kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру.Тема: «В гости к весне».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету: «Окружающий мир»

Учитель начальных классов: Абдуллина Р.Р. – вторая квалификационная категория. Открытый урок во 2 классе с использованием ИКТ  по программе «Школа России»

Тема: «В гости к весне».

Данный урок входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Это третий урок в данном разделе. На уроке дети знакомятся с признаками весны. С поведением животных весной. С правилами поведения в природе. Учатся видеть взаимосвязь живой и неживой природой.

Цели урока:

1.                 Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе.

2.                 Дать представление об изменениях в жизни растений весной.

3.                 Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

4.                 Воспитывать интерес к природе.

Урок по предмету: «Окружающий мир»

Учитель начальных классов: Абдуллина Р.Р. – вторая квалификационная категория. Открытый урок во 2 классе с использованием ИКТ  по программе «Школа России»

Тема: «В гости к весне».

Данный урок входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Это третий урок в данном разделе. На уроке дети знакомятся с признаками весны. С поведением животных весной. С правилами поведения в природе. Учатся видеть взаимосвязь живой и неживой природой.

Цели урока:

1.                 Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе.

2.                 Дать представление об изменениях в жизни растений весной.

3.                 Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

4.                 Воспитывать интерес к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру.Тема: «В гости к весне». »

Урок по предмету: «Окружающий мир»

Учитель начальных классов: Абдуллина Р.Р. – вторая квалификационная категория. Открытый урок во 2 классе с использованием ИКТ по программе «Школа России»

Тема: «В гости к весне».

Данный урок входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Это третий урок в данном разделе. На уроке дети знакомятся с признаками весны. С поведением животных весной. С правилами поведения в природе. Учатся видеть взаимосвязь живой и неживой природой.

Цели урока:

1. Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе.

2. Дать представление об изменениях в жизни растений весной.

3. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

4. Воспитывать интерес к природе.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.


Конспект урока «В гости к весне»

Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»


  1. Проверка домашнего задания.

-Для начала проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока.

(Учитель выдает ученикам карточки - задания для работы в парах.)

Карточка 1. «Основные формы земной поверхности».

-Назовите основные формы земной поверхности. Выбери картинки с изображением. Дайте определения основным формам земной поверхности.

- Как называются возвышения на равнинах? Выбери картинку с их изображением.

- Как называются углубления с крутыми склонами на равнинах? Выбери картинку с их изображением.

Карточка 2. «Части холма и горы».

- Что такое холм?

- Что такое гора?

- В чем их сходство, в чем различие? Покажи части холма и горы на рисунке.

Карточка 3. «Части реки».

- Назови и покажи на таблице части реки.

- Определи и покажи на таблице левый и правый берег реки, левый и правый приток реки.

- Объясни, чем река отличается от озера.

(пока ученики готовят ответы в парах, остальные работают с классом и отгадывают кроссворд «Водоемы».)

Загадки к кроссворду:


  1. Кругом вода, 4. Тихий, Северный Ледовитый,

А с питьем беда. (море) Атлантический, Индийский – это

  1. Все обходят это место: 5. В голубеньких рубашках

Здесь земля, как будто тесто; Бегут по дну овражка. (ручьи)

Здесь осока, кочки, мхи… 6. Не конь, а бежит,

Нет опоры для ноги. (болото) Не лес, а шумит. (река)

  1. Лежит зеркало посреди поля:

Рама зеленая, стекло голубое. (пруд)



- Какое ключевое слово получилось? (Родник)

- Что такое родник? ( Это место выхода подземных вод на поверхности земли.Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки.)


- Разделите названные в кроссворде водоемы на группы. На какие группы их можно разделить? Почему? (Естественные и искусственные водоемы.)

- Какие еще искусственные водоемы вы знаете? (водохранилище, канал.)

- Для чего создают искусственные водоемы?

Работа в тетрадях А.А.Плешакова «Окружающий мир. Проверим себя» стр. 36

Затем выслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с карточками – заданиями. Делается вывод о том, как дети усвоили тему предыдущего урока.

Оценки:


II. Введение в тему урока. Создание эмоционального настроения.

- Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета и скажите, о каком времени года идет речь?

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

- И так, о каком времени года идет речь?

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом чем зимой, весной цветут ландыши).

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

III. Весенние изменения в неживой природе.

-Отгадайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц?Кто узнает? (Март)


Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)


Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный?Почему? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло).

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое небо, по нему плывут белые легкие облака).

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

- Послушайте, как описывает Тютчев первую грозу в своем стихотворении:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Посмотрим презентацию, смотрите внимательно. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f/105148/?interface=teacher&class=42&subject=25

-Теперь вспомним почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

- Что происходит со снегом весной? Почему? (Поскольку становится теплее, снег тает. В марте появляются первые проталины. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает).

- Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают).

-Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.

- В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

IV. Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (маршируют на месте)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы кверху,

«тянутся к солнышку»)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали (машут руками)

Дружно хлопаем (хлопают в ладоши)

Ногами топаем! ( топают ногами)

Хорошо мы погуляли, (маршируют, делают вдох-выдох)

И немножечко устали! (садятся на свои места)


V. Изменения в живой природе.

- Мы с вами очень много говорили об изменениях в неживой природе,а теперь поговорим о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной?(На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

-Первоцветы: печеночница, хохладка, ветриница, медуница, мать-и-мачеха.

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли: (Нет).

Повторение пройденного материала


Учитель раздает детям тесты.

Тест №1

1.День с приходом весны стал:

а) корче б) длиннее в) остался таким же.

2. Температура воздуха стала:

а) выше б) ниже в) не изменилась.

3. Какое явление природы можно наблюдать только весной?

А)снегопад б)вьюга в)ледоход

Тест№2

1. Дни с приходом весны стали:

а) холоднее б) теплее в) остались такие же.

2.День весеннего равноденствия приходится на:

а) 21 мая б) 21 апреля в) 21 марта.

3.Какое явление природы можно наблюдать только весной?

а) метель б) снегопад в) половодье.

Проверка


VI. Изменения в жизни птиц.

Учитель:

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.


Учитель: - Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (Грач)


Ученик:

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».

Учитель:

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

Ученик:

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!Конец марта — время прилета скворцов.

Учитель: - Чем мы можем порадовать пернатого друга скворца?

Учитель: - Видели ли вы скворечники?

.

( показ видов скворечников)

Ученик читает стихотворение В. Жуковского

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

« Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны … »

Время прилета жаворонков - начало апреля.

Учитель:

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

После скворцов прилетают к нам ласточки.

Ученик:

Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Учитель:

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей)

Соловьи прилетают в середине мая.


Ученик:

Соловей. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все. Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки, что в них уместятся капли росы.

Поет соловей полтора месяца. когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

Учитель: - Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?

( Кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

VII. Изменения в жизни зверей.

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)

- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. - - Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)


VIII. Подведение итогов.

— Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

-Вот какая у нас весенняя природа. (Чтение текста «Счастливый человек»по учебнику с.85)

-Берегите неживую и живую природу!

X.Домашнее задание.

1.Составить рассказ «Весна пришла».

2.Прочитать материал о раннецветущих травянистых растениях в книге А. А. Плешакова "Зеленые страницы».

-Спасибо!

-На этом урок окончен!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру.Тема: «В гости к весне».

Автор: Абдуллина Рамиля Рафисовна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145365


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства