Методическая разработка урока по предмету Окружающий мир (Человек, природа, общество) в 1 классе на тему «Живое и неживое».
Методическая разработка урока по предмету Окружающий мир (Человек, природа, общество) в 1 классе на тему «Живое и неживое».
Данный конспект урока по предмету Окружающий мир по программе "Школа 2100". В основе урока лежит принцип проблемного обучения. Дети самостоятельно определяют тему и цель урока, с помощью наводящих вопросов учителя и выполнеения соответствующих заданий знакомятся с классификацией "живое - неживое", в конце урока делают выводы о достигнутых результатах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по предмету Окружающий мир (Человек, природа, общество) в 1 классе на тему «Живое и неживое».»
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области
Методическая разработка урока
по предмету Окружающий мир (Человек, природа, общество)
в 1 классе на тему «Живое и неживое».
Автор: Алексеева Марина
Вячеславовна,
учитель начальных классов
МОУ лицея №3
г. Галича Костромской области
Галич 2015
Класс – 1б класс МОУ лицея № 3 города Галича.
Время проведения – 7апреля 2015 года.
УМК образовательной системы «Школа 2100»
Тема урока: Живое и неживое.
Данный урок является 1 уроком изучения темы «Живые обитатели планеты».
Цель: знакомство с классификацией «живое-неживое», знакомство со свойствами живых организмов.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с живыми организмами и их свойствами; с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов.
Воспитательные: Воспитать бережное отношение ко всему живому вокруг нас; воспитывать ответственность, взаимопомощь, умение работать в группах и слушать других.
Формирование универсальных учебных действий:
1.Регулятивные УУД:
Формулировать тему и цель урока с помощью учителя.
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника, с опорой на свой жизненный опыт.
Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.
Переработать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
3. Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя и других учеников, вести диалог.
Работать с соседом.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
4. Личностные УУД:
Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимания смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты: знать свойства живых организмов, уметь определять классифицировать предметы и организмы.
Оборудование: учебники «Я и мир вокруг» 1 класс Вахрушев А.А., рабочая тетрадь, компьютер на рабочем месте учителя, медиапроектор , экран, авторская компьютерная презентация, сделанная в программе Power Point по теме: «Живое и неживое», картинки с изображением живых организмов и неживых предметов, карточки на доску, камень.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
• Учебный диалог.
• Групповая работа.
• Работа в парах.
Методологической основой урока является личностно – ориентированное обучение и деятельностый метод.
Методы:
• Проблемный метод.
• Метод групповой работы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Организационный момент.Эмоциональный настрой на урок.
- Послушайте одну притчу, подумайте, в чем ее смысл.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- В чем смысл этой притчи? Как вы поняли?
+ все зависит от нас самих.
Беседа о настроении учащихся, настрой на урок, пожелание учителя.
Создание проблемной ситуации. Постановка темы и цели урока.
Учитель читает стихотворение Л. Дайнеко (в сопровождении слайдов 1,2).
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- О каком доме идет речь?
+ О природе.
- А как вы понимаете это слово - природа?
+
Посмотрите на доску. Перечислите, что вы видите? (Слайд 3. На экране картинки: стол, вертолет, молоток)
+
- Что объединяет эти предметы?
+ они сделаны руками человека.
- Как можно их назвать?
+ они неживые.
- А во второй рамке? (Слайд 4. На экране картинки: гриб, василек, оса, кошка)
+
- Что объединяет эти предметы?
+ они растут.
- Как можно их назвать?
+ они живые.
- Что вы видите сейчас? (учитель держит в руке камень)
+ камень.
- Камень – он живой или нет?
+ (затрудняются)
- сколько я вам задала вопросов?
- Сколько вы дали мне ответов?
- Какой вопрос встает перед нами?
+ Камень – он живой или нет?
- Что мы должны узнать, что бы ответить на этот вопрос?
+ Свойства или признаки неживых предметов и живых организмов.
- Этим мы и будем заниматься сегодня. Тема урока «Живое и неживое» (табличка на доске)
3. Поиск выхода из проблемной ситуации. Изучение нового материала.
- Попробуем разобраться, какими свойствами обладают живые существа. Помогут нам картинки. Посмотрите на них и подумайте, какое свойство живых организмов отражает каждая из них.
На доске появляются таблички: рост, размножение, питание, дыхание.
Итог: Живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются.
- будут ли этими свойствами обладать неживые предметы?
+ нет. Они не растут, не питаются, не размножаются.
- Можем ли мы теперь ответить, к какой группе относится камень? Объясните ответ.
+ да. Он неживой.
- Посмотрите на другие картинки. К какой группе вы отнесете их? Объясните, почему.
+ к неживым.
- В чем различие между картинками в первой рамке и во второй?
+ одни сделаны руками человека, другие даны природой.
-Что общего?
+ они неживые.
- Ребята, верно, камни относятся к неживым предметам. Однако, например, в Румынии, это страна в Европе, есть такие камни, (их называют трованты), которые растут! После дождя с тровантами происходят невероятные события: они растут как грибы, увеличиваясь в размерах. Как вы думаете, можем ли мы сказать, что они живые?
+ нет, просто некоторыми свойствами живых организмов могут обладать и неживые.
- А почему они все-таки не живые? Они не питаются, не дышат.
-Верно. Сейчас попробуем разобраться, какие еще свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов, а какими они не обладают. Работая в группе с картинками на странице 48 учебника, ответьте на эти вопросы.
А теперь покажите движениями живые предметы: бабочка, заяц, лиса
5. Продолжение изучения новой темы. Первичное закрепление.
- Как вы думаете, ребята, могут ли живые организмы жить вечно?
+ нет.
- Что может произойти с растением, если его перестать поливать?
+ погибнет.
- А с животным, если за ним плохо ухаживать?
+ погибнет.
- Верно, с живыми организмами нужно обращаться очень бережно, чтобы они не погибли.
- В нашей тетради ребята нарушают эти правила. Посмотрим, что они делают не так, дадим им советы. Выполним номера 3, 4 в рабочей тетради. С. 57. Работаем в группах.
(дети работают, затем обсуждаем).
Итог урока.Рефлексия
Подведем итоги.
- О чем мы говорили на уроке?
- Какими свойствами обладают живые организмы?
- Что может с ними произойти, если за ними плохо ухаживать?
- Что мы должны делать, чтобы избежать этого?
Поднимите смайл, отражающий ваше настроение после урока (слайд 10)