель: Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга?
Учитель: Как вы думаете, на лугу должны быть хищники или нет?
Учитель: Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу?
Учитель: Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений?
Учитель. Поиграем в игру «Узнай меня»
г) Игра «Узнай меня».
Откройте учебник на стр.184-185. Угадывая животное, будем закрывать его на рисунке фишкой
Какое животное могло бы о себе так сказать?
- «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (кузнечик)
-Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (жук)
На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. Жук – могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков. Это пища взрослых жуков и личинок. Жуки – навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок.
- Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (пчела)
- Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (бабочка)
- Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (шмель)
-осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. А кто у нас Цокотуха? (муха)
На лугу живут ещё и птицы, например, слайд со звучанием голоса, своё присутствие выдаёт песенкой «пить – полоть» - перепел, а коростель слайд со звучанием голоса – громким скрипучим криком «дёрг – дёрг», слайд трясогузка- постоянно потряхивает хвостиком, за что получила своё название.
Отработка материала
д) Переходим к следующему пункту плана. Взаимосвязь живых организмов луга.
Мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга. Давайте составим цепи питания. Работа в парах.Проверка по слайду.
вывод: составив цепи питания, мы убедились, что, луг – это природное сообщество и в нём всё взаимосвязано.
е) Значение сообщества для человека. Влияние человека на сообщество.
Цель: каково значение луга для человека и как человек влияет на сообщество.
Телефон доверия. (Слайд.Картинка животного. Звонок телефона и звучание «голосов» тревоги и просьб о помощи от имени насекомых и трав).
- Сейчас в каждом городе существуют телефон доверия, куда можно позвонить и попросить помощи.
На нашем лугу тоже есть такой телефон и тревожные сигналы уже поступали.
Послушайте:
Шмель: Алло! Вы меня слышите? Я - луговой шмель. Распахивают мой любимый луг, а ведь в земле наши домики. Помогите!
Клевер: Скорее! На помощь! Куда-то пропали наши друзья- шмели! Мы останемся неопылённымии и не дадим семян!
Перепёлка: К вам обращается перепёлка. Люди насыпали на луг удобрение .Апчхи! Нам негде спрятаться! Апчхи! Я не могу дышать! Ой! Я умираю!
Учитель.Что мы должны делать, как помощь?
Дети: мы должны как можно меньше распахивать луга под поля, с умом использовать удобрения. Не уничтожать насекомых луга.
Вывод учителя. Мы любим гулять на лугу. Нас радует разнообразие красок. Но луг - не только украшение земли. Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для дом.. животных, а на других – заготавливают сено. Чтобы эти растения не исчезали, работники сельского хозяйства подсевают их семенами или оставляют нескошенными часть лугов. Нужно помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для мира. Из-за этого исчезают многие растения, а иногда остаётся голая вытоптанная почва. Те участки лугов, где много лекарственных трав, насекомых занесённых в красную книгу, люди берут под охрану. В нашей Ульяновской области в Красную книгу занесены Пион тонколистный – лазорька.(показ иллюстрации из Красной книги)
Часто бывает, что ребята рвут цветы на лугах, ради забавы ловят бабочек, разоряют гнезда шмелей.
Весной люди поджигают на лугах сухую прошлогоднею траву. Делать этого нельзя! Вместе со стороной травой сгорают молодые ростки, семена растений, в огне погибают гнёзда шмелей, птиц, божьи коровки. Нарушается круговорот веществ (перегной).
А бездумное распахивание лугов человеком? Повреждаются гнёзда шмелей, некому опылять клевер.
Учитель. Вот видите, ребята, что может произойти, если человек бездумно вмешивается в природу, тем самым нарушая природное равновесие луга.
VI.Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: подвести итог урока
Над какой темой мы с вами работали?
-Почему луг называется природным сообществом?
-Интересна ли вам была эта тема?
-Если интересна, то чем?
-Мы договорились с вами не рвать луговые цветы для составления букетов, но мы можем создать букет из бумажных цветов. Перед вами 2 вазы – зеленая и красная. Если вы довольны собой, своей работой в группе и хорошо усвоили тему сегодняшнего урока, поместите свой цветок в зеленую вазу. Если вам было трудно на уроке, вы недовольны своей работой или что-то не поняли – поместите свой цветок в красную вазу.
(Показ букетов.)
Считаю, цели я достигла.
-А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки. Оценивание.
VII.Информация о домашнем задании.
Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задание различного уровня сложности.
1.Работа по учебнику. Стр 182 – 190.
2. Работа в тетради. Стр 58 – 62
3. Творческое: подготовить сообщение о жителе луга или растении луга.