kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика Активизации умственной деятельности учащихся на уроках цветоводства и декоративного садоводства школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Предмет цветоводства, как вид трудовой деятельности – неотъемлемая часть окружающего живого мира.

 Начиная с пятого класса общеобразовательной специальной (коррекционной ) школы VIII вида в программе обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью. Вводится предмет «Цветоводство и декоративное садоводство», несущий, в основе своей, не конкретную направленность на изучение растительной флоры и её особенностей, сколько продолжает отработку приобретённых детьми ранее трудовых навыков бытового обслуживания (самообслуживания). Наряду с этим происходит поэтапная ориентация ребёнка на более «абстрактное» восприятие растительного мира, как неотъемлемой части мира окружающего.
 Проводимые в начальной школе занятия по уходу за комнатными растениями, находящимися в школе (классе), способствовали вычленению комнатных декоративных растений из окружающего (ПРИВЫЧНОГО) интерьера, окружающего ребёнка с умеренной степенью умственной отсталостью.
 Если вначале внимание ученика учитель направлял на определённое назначение предметов интерьера, требующих ухода, то обслуживание комнатных растений постепенно обосабливается.
 Так происходит осознание детьми живого/неживого – на сопоставлении. Обслуживание неживых (бытовых) предметов требует и воспитывает в ученике аккуратность, бережливость, знание определённых правил и средств  обслуживания.
 Касаясь обслуживания растущих в классе растений, помимо вышеперечисленных условий ухода, знание которых определяется стоящей образовательной задачей, требующаяся забота продиктована задачей воспитательной. Неразрывной цепью одновременно проходит  развивающая и корригирующая направленность в обучении.
 Благодаря совокупности ставящихся учебных задач, в ребёнке, постепенно,  открывается чувство прекрасного,  воспитывающее любовь к живому окружающему миру.

 


-2-
Определение задач, стоящих перед учителем при работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталостью.

    Предмет цветоводства и декоративного садоводства способствует более глубокой  дифференциации в понимании (принятии) растительного мира как «живого».
 Само понятие «живое – неживое» - настолько абстрактно и труднодоступно пониманию детей с умеренной степенью умственной отсталостью, что требует от учителя умения реализовывать его в практическом плане самым выразительным способом.
 Ребёнок учится определять живое не только по физическим способностям предмета передвигаться и обладать  чисто физической реакцией (в том числе ответной), что является, внешне проявляющимся, «ярким» признаком, сколько более глубокому (зачастую неосмысленному),* принятию “живого” растительного мира.
 Универсальным видом деятельности в школе (взаимодействия учитель – ученик)  является урок,  который  в специальной (коррекционной) школе имеет особую направленность, в сравнении с построением урока обычной школы.
 Учитывается, что «зона ближайшего развития» крайне нестабильна у детей с умеренной степенью умственной отсталостью. Большая её креативность требует от взрослого (учителя) постоянной актуализации и привязки к жизни учащихся.
 Помимо основных задач урока (образовательной, развивающей и воспитательной) неразрывно проходит наиважнейшая задача школы VIII вида – задача коррекционная.
 Только единство этих задач способствует развитию у учащихся потребности и значимости выполняемой ими работы.
 Готовясь к уроку необходимо оперировать большим багажом заданий, подразумевающих, зачастую, совсем другого рода деятельность. Их наличием наставник предвосхищает «неожиданные  потребности учащихся»**, создаёт связи между предметами, явлениями. Проведение полноценного результативного урока определяет мастерство учителя, знание им особенностей учеников, их уровня владения теми или иными понятиями, представлениями и умение лавировать в той или иной ситуации.
 
 

        *Данное восприятие и понимание характерно для детей с умеренной степенью умственной отсталостью.
           **по Выготскому Л.С.
 
-3-
Урок  - вид взаимодействия в целях решения поставленных задач. Особенность разработки уроков цветоводства школ VIII вида.

 Стараясь учесть вышеизложенное, нами были построены и апробированы интерактивные уроки цветоводства и декоративного садоводства с использованием современных средств ТСО (компьютер, интерактивная/проекционная  доска, проектор). Вышеперечисленное  играло  роль итогового наглядного пособия,  предлагаемого учащимся на занятии.
 Например, на уроке по ознакомлению с назначением садового инвентаря «лейки»,  как ёмкости для забора и переноса воды, приспособления при поливе растений.
Аналогом могут выступать различные ёмкости, но на начальном этапе, необходимо чётко проецировать производимое действие (полив) с конкретным предметом (лейка), которое выполняет необходимое действие.

ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

 После того как ребёнок владеет навыком использования того или иного садового приспособления, уместно использовать игру «предмет-невидимка» - ассоциативное  узнавание предмета по производимому действию, характеризующему данный предмет.
 Следующим важным этапом было соотнесение предмета и манипуляций с ним с заранее сделанной фотографией конкретного ученика,  выполняющего то или иное действие.*

ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО

По наблюдению,  ребёнок с умеренной степенью умственной отсталости, ярко и живо реагирует на свою реалистичную фотографию, что даёт возможность продолжать работу с ассоциативным рядом в более абстрактном ключе.
 Таким образом предмет, как таковой, отходит на задний план, что приближает к пониманию (узнаванию) умственно отсталым ребёнком предмета только по его названию, что и будет являться конечным итогом проводимой работы.
 Следующим этапом целесообразно предложить ребёнку соотнести своё изображение на фото с художественным изображением абстрактного ребёнка, рисунком.

ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО --- РИСУНОК

Этапом закрепления может служить попытка нарисовать обсуждаемый предмет.


*- фотография должна быть конкретной, без присутствия отвлекающих внимание, мелких деталей.

-4-

Для дальнейшей работы нами применялись современные технические средства  обучения.  Подбирались графические компьютерные изображения и игровые программы с целью закрепить знания, полученные опытным путём. Интересным моментом служили фрагменты видеосъёмки конкретных учащихся, выполняемых те или иные операции с изучаемыми садовыми инструментами. Анимированные фрагменты легко получить из нарезки в программе обработки видеоъёмки.*
 Интерактивная (проекционная)  доска, зачастую, воспринимается детьми с умеренной степенью умственной отсталостью аналогом телевизора, где не то, что сюжет не улавливается, а порой и картинка, воспринимается как цветовые, часто сменяющие друг друга пятна.
 Показательно, что использование средств ТСО на последнем  этапе, вовлекало учащихся с умеренной умственной отсталостью в работу именно сюжетом, который они воспринимали и следили за ним по мере своей особенности.
 Например, был увядший цветок, который требовалось полить при помощи лейки.
Для совершения этого действия было необходимо набрать воды в лейку, после чего ребёнок наблюдал результат работы – красивоцветущее растение.
 Использование компьютерных технологий на уроке является ярким моментом, наглядно демонстрирующим и конкретизирующим изучаемый материал.


ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО --- РИСУНОК --- ТСО

Подобная взаимосвязь методических приёмов применима  для детей с умеренной степенью умственной отсталости на различных уроках. Благодаря современным технологиям удаётся качественно и на высоком уровне подвести итог изученного материала и  побуждает к умственной деятельности на более высоком, более абстрактном уровне. Кроме того средства ТСО с радостью воспринимаются учениками, вызывают любопытство и интерес.

 

 

 


Итоговое занятие о применении и назначении садовых инструментов

*Нами использовалась программа “Pinnacle studio”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика Активизации умственной деятельности учащихся на уроках цветоводства и декоративного садоводства школы. »













Активизация умственной деятельности учащихся на уроках цветоводства и декоративного садоводства школы VIIIвида.



Большаков Павел Викторович,

аспирант 3 года обучения.



Научные руководители: доктор педагогических наук,

Профессор Кальней В. А.;

доктор педагогических наук

Профессор Воронкова В.В..























-1-

Предмет цветоводства, как вид трудовой деятельности – неотъемлемая часть окружающего живого мира.



Начиная с пятого класса общеобразовательной специальной (коррекционной ) школы VIII вида в программе обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью. Вводится предмет «Цветоводство и декоративное садоводство», несущий, в основе своей, не конкретную направленность на изучение растительной флоры и её особенностей, сколько продолжает отработку приобретённых детьми ранее трудовых навыков бытового обслуживания (самообслуживания). Наряду с этим происходит поэтапная ориентация ребёнка на более «абстрактное» восприятие растительного мира, как неотъемлемой части мира окружающего.

Проводимые в начальной школе занятия по уходу за комнатными растениями, находящимися в школе (классе), способствовали вычленению комнатных декоративных растений из окружающего (ПРИВЫЧНОГО) интерьера, окружающего ребёнка с умеренной степенью умственной отсталостью.

Если вначале внимание ученика учитель направлял на определённое назначение предметов интерьера, требующих ухода, то обслуживание комнатных растений постепенно обосабливается.

Так происходит осознание детьми живого/неживого – на сопоставлении. Обслуживание неживых (бытовых) предметов требует и воспитывает в ученике аккуратность, бережливость, знание определённых правил и средств обслуживания.

Касаясь обслуживания растущих в классе растений, помимо вышеперечисленных условий ухода, знание которых определяется стоящей образовательной задачей, требующаяся забота продиктована задачей воспитательной. Неразрывной цепью одновременно проходит развивающая и корригирующая направленность в обучении.

Благодаря совокупности ставящихся учебных задач, в ребёнке, постепенно, открывается чувство прекрасного, воспитывающее любовь к живому окружающему миру.









-2-

Определение задач, стоящих перед учителем при работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталостью.



Предмет цветоводства и декоративного садоводства способствует более глубокой дифференциации в понимании (принятии) растительного мира как «живого».

Само понятие «живое – неживое» - настолько абстрактно и труднодоступно пониманию детей с умеренной степенью умственной отсталостью, что требует от учителя умения реализовывать его в практическом плане самым выразительным способом.

Ребёнок учится определять живое не только по физическим способностям предмета передвигаться и обладать чисто физической реакцией (в том числе ответной), что является, внешне проявляющимся, «ярким» признаком, сколько более глубокому (зачастую неосмысленному),* принятию “живого” растительного мира.

Универсальным видом деятельности в школе (взаимодействия учитель – ученик) является урок, который в специальной (коррекционной) школе имеет особую направленность, в сравнении с построением урока обычной школы.

Учитывается, что «зона ближайшего развития» крайне нестабильна у детей с умеренной степенью умственной отсталостью. Большая её креативность требует от взрослого (учителя) постоянной актуализации и привязки к жизни учащихся.

Помимо основных задач урока (образовательной, развивающей и воспитательной) неразрывно проходит наиважнейшая задача школы VIII вида – задача коррекционная.

Только единство этих задач способствует развитию у учащихся потребности и значимости выполняемой ими работы.

Готовясь к уроку необходимо оперировать большим багажом заданий, подразумевающих, зачастую, совсем другого рода деятельность. Их наличием наставник предвосхищает «неожиданные потребности учащихся»**, создаёт связи между предметами, явлениями. Проведение полноценного результативного урока определяет мастерство учителя, знание им особенностей учеников, их уровня владения теми или иными понятиями, представлениями и умение лавировать в той или иной ситуации.



*Данное восприятие и понимание характерно для детей с умеренной степенью умственной отсталостью.

**по Выготскому Л.С.

-3-

Урок - вид взаимодействия в целях решения поставленных задач. Особенность разработки уроков цветоводства школ VIII вида.



Стараясь учесть вышеизложенное, нами были построены и апробированы интерактивные уроки цветоводства и декоративного садоводства с использованием современных средств ТСО (компьютер, интерактивная/проекционная доска, проектор). Вышеперечисленное играло роль итогового наглядного пособия, предлагаемого учащимся на занятии.

Например, на уроке по ознакомлению с назначением садового инвентаря «лейки», как ёмкости для забора и переноса воды, приспособления при поливе растений.

Аналогом могут выступать различные ёмкости, но на начальном этапе, необходимо чётко проецировать производимое действие (полив) с конкретным предметом (лейка), которое выполняет необходимое действие.



ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ



После того как ребёнок владеет навыком использования того или иного садового приспособления, уместно использовать игру «предмет-невидимка» - ассоциативное узнавание предмета по производимому действию, характеризующему данный предмет.

Следующим важным этапом было соотнесение предмета и манипуляций с ним с заранее сделанной фотографией конкретного ученика, выполняющего то или иное действие.*



ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО



По наблюдению, ребёнок с умеренной степенью умственной отсталости, ярко и живо реагирует на свою реалистичную фотографию, что даёт возможность продолжать работу с ассоциативным рядом в более абстрактном ключе.

Таким образом предмет, как таковой, отходит на задний план, что приближает к пониманию (узнаванию) умственно отсталым ребёнком предмета только по его названию, что и будет являться конечным итогом проводимой работы.

Следующим этапом целесообразно предложить ребёнку соотнести своё изображение на фото с художественным изображением абстрактного ребёнка, рисунком.



ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО --- РИСУНОК



Этапом закрепления может служить попытка нарисовать обсуждаемый предмет.





*- фотография должна быть конкретной, без присутствия отвлекающих внимание, мелких деталей.



-4-



Для дальнейшей работы нами применялись современные технические средства обучения. Подбирались графические компьютерные изображения и игровые программы с целью закрепить знания, полученные опытным путём. Интересным моментом служили фрагменты видеосъёмки конкретных учащихся, выполняемых те или иные операции с изучаемыми садовыми инструментами. Анимированные фрагменты легко получить из нарезки в программе обработки видеоъёмки.*

Интерактивная (проекционная) доска, зачастую, воспринимается детьми с умеренной степенью умственной отсталостью аналогом телевизора, где не то, что сюжет не улавливается, а порой и картинка, воспринимается как цветовые, часто сменяющие друг друга пятна.

Показательно, что использование средств ТСО на последнем этапе, вовлекало учащихся с умеренной умственной отсталостью в работу именно сюжетом, который они воспринимали и следили за ним по мере своей особенности.

Например, был увядший цветок, который требовалось полить при помощи лейки.

Для совершения этого действия было необходимо набрать воды в лейку, после чего ребёнок наблюдал результат работы – красивоцветущее растение.

Использование компьютерных технологий на уроке является ярким моментом, наглядно демонстрирующим и конкретизирующим изучаемый материал.





ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО --- РИСУНОК --- ТСО



Подобная взаимосвязь методических приёмов применима для детей с умеренной степенью умственной отсталости на различных уроках. Благодаря современным технологиям удаётся качественно и на высоком уровне подвести итог изученного материала и побуждает к умственной деятельности на более высоком, более абстрактном уровне. Кроме того средства ТСО с радостью воспринимаются учениками, вызывают любопытство и интерес.

















Итоговое занятие о применении и назначении садовых инструментов



*Нами использовалась программа “Pinnacle studio”.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Большаков Павел Викторович

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135915


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства