Введение в тему урока. Постановка проблемного вопроса
- Отгадайте загадку:
Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло она нам принесла. (Весна)
- Как вы понимаете слова «природу пробудила ото сна»?
- Попродуйте назвать тему нашего урока. (ответы) Сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года- весне. Прочитайте тему урока на с. 86. ( В гости к весне)
-Скажите , а как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе?
- Итак, ребята, перед нами проблемка. Мы не знаем как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе. И это нам предстои выяснить.
-Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? (Узнаем о весенних изменениях в прирорде в живой и неживой природе. И о их взаимосвязи.)
- Я хочу поставить перед вами еще одну задачу: Быстро и точно находить информацию в учебнике. Как вы думаете, для чего оно нам необходимо?
Работа над новым материалом.
- По каким признакам мы узнаем , что наступила весна? (таяние снега, прилет птиц)
- Возьмите карточки и зачеркните те явления, которые не относятся к весне.
(Дети работают на карточках. Далее совместная проверка).
Карточка: Стало холоднее. Образовались проталины. Река замерзает. Лед на реке тает. Птицы улетают на юг. Листья распускаются. День становится длинее. Становится теплее.
-Молодцы, а теперь о всех перечисленных весенних явлений природы мы поговорим по отдельности. Начнем с неживой природы.
1. (на доску учитель вывешивает солнышко).
– Как светит солнце весной? (ярче, сильнее, теплеее, день длиннее).
2. (на доску учитель вывешивает небо).
-Какое по цвету весеннее небо?(голубое)
- Какие осадки выпадают весной? ( в марте снег, а в апреле и мае дождь)
3. (на доску учитель вывешивает снег и лед)
- Что происходит со снегом и льдом на реках? (на реках начинается ледоход)
4. (на доску учитель вывешивает почвы).
- Что происходит весной с почвой? (она оттаивает).
Итак, какие же изменения происходят весной в неживой природе? Как они связаны между собой? ( Солнце выше поднимается над линией горизонта, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, пова пропитывается влагой).
-А теперь об этом мы почитаем в учебнике на странице 86-87.
-А теперь пришло время поговорить о изменениях, которые происходят в живой природе с приходом весны.
Изменения в жизни растений.
- Что происходит с кустарниками, деревьями, травянистыми растениями? (ответы детей).
-Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (первоцветы: медуница, мать-и-мачеха, подснежник)учитель вывешивает на доску изображения первоцветов, учащиеся должны их назвать
-Этим растениям не требуется много тепла. На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их. Прочитаем про них.
-Откройте рабочую тетрадь на стр. 56. Выполним №4.
-Многие из вас собирают букеты весенних цветов. Хорошо ли это?
Изменения в жизни животных.
- А что происходит с насекомыми и птицами весной? ( с приходом тепла насекомые выбираются из укрытий, возвращаются в родные края птицы.Для них стало больше корма.)
Загадки:
Взад-вперед по пашне вскачь. Ходит черный-черный…….(грач)
Прилетает к нам с теплом, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
Спрятавшись среди ветвей, поёт славно…(соловей)
У него веселый дом с круглым маленьким окном. Как певец он молодец, потому что он …(скворец)
А какие перелетные птицы знаете вы? (Жаворонки, зяблики, дрозды, трязогуска, дрозд, чибис, иволга, малиновка, кукушка, соловей).
- Ребята, каким должно быть главное условие весны, чтобы вернулись птицы? ( тепло, появление насекомых)
Чтение в учебнике с. 89 . выполнение задания. Угадать птицы.
5. Физкультминутка (музыкальная)
6. Закрепление изученного материала.
-Ребята, давайте еще раз вернемся к главному вопросу урока. (Как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе?)
-Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? (да)
-Какой вывод можно сделать? (изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе)
-Закрепим наши знания и проверим себя.
На доске учитель вывешивает предложения, а дети должны восстановить последовательность.
Возвращаются птицы. 5.
Зацветают растения.3.
Тает снег.2.
Больше солнечного света. 1.
Появляются насекомые. 4.
Работа в тестах. с. 56-58
Подведение итогов урока.
-Как вы думаете ответили мы на главный вопрос урока?
-Что нового узнали на уроке?
-Где пригодятся вапм полученные знания? (охрана растений и животных, в жизни).
-Что было интересным на уроке?
-Что было сложным на уроке?
Выставление оценок активныи обучающимся.
Рефлексия.
-Ребята, оцените свою работу на уроке. На доске вы видите дерево. Оно еще не проснулось после зимы. На нем нет листочков. Если вам все было понятно на уроке и у вас было хорошее настроение, то прикрепите к дереву зеленый листочек. Если вы не довольны уроком – листик прикреплять не надо.
-Ребята, вы молодцы, всем спасибо.
Домашнее задание.
Р.т. с.58 выполните рисунок «Красота весны».
А закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, и любителя природы Михаила Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее от человека».
Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.