~~Предмет цветоводства, как вид трудовой деятельности – неотъемлемая часть окружающего живого мира.
Начиная с пятого класса общеобразовательной специальной (коррекционной ) школы VIII вида в программе обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью. Вводится предмет «Цветоводство и декоративное садоводство», несущий, в основе своей, не конкретную направленность на изучение растительной флоры и её особенностей, сколько продолжает отработку приобретённых детьми ранее трудовых навыков бытового обслуживания (самообслуживания). Наряду с этим происходит поэтапная ориентация ребёнка на более «абстрактное» восприятие растительного мира, как неотъемлемой части мира окружающего.
Проводимые в начальной школе занятия по уходу за комнатными растениями, находящимися в школе (классе), способствовали вычленению комнатных декоративных растений из окружающего (ПРИВЫЧНОГО) интерьера, окружающего ребёнка с умеренной степенью умственной отсталостью.
Если вначале внимание ученика учитель направлял на определённое назначение предметов интерьера, требующих ухода, то обслуживание комнатных растений постепенно обосабливается.
Так происходит осознание детьми живого/неживого – на сопоставлении. Обслуживание неживых (бытовых) предметов требует и воспитывает в ученике аккуратность, бережливость, знание определённых правил и средств обслуживания.
Касаясь обслуживания растущих в классе растений, помимо вышеперечисленных условий ухода, знание которых определяется стоящей образовательной задачей, требующаяся забота продиктована задачей воспитательной. Неразрывной цепью одновременно проходит развивающая и корригирующая направленность в обучении.
Благодаря совокупности ставящихся учебных задач, в ребёнке, постепенно, открывается чувство прекрасного, воспитывающее любовь к живому окружающему миру.
-2-
Определение задач, стоящих перед учителем при работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталостью.
Предмет цветоводства и декоративного садоводства способствует более глубокой дифференциации в понимании (принятии) растительного мира как «живого».
Само понятие «живое – неживое» - настолько абстрактно и труднодоступно пониманию детей с умеренной степенью умственной отсталостью, что требует от учителя умения реализовывать его в практическом плане самым выразительным способом.
Ребёнок учится определять живое не только по физическим способностям предмета передвигаться и обладать чисто физической реакцией (в том числе ответной), что является, внешне проявляющимся, «ярким» признаком, сколько более глубокому (зачастую неосмысленному),* принятию “живого” растительного мира.
Универсальным видом деятельности в школе (взаимодействия учитель – ученик) является урок, который в специальной (коррекционной) школе имеет особую направленность, в сравнении с построением урока обычной школы.
Учитывается, что «зона ближайшего развития» крайне нестабильна у детей с умеренной степенью умственной отсталостью. Большая её креативность требует от взрослого (учителя) постоянной актуализации и привязки к жизни учащихся.
Помимо основных задач урока (образовательной, развивающей и воспитательной) неразрывно проходит наиважнейшая задача школы VIII вида – задача коррекционная.
Только единство этих задач способствует развитию у учащихся потребности и значимости выполняемой ими работы.
Готовясь к уроку необходимо оперировать большим багажом заданий, подразумевающих, зачастую, совсем другого рода деятельность. Их наличием наставник предвосхищает «неожиданные потребности учащихся»**, создаёт связи между предметами, явлениями. Проведение полноценного результативного урока определяет мастерство учителя, знание им особенностей учеников, их уровня владения теми или иными понятиями, представлениями и умение лавировать в той или иной ситуации.
*Данное восприятие и понимание характерно для детей с умеренной степенью умственной отсталостью.
**по Выготскому Л.С.
-3-
Урок - вид взаимодействия в целях решения поставленных задач. Особенность разработки уроков цветоводства школ VIII вида.
Стараясь учесть вышеизложенное, нами были построены и апробированы интерактивные уроки цветоводства и декоративного садоводства с использованием современных средств ТСО (компьютер, интерактивная/проекционная доска, проектор). Вышеперечисленное играло роль итогового наглядного пособия, предлагаемого учащимся на занятии.
Например, на уроке по ознакомлению с назначением садового инвентаря «лейки», как ёмкости для забора и переноса воды, приспособления при поливе растений.
Аналогом могут выступать различные ёмкости, но на начальном этапе, необходимо чётко проецировать производимое действие (полив) с конкретным предметом (лейка), которое выполняет необходимое действие.
ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
После того как ребёнок владеет навыком использования того или иного садового приспособления, уместно использовать игру «предмет-невидимка» - ассоциативное узнавание предмета по производимому действию, характеризующему данный предмет.
Следующим важным этапом было соотнесение предмета и манипуляций с ним с заранее сделанной фотографией конкретного ученика, выполняющего то или иное действие.*
ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО
По наблюдению, ребёнок с умеренной степенью умственной отсталости, ярко и живо реагирует на свою реалистичную фотографию, что даёт возможность продолжать работу с ассоциативным рядом в более абстрактном ключе.
Таким образом предмет, как таковой, отходит на задний план, что приближает к пониманию (узнаванию) умственно отсталым ребёнком предмета только по его названию, что и будет являться конечным итогом проводимой работы.
Следующим этапом целесообразно предложить ребёнку соотнести своё изображение на фото с художественным изображением абстрактного ребёнка, рисунком.
ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО --- РИСУНОК
Этапом закрепления может служить попытка нарисовать обсуждаемый предмет.
*- фотография должна быть конкретной, без присутствия отвлекающих внимание, мелких деталей.
-4-
Для дальнейшей работы нами применялись современные технические средства обучения. Подбирались графические компьютерные изображения и игровые программы с целью закрепить знания, полученные опытным путём. Интересным моментом служили фрагменты видеосъёмки конкретных учащихся, выполняемых те или иные операции с изучаемыми садовыми инструментами. Анимированные фрагменты легко получить из нарезки в программе обработки видеоъёмки.*
Интерактивная (проекционная) доска, зачастую, воспринимается детьми с умеренной степенью умственной отсталостью аналогом телевизора, где не то, что сюжет не улавливается, а порой и картинка, воспринимается как цветовые, часто сменяющие друг друга пятна.
Показательно, что использование средств ТСО на последнем этапе, вовлекало учащихся с умеренной умственной отсталостью в работу именно сюжетом, который они воспринимали и следили за ним по мере своей особенности.
Например, был увядший цветок, который требовалось полить при помощи лейки.
Для совершения этого действия было необходимо набрать воды в лейку, после чего ребёнок наблюдал результат работы – красивоцветущее растение.
Использование компьютерных технологий на уроке является ярким моментом, наглядно демонстрирующим и конкретизирующим изучаемый материал.
ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО --- РИСУНОК --- ТСО
Подобная взаимосвязь методических приёмов применима для детей с умеренной степенью умственной отсталости на различных уроках. Благодаря современным технологиям удаётся качественно и на высоком уровне подвести итог изученного материала и побуждает к умственной деятельности на более высоком, более абстрактном уровне. Кроме того средства ТСО с радостью воспринимаются учениками, вызывают любопытство и интерес.
Итоговое занятие о применении и назначении садовых инструментов
*Нами использовалась программа “Pinnacle studio”.