Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Тема: «В гости к весне».
Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Тема: «В гости к весне».
Урок разработан по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир" 2 класс, УМК "Школа России".
Тип урока: урок открытия нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации. Изучение нового материала было мобилизующим. Проблемные вопросы, поставленные на уроке, помогли активизировать учебный процесс, носили не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Тема: «В гости к весне». »
Тема: «В гости к весне».
Цель: выявить весенние изменениями в неживой и живой природе и установить связи между ними.
Задачи урока:
1.Расширить представления учащихся об изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе;
2. Научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
3.Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
4.Продолжать формирование элементов экологической культуры
5.Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
6.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
Личностные результаты:
понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять целевые установки урока;
анализировать текст и иллюстрации учебника с целью установления связей между живой и неживой природой;
отделять значимую информацию от второстепенной,
использовать речевые средства для решения познавательных задач;
взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
формулировать выводы из изученного материала;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Планируемые результаты: учащиеся выявят какие изменения в неживой и живой природе происходят весной; научатся рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края, моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку.
Оборудование:
Учебник 2 класс Плешаков
карточки с заданием для групповой работы;
карточки с заданием для работы в парах
Презентация к уроку « В гости к Весне»
технические средства:
компьютер;
мультимедийный проектор;
Ход урока
Орг. момент.
У. Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, в конце урока вы оцените свою работу.
2.Актуализация знаний
(Слайд)
У. Как называется раздел, который вы сейчас изучаете?
(Путешествия) Сегодня мы не покидая класса отправимся в гости, а к кому вы узнаете после проверки домашнего задания по теме
«Водные богатства».
Выполните самостоятельно задания на карточках.
Ученики получают карточки, на которых написаны вопросы по предыдущей теме урока – «Водоёмы».
Искусственный водоём –
(Водохранилище)
2. Место, где река впадает в озеро или море
(устьЕ)
3. Углубление, по которому течёт река (руСло)
4. Самый большой естественный водоём (океаН)
5. Без этого не может прожить ни человек, ни животное, ни растение (водА)
- Обменяйтесь с соседом карточками, и сделаем взаимопроверку.
Вы догадались как быстро проверить?
Давайте проверим, что получилось. (Слайд)
Если вы посмотрите внимательно, то, увидите, что из подчёркнутых букв получится слово. Какое? – ВЕСНА.
3. Постановка учебной задачи.
У. Предположите, о чём будет наш урок.
Д. О весне.
У. Сформулируйте тему нашего урока с точки зрения названия раздела «Путешествия».
У. Прочитайте название темы урока в учебнике на с.86.
Д. В гости к весне. (Слайд)
-Тема нашего урока замечательная, долгожданная – и называется «В гости к Весне» А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края!
У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (Узнаем какие изменения произошли в природе).
У. Прочитайте в учебнике слова Муравьишки о том, что вы узнаете, и чему будете учиться сегодня на уроке.
А сейчас мы ответим на вопросы учебника.
Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая черепаха (Слайд)
Как связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе.
Можем ли мы сейчас сразу ответить на этот вопрос урока? Почему?
Д. Нет. Мы этого не изучали. Это новый материал.
У. Ответ на этот вопрос вы должны найти в течение урока.
4.Совместное открытие нового.
Ребята, а вы знаете весенние месяцы? Посмотрите, как Муравьшка их расположил. Оцените его работу. Давайте ему поможем.
- Первый весенний месяц – март. В старину в народе март называли протальник. Как вы думаете, почему? Выслушиваются ответы детей.
Следующий весенний месяц – апрель. Апрель называют снегогоном.(слайд)
В старину в народе май называли травень.(слайд)
- Почему весна наступает постепенно?
-Где можно ещё, кроме ваших наблюдений можно узнать об изменениях в неживой и живой природе? (предположение учащихся)
У. В учебнике.
-Посмотрите на 86 страницу учебника и скажите, как будете работать?
А сейчас сядьте по группам, каждая группа получит своё задание.
Задания для работы в группах «Маленькие исследователи»
Тема заданий общая - весна.
Но задания у каждой группы будут свои.
1 группа
1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 86-87)
2. Соотнесите название весенних изменений в неживой природе с картинками. Выберите только весенние признаки и наклейте.
2 группа
1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в живой природе.(c. 88-89)
2. Соотнесите название весенних изменений в живой природе с картинками. Выберите только весенние признаки и наклейте.
3 группа
Вы будете исследователями и должны, выявить какие изменения произошли в жизни других животных с приходом весны, по картинкам, и сделать записи. Затем проверите себя по научной статье. Но если будет трудно, можете попросить у меня статью.
Затем проверите себя по научной стать
Отвечает 1 группа. Слайд
У. Почему с приходом весны стало теплее»,
-Солнце стало греть лучше.
Отвечает 2 группа.
Какие новые понятия вам встретились.
-Ледоход Половодье
Что такое ледоход?(Прочитайте в учебнике)
-Приходилось ли вам наблюдать ледоход?
Какие реки родного края вы знаете? (Сейм, Тускарь, Кур).
-Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.
Слайд
Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит? Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах.
Дети : Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.
Слайд
Когда река грозит половодьем?
Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.
-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?
-Они могут погибнуть
Рассмотрите иллюстрации на с.86 и 87.
У, Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).
У. Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
Физминутка
6. Продолжение работы по теме урока
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Заслушивается выступление учащихся 2группы.
Выступление 2 группы.
Слайд первоцветы
Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю за появлением первоцветов, но меня всякий раз волнует один и тот же вопрос---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?
А вы как думаете (утолщённые подземные части растений)
- Какие вы ещё знаете первоцветы?
У. Рассмотрите иллюстрацию на с.88.
чистяк весенний,
печёночница благородная,
ветреница лютичная,
первоцвет,
гусиный лук .
нарцисс
Охрана первоцветов.
Почему около раннецветущих растений горит сигнал опасности?
!
Предположение учащихся
Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?
Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.
Слайд
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если мы сорвем цветы Опустеют все поляны И не будет красоты!
А знаете ли вы ещё какие-нибудь раннецветущие растения?
Мудрая черепаха хочет рассказать сказку об одном храбром цветке, т.к. не каждый цветок может появиться в первые весенние деньки из-под снега. Жили-были сестры Снегурочка и Весна - Красна. Обе пригожие, обе добрые, обе милы людям. Только наряжаются разно. Одна - в снежинки, другая - в цветы. От снежинок цветы вянут, а от цветов снежинки тают. Нельзя сестрам жить вместе. Но ведь сестры-то они родные и сходятся на короткий час. Снегурка разгребает лунки в снегу, Весна - Красна, сажает туда росточки. И тогда на белом полотне распускаются подснежники. И этому прекрасному цветку П.И.Чайковский посвятил своё произведение «Подснежник» из цикла «Времена года». Послушайте его и скажите, что хотел передать П.И.Чайковский в этой музыке? (Что на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег и из-под снега появляются подснежники).
Своё выступление продолжит 2 группа
Как меняется жизнь птиц с приходом весны?
(Слайд)
1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.
2.Возвращаются в родные края перелетные птицы.
3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.
Учитель:
-Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют перелётных птиц)
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
(Слайд)
Март — время прилета грачей в Россию. А для нас грач это перелетная птица или зимующая? (Зимующая.)
От грачей мало отстают жаворонки и скворцы, трясогузки, журавли – в апреле, соловьи, ласточки –в мае. В народе говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает». Трясогузки прилетают с зимовок в конце марта–начале апреля, когда лёд еще не сошёл, а малые реки у берегов освобождаются ото льда.
А о какой птице так говорят?
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
(Соловей)
Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне.
Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
- А какую пользу приносят птицы? (Птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).
3 группа
Расскажет какие изменения произошли в жизни других животных с приходом весны.
Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, змеи, лягушки, ящерицы, рыбы. Ранней весной рождаются у зверей детёныши: зайчата, бельчата, волчата, лисята.
Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. А заяц, горностай, ласка и белка меняют ещё и цвет своей шубки. (слайд)
Оживают муравейники, бабочки собирают нектар с первых весенних цветов. (слайд)
У. Какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
Практическая часть урока ( формирование умений).
А сможем мы теперь ответить на вопрос, как же связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе.
Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему? (солнце выше)
Давайте попробуем раскрыть секрет волшебницы-весны при помощи модели.
Работа в парах.
Показывают стрелками, как связаны природные явления в неживой и живой природе.(солнце выше, чем зимой – потепление – появление насекомых – возвращение перелётных птиц).
Проверка: ученик объясняет, как он установил взаимосвязи явлений природы весной.
7.Рефлексия
Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему? (солнце выше)
Солнце выше, чем зимой
Дни стали длиннее. Потепление
Повернитесь друг к другу, 1 вариант называет весенние явления в неживой природе, а 2 вариант называет весенние явления в живой природе, и считаете, сколько явлений вы назовёте.
Кто назвал все явления в неживой и живой природе похлопайте.
Кто не смог все назвать, поднимите руку вверх.
9. Оценка достижений
Оценивание себя с помощью листов самооценки.
Найдите свое место на лестнице успеха.
8. Итог
У. Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока?
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».
- Как вы понимаете их?
- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
Выберите д/з к следующему уроку: (на карточках)
1.Рабочая тетрадь стр.56-57
2.Оформи плакат в защиту первоцветов!
3.Найти народные приметы о весенних явлениях
4.Для юных учёных – подготовить сообщения на тему: «Кто как весну встречает».