- Догадайтесь, почему эти предметы собраны в одной группе. (Слайд 7) 1-я группа: дом, велосипед, шапка, носок, портфель, стол, автомобиль, автомобиль, самолет, часы, игрушки. 2-я группа: гора, кристалл, море, лес, камень, облако, горы, океан, птицы, звери, жуки, поля. - Каким понятием можно заменить первую группу предметов? А вторую? - Первую назовем вещами, вторую – предметами природы. - Предметы природы можно разделить еще на две группы. Подумайте, каким понятием можно заменить данные предметы. (Слайд 8, 9) 1. Камни, река, снег, гора, земля, воздух. 2. Звери, растения, грибы, рыбы, насекомые. - Посмотрите на правило на с. 46, сравните свои выводы. (Наблюдают, рассуждают, делают вывод, что объекты можно разделить на природные - живые и неживые и вещи.) - Подумайте, чем же живые существа отличаются от неживых предметов? (Предположения детей.) - Может ли живая природа существовать без неживой? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 10) (Выслушиваются ответы 2-3 учеников. Остальные слушают, дополняют и оценивают ответы.) - Предлагаю сравнить камень и белку. Нужна белке пища? Дышит она? Принесет потомство? А камень? - Назовите свойства живых существ? Камню можно назвать эти свойства? Корректирует и направляет ответы учащихся. - К какой группе относятся изображения на с. 47? - Посмотрите на первую картинку, кто на ней нарисован? - Миша после долгой зимы надел лёгкую курточку, и оказалось, что она ему мала. Что произошло с Мишей? (Он вырос) - Все ли живые организмы растут? (Да) - Какое же первое свойство живых организмов? Учитель выписывает первое свойство живых организмов на доске. - Кого изобразил художник на следующей картинке? - Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.) - Какое второе свойство живых организмов? Учитель выписывает второе свойство живых организмов на доске. - Что делает собака на следующей картинке? - Всем ли живым организмам необходимо питание? - Какое ещё свойство живых организмов мы можем выделить? Учитель выписывает третье свойство живых организмов на доске. - Кто нарисован на следующей картинке? - Кем являются цыплята по отношению к курице? - У всех ли живых организмов появляются дети (потомство)? Учитель выписывает четвёртое свойство живых организмов на доске. - Имеют ли предметы неживой природы такие признаки (Не имеют). Запись на доске (карта понятий): Живые организмы Неживые предметы дышат растут питаются размножаются или дают потомство Работа в парах, обмен мнениями. - Что можно сказать о растениях? (У детей веточки: по 1 на парте. Стаканчики с проростками гороха. Листочки с дневником эксперимента: Начало опыта: Наблюдение 1апреля______________ Наблюдение 10 апреля_____________ ) - Cделайте выводы. Растения - это живые или неживые организмы? (Растение - это живые организмы.) - Докажите свою точку зрения. - Как вы думаете, живые организмы могут жить вечно? (Мнение детей) - Что может произойти с растением, если его перестать поливать? - А с животным, если плохо за ним ухаживать? - Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь. (Слайд 11) - Сделайте вывод о том, каким должно быть наше поведение по отношению к природе. - Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47. - Похожи ли они? Дифференцированный подход: ( Дети выбирают задания разного уровня сложности) Задание 1 уровня: - Проверь, правильно ли распределены предметы в группы (дети работают с выбранными текстами заданий.) Задание 2 уровня: - Зачеркни лишний предмет в каждой группе. Предложи свои условные знаки живой и неживой природы, изделия человека. Задание 3 уровня сложности: - Наклей картинку на каждую группу предметов. (Дети классифицируют картинки по группам. Заполняют с помощью клея предложенную таблицу, производят предварительную оценку работы). Взаимопроверка. |