Конспект урока по окружающему миру.Тема: «В гости к весне».
Конспект урока по окружающему миру.Тема: «В гости к весне».
Урок по предмету: «Окружающий мир»
Учитель начальных классов: Абдуллина Р.Р. – вторая квалификационная категория. Открытый урок во 2 классе с использованием ИКТ по программе «Школа России»
Тема: «В гости к весне».
Данный урок входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Это третий урок в данном разделе. На уроке дети знакомятся с признаками весны. С поведением животных весной. С правилами поведения в природе. Учатся видеть взаимосвязь живой и неживой природой.
Цели урока:
1. Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе.
2. Дать представление об изменениях в жизни растений весной.
3. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
4. Воспитывать интерес к природе.
Урок по предмету: «Окружающий мир»
Учитель начальных классов: Абдуллина Р.Р. – вторая квалификационная категория. Открытый урок во 2 классе с использованием ИКТ по программе «Школа России»
Тема: «В гости к весне».
Данный урок входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Это третий урок в данном разделе. На уроке дети знакомятся с признаками весны. С поведением животных весной. С правилами поведения в природе. Учатся видеть взаимосвязь живой и неживой природой.
Цели урока:
1. Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе.
2. Дать представление об изменениях в жизни растений весной.
3. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
4. Воспитывать интерес к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру.Тема: «В гости к весне». »
Урок по предмету: «Окружающий мир»
Учитель начальных классов: Абдуллина Р.Р. – вторая квалификационная категория. Открытый урок во 2 классе с использованием ИКТ по программе «Школа России»
Тема: «В гости к весне».
Данный урок входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Это третий урок в данном разделе. На уроке дети знакомятся с признаками весны. С поведением животных весной. С правилами поведения в природе. Учатся видеть взаимосвязь живой и неживой природой.
Цели урока:
1. Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе.
2. Дать представление об изменениях в жизни растений весной.
3. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
4. Воспитывать интерес к природе.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.
Конспект урока «В гости к весне»
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»
Проверка домашнего задания.
-Для начала проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока.
(Учитель выдает ученикам карточки - задания для работы в парах.)
Карточка 1. «Основные формы земной поверхности».
-Назовите основные формы земной поверхности. Выбери картинки с изображением. Дайте определения основным формам земной поверхности.
- Как называются возвышения на равнинах? Выбери картинку с их изображением.
- Как называются углубления с крутыми склонами на равнинах? Выбери картинку с их изображением.
Карточка 2. «Части холма и горы».
- Что такое холм?
- Что такое гора?
- В чем их сходство, в чем различие? Покажи части холма и горы на рисунке.
Карточка 3. «Части реки».
- Назови и покажи на таблице части реки.
- Определи и покажи на таблице левый и правый берег реки, левый и правый приток реки.
- Объясни, чем река отличается от озера.
(пока ученики готовят ответы в парах, остальные работают с классом и отгадывают кроссворд «Водоемы».)
Загадки к кроссворду:
Кругом вода, 4. Тихий, Северный Ледовитый,
А с питьем беда. (море) Атлантический, Индийский – это
Все обходят это место: 5. В голубеньких рубашках
Здесь земля, как будто тесто; Бегут по дну овражка. (ручьи)
Здесь осока, кочки, мхи… 6. Не конь, а бежит,
Нет опоры для ноги. (болото) Не лес, а шумит. (река)
Лежит зеркало посреди поля:
Рама зеленая, стекло голубое. (пруд)
- Какое ключевое слово получилось? (Родник)
- Что такое родник? ( Это место выхода подземных вод на поверхности земли.Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки.)
- Разделите названные в кроссворде водоемы на группы. На какие группы их можно разделить? Почему? (Естественные и искусственные водоемы.)
- Какие еще искусственные водоемы вы знаете? (водохранилище, канал.)
- Для чего создают искусственные водоемы?
Работа в тетрадях А.А.Плешакова «Окружающий мир. Проверим себя» стр. 36
Затем выслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с карточками – заданиями. Делается вывод о том, как дети усвоили тему предыдущего урока.
Оценки:
II. Введение в тему урока. Создание эмоционального настроения.
- Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета и скажите, о каком времени года идет речь?
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
- И так, о каком времени года идет речь?
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом чем зимой, весной цветут ландыши).
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
III. Весенние изменения в неживой природе.
-Отгадайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный?Почему? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло).
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое небо, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
- Послушайте, как описывает Тютчев первую грозу в своем стихотворении:
-Теперь вспомним почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).
- Что происходит со снегом весной? Почему? (Поскольку становится теплее, снег тает. В марте появляются первые проталины. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает).
- Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают).
-Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.
- В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).
IV. Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли, (маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы кверху,
«тянутся к солнышку»)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем (хлопают в ладоши)
Ногами топаем! ( топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (садятся на свои места)
V. Изменения в живой природе.
- Мы с вами очень много говорили об изменениях в неживой природе,а теперь поговорим о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной?(На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли: (Нет).
Повторение пройденного материала
Учитель раздает детям тесты.
Тест №1
1.День с приходом весны стал:
а) корче б) длиннее в) остался таким же.
2. Температура воздуха стала:
а) выше б) ниже в) не изменилась.
3. Какое явление природы можно наблюдать только весной?
А)снегопад б)вьюга в)ледоход
Тест№2
1. Дни с приходом весны стали:
а) холоднее б) теплее в) остались такие же.
2.День весеннего равноденствия приходится на:
а) 21 мая б) 21 апреля в) 21 марта.
3.Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а) метель б) снегопад в) половодье.
Проверка
VI. Изменения в жизни птиц.
Учитель:
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.
Учитель: - Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица... (Грач)
Ученик:
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».
Учитель:
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Ученик:
Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!Конец марта — время прилета скворцов.
Учитель: - Чем мы можем порадовать пернатого друга скворца?
Учитель: - Видели ли вы скворечники?
.
( показ видов скворечников)
Ученик читает стихотворение В. Жуковского
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
« Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны … »
Время прилета жаворонков - начало апреля.
Учитель:
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
После скворцов прилетают к нам ласточки.
Ученик:
Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.
Учитель:
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Соловьи прилетают в середине мая.
Ученик:
Соловей. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все. Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки, что в них уместятся капли росы.
Поет соловей полтора месяца. когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.
Учитель: - Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?
( Кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
VII. Изменения в жизни зверей.
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. - - Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)
VIII. Подведение итогов.
— Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)
-Вот какая у нас весенняя природа. (Чтение текста «Счастливый человек»по учебнику с.85)
-Берегите неживую и живую природу!
X.Домашнее задание.
1.Составить рассказ «Весна пришла».
2.Прочитать материал о раннецветущих травянистых растениях в книге А. А. Плешакова "Зеленые страницы».