kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Цели и задачи.

            Цель курса: осмысление личного опыта и приучению детей к рациональному постижению мира.

            Задачи:

  • формирование в сознании обучающихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)
  • приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
  • Письмо управления образования и науки Липецкой области  от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»
  • Приказ ОУ  от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;
  • Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);
  • Приказ  ОУ  от  29.08.2014 г. № 163  «Об утверждении  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ,  учебных курсов, предметов,  дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;
  • Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».

3. Сведения о программе:

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы начального общего образования, ,   авторской учебной программы "Окружающий мир" разработанной А.А.Вахрушевым, А.С.Раутиан и др., которая является составной частью Образовательной системы "Школа 2100". утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

4.  Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума  образования по русскому языку.

5.  Информация о внесенных изменениях

Изменения в примерную программу не внесены.

6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на  70 часов в год (из расчёта  2 часа в неделю).

 В том числе контрольных работ -

Экскурсий - 1

Проверочных работ-4

Самостоятельных работ - 19

7. Формы организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

-Информационный поиск —

задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

-Дифференцированные задания

—предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

-Интеллектуальный марафон

—задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

-Творческие задания

—направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.

Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

-Работа в паре

—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.

Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.

Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

-Проекты

В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего

8. Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

¾проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

¾развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

¾дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

¾игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

¾здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

9.  Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль

-устный опрос;

-тесты;

-комплексная контрольная работа;

-проект;

-контрольная работа;

-проверочная работа

Промежуточный контроль:

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.

10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)

Учащиеся научатся

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

Получат возможность научиться

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

 

11. Информация об учебнике

Окружающий мир, Вахрушев А.А.,Данилов Д.Д.,Бурский О.В., 2013

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100 »

1.Пояснительная записка

1. Цели и задачи.

Цель курса: осмысление личного опыта и приучению детей к рациональному постижению мира.

Задачи:

  • формирование в сознании обучающихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

  • формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)

  • приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»

  • Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;

  • Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);

  • Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;

  • Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».

3. Сведения о программе:

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы начального общего образования, , авторской учебной программы "Окружающий мир" разработанной А.А.Вахрушевым, А.С.Раутиан и др., которая является составной частью Образовательной системы "Школа 2100". утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

4. Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по русскому языку.

5. Информация о внесенных изменениях

Изменения в примерную программу не внесены.

6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю).

В том числе контрольных работ -

Экскурсий - 1

Проверочных работ-4

Самостоятельных работ - 19

7. Формы организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

-Информационный поиск

задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

-Дифференцированные задания

—предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

-Интеллектуальный марафон

—задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

-Творческие задания

—направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.

Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

-Работа в паре

—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.

Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.

Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

-Проекты

В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего

8. Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

9. Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль

-устный опрос;

-тесты;

-комплексная контрольная работа;

-проект;

-контрольная работа;

-проверочная работа

Промежуточный контроль:

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.

10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)

Учащиеся научатся

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

Получат возможность научиться

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


11. Информация об учебнике

Окружающий мир, Вахрушев А.А.,Данилов Д.Д.,Бурский О.В., 2013

2.Общая характеристика предмета

Предмет «Окружающий мир» - это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, напри­мер, экологического образования и воспитания.

Одна из основных особенностей данного курса - системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятиями с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оце­ночного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ СОШ №70, примерными программами начального общего образования на изучение предмета Окружающий мир в 3 классе отводится 70 часов (2 раза в неделю, 35 учебных недель).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, сохранение и приумножение её богатств.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым сохраняющей жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, не сплошной текс – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника, его методический аппарат, технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения и работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 3-м классе являются формирование следующих умений.

Часть1. «Обитатели Земли»

Первая линия развития «Умение объяснять мир»:

- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей, газов, действий энергии;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:

- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. «Моё Отечество»

Первая линия развития «Умение объяснять мир»:

- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

- объяснять, что такое общество, государство, история;

- по году определять век, место события в прошлом;

- узнавать современный герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:

- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

6.Содержание учебного предмета, курса


Вещество и энергия (4 часа)

Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы; расположение в них частиц. Превращение веществ.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 часов)

Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосферы. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы, литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток веществ, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Проверочная работа №1 по теме «Вещества и энергия. Живая оболочка планеты». Проверочные и контрольные работы к учебнику "Окружающий мир"(Обитатели Земли, с. 21-28)

Экологическая система (9 часов)

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Неполностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохраненном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.).

Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме.

Живые участники круговорота веществ (13 часов)

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растения. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: лёгкие – органы дыхания , голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полёту. Перо. Перелётные и осёдлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Бактерии – главные участники всех круговоротов.

Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере.

Заповедники и национальные парки.

Проверочная работа №2 по теме «Обитатели Земли».

Проверочные и контрольные работы к учебнику "Окружающий мир"(Обитатели Земли, с. 17-20,29-32)


Часть 2. Моё Отечество.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 часов)

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времён.

Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век и эра – точка отсчёта времени. Первичные представления о христианстве.

Наша Родина – дом, город или село, родной край, страна. Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия.

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси (5 часов)

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси.

Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.

«Древняя Русь – страна городов» . Города – центры культуры Древней Руси. Культурное богатство Древней Руси.

Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства (6 часов)

Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Проверочная работа №3 по теме «Твои родные и твоя Родина в потоке времени. Времена Древней Руси ».

Проверочные и контрольные работы к учебнику "Окружающий мир"(Моё отечество, с.17-32)

Времена Российской империи (6 часов)

Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург.

Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг, военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.


Времена Советской России и СССР (5 часов)

Жизнь рабочих и крестьян в начале 20 века. Народ и власть. Искупитель – Николай II. Революция 1917 года. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Власть Советов и Коммунистической партии. Правление Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои ВОв.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.


Современная Россия (7 часов)

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Представление об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России.

Проверочная работа № 4 по теме «Моё Отечество».

Проверочные и контрольные работы к учебнику "Окружающий мир"(Моё отечество, с.9-16, 33-40)

Резерв (4 часа)

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Литература для учителя

1. Вахрушев, А. А («Наша планета Земля»): Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2010.

2. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов: Учитель, 2003.

3. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов: Учитель, 2003.

Литература для учащихся

1.Вахрушев, А. А.Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»): учебник в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А, С. Раутиан. – М.: Баласс:, 2012.

2.Вахтушев , А. А.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир.». 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М.: Баласс :, 2012.

3. Вахрушев, А. А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли», «Моё Отечество») для 3 класса / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Интернет ресурсы

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – режим доступа : http://scool-collection.edu.ru

2.Презентации уроков «Начальная школа». – режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

4.Официальный сайт «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.school2100.ru

5. Я иду на урок в начальной школе . режим доступа - http://www.festival.1september.ru/

6.Сайт «Планета знаний» Режим доступа - http://planetaznaniy.astrel.ru/ («Школа России» - Режим доступа -http://school-russia.prosv.ru/

7.Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/

Информационно-коммуникативные средства:

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2.Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс.

Наглядные пособия:

Таблицы по окружающему миру 1-4 класс

Технические средства обучения:

интерактивная доска

компьютер

8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;


Приложение 1

9.Система контрольно-измерительных материалов

Приложение 2
































Приложение 1


п/п

Дата проведения


Наименование разделов и тем


Количество часов


Виды учебной деятельности

по плану

фактически


I четверть

18



Часть 1. «Обитатели Земли»

Раздел 1. «Вещества и энергия»

32

4


1



Тела и вещества.

1

Знакомство учащихся с новым учебником и рабочей тетрадью; повторение и закрепление правил работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Знакомство с понятием «тело».

2



Из чего состоит вещество? Самостоятельная работа №1.

1

Знакомство с составом вещества, с различными состояниями веществ. Проведение опытов по определению состава веществ.

3



Что такое энергия?

1

Знакомство с понятиями «энергия», «источники энергии».

4



Превращение энергии. Самостоятельная работа №2.

1

Знакомство с понятиями «неистребимость энергии», «превращение энергии», «выделение тепла». Самостоятельная работа с текстом учебника.


Раздел 2. «Живая оболочка планеты»

6


5



Где обитают живые организмы.

1

Знакомство с основными оболочками Земли, с понятием «биосфера» (живая оболочка Земли), распространением живых организмов в природе.

6



Большой круговорот веществ.

1

Уточнение элементарных сведений о круговороте веществ, обсуждение в парах значения кислорода для дыхания живых организмов и человека.

7



Живые участники круговорота веществ. Самостоятельная работа №3

1

Знакомство учащихся с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью. Отработка умения выделять звенья круговорота веществ.

8



Обмен веществ в организме. Горение и дыхание.

1

Знакомство с понятиями: «обмен веществ», «дыхание», «питание», «горение», «запасание энергии». Самостоятельная работа с текстом учебника.

9



Как живые организмы запасают энергию Солнца. Самостоятельная работа №4.

1

Уточнение представлений о Солнце, его значении для живых организмов.

10



Проверочная работа №1 по теме «Вещества и энергия. Живая оболочка планеты».

1

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.


Раздел 3. «Экологическая система живой оболочки Земли»

9


11



Работа над ошибками. Жизнь экосистемы.

1

Знакомство с тем, что экосистема обладает всеми элементами, свойствами биосферы.

12



Почва – важнейшая часть экосистемы. Самостоятельная работа №5.

1

Знакомство со строением почвы, видами почв, значением почвы в функционировании экосистем.

13



Экосистема озера.

1

Уточнение представлений об экосистемы озера. Работа с гербарием и иллюстрациями учебника.

14



Экосистема болота.

1

Уточнение представлений о болоте как природном сообществе.

15



Экосистема луга. Самостоятельная работа №6.

1

Уточнение представлений о луге как природном сообществе.

16



Лесные производители.

1

Уточнение представлений о лесе как природном сообществе.

17



Потребители и разрушители лесной экосистемы. Самостоятельная работа №7.

1

Уточнение представлений о лесе как природном сообществе

18



Экосистема поля.

1

Уточнение представлений о поле как природном сообществе.


2 четверть

14








19



Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Самостоятельная работа №8.

1

Уточнение представлений об аквариуме как природном сообществе. Самостоятельная работа с текстом учебника.


Раздел 4. «Живые участники круговорота веществ»

15


20



Растения – производители. Самостоятельная работа №9.

1

Обсуждение в группах разнообразия и роли растений в природе. Знакомство с различными группами растений и их строением. Работа с дополнительными источниками информации.

21



Животные маленькие и большие.

1

Самостоятельная работа с текстом учебника. Расширение представлений о растительном и животном мире.

22



Маленькие рыцари. Самостоятельная работа №10.

1

Знакомство с особенностями и образом жизни ракообразных и насекомых и пауков.

23



Первый шаг из моря на сушу.

1

Знакомство с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.

24



На суше как дома. Самостоятельная работа №11.

1

Знакомство с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся, а также и с тем, как они приспособились к жизни на суше.

25



Пернатые изобретатели.

1

Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полётам.

26



Наши братья. Самостоятельная работа №12.

1

Знакомство с особенностями строения и образом жизни млекопитающих, и их приспособлением к жизни на суше.

27



Осторожно, животные! Самостоятельная работа №13.

1

Знакомство учащихся с правилами безопасного поведения при встрече с дикими животными.

28



Прирождённые разрушители. Самостоятельная работа №14.

1

Знакомство учащихся с многообразием грибов и их ролью в природе.

29



Как нам жить в дружбе с природой. Самостоятельная работа №15.

1

Знакомство с проблемами природоохранного характера, стоящими перед человечеством.

30



Проверочная работа №2 по теме «Обитатели Земли».

1

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

31



Работа над ошибками.

1

Отработка пробелов допущенных в к/р.

32



Экскурсия в природу(в лес, на луг, на озеро).


Наблюдение за растениями и животными в реальных природных условиях.

33



Резерв

1



3 четверть

21



Часть 2. «Моё Отечество»

34



Раздел 1. «Твои родные и твоя Родина в потоке времени»

5


34



Введение. Отправляемся в путешествие.

1

Знакомство учащихся с новым учебником и рабочей тетрадью; повторение и закрепление правил работы на уроке, правилами работы с учебной книгой.

35



Живая связь времён.

1

Знакомство с понятиями «время», «пространство». Обсуждение в группах связи между системой исчисления «исторического времени» и повседневной формой счёта времени.

36



Как считать время?

1

Уточнение представлений об историческом счёте времени. Знакомство с правилами определения номера века по году.

37



С чего начинается Родина?

1

Обсуждение роли науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека.

38



Память о прошлом. Самостоятельная работа №1.

1

Знакомство с понятием «исторический источник». Обсуждение в малых группах вопроса «Как узнать прошлое?»


Раздел 2. «Времена Древней Руси»

5


39



Как на Руси появилось государство?

1

Знакомство со временем образования Древнерусского государства, с признаками, указывающими на начало образования государства; с культурой жителей Древней Руси.

40



Как на Руси появилось государство?

1

Самостоятельная работа с текстом учебника. Продолжение работы над темой.

41



«Золотые ворота» в Древнюю Русь.

1

Самостоятельная работа с текстом учебника.

42



«На землю Русскую!»

1

Знакомство с «военной историей» Древнерусского государства.

43



«Слово о погибели Русской земли». Самостоятельная работа №2.

1

Знакомство с историческим источником «Слово о полку Игореве», с историческим событием – нашествие на Древнюю Русь монголов.


Раздел 3. «Времена Московского государства»

6


44



От Древней Руси к единой России.

1

Знакомство с эпохой усиления Московского княжества и формирования Московского государства.

45



Земля и люди Московского государства.

1

Сравнение жизни и быта людей Московской Руси с жизнью современников.

46



Москва златоглавая.

1

Знакомство с образом Московского Кремля, Красной площади как уникальных исторических памятников, являющихся следами прошлого, хранящих память о важнейших событиях Московского государства.

47




«Хуже грозного царя только междуцарствие».

Повторение.

1


Знакомство с понятием «смутное время», основными историческими событиями 16 века.

Уточнение роли личности Бориса Годунова в истории России, значения народного ополчения, исторических личностей – К. Минина, Д. Пожарского.

48



Проверочная работа №1 по теме «Твои родные и твоя Родина в потоке времени. Времена Древней Руси ».

1

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.


Раздел 4. «Времена Российской империи»

6


49



Работа над ошибками. Пётр Великий.

1

Знакомство с основными историческими событиями, которые происходили в нашей стране во время правления Петра Первого.

50



Власть и народ Российской империи.

1

Знакомство с основными историческими событиями, которые происходили в нашей стране во время правления Екатерины Второй.

51



Как Россия у Европы «училась».

1

Знакомство с развитием образования и науки в России в начале 18 века. Сравнение достижений культуры России и Европы в 18-19 веках.

52



«Гроза двенадцатого года».

1

Знакомство с основными эпизодами Отечественной войны 1812 года.


4 четверть

18


53



«Гроза двенадцатого года».

1

Знакомство с основными эпизодами Отечественной войны 1812 года.

54



Император-освободитель. Самостоятельная работа №3.

1

Знакомство с основными историческими событиями, которые происходили в нашей стране во время правления Александра Второго.


Раздел 5. «Времена Советской России и СССР»

5


55



Россия в огне.

1

Знакомство с событиями революции 1917 года и Гражданской войны.

56



Россия в огне.

1

Продолжение изучения темы.

57



«К светлому будущему».

1

Знакомство с развитием нашей страны в 20-30-е годы XX века.

58



«Вставай, страна огромная!»

1

Знакомство с событиями ВОв как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

59



«Через тернии к звёздам».

1

Самостоятельная работа с текстом учебника. Уточнение представлений о вкладе России в развитие космонавтики.


Раздел 6. «Современная Россия»

10


60



Я – гражданин России.

1

Объяснение значения символов нашего государства.

61



Власть народа.

1

Уточнение понятий «государство», «президент». Работа в малых группах.

62




Кто в государстве самый главный?

1

Продолжение знакомства с методами управления в современных государствах. Уточнения понятия «Государственная Дума».

63




Народы России.

1

Знакомство и сравнение двух значений понятия «народ». Наблюдение за разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию.

64



Наш общий дом.

1

Наблюдение за разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию. Работа с пословицами.

65




Как нам жить.

Самостоятельная работа №4.

1

Уточнение представлений о государственном устройстве Российской Федерации.

66



Проверочная работа № 2 по теме «Моё Отечество».

1

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

67-70



Резерв.

3

















Приложение 2


Материалы итоговой промежуточной аттестации




Вариант 1

Базовый уровень


Вариант 1


Часть А

  1. Что не относится к признакам живых организмов?

А) дыхание

Б) рост

В) течение

Г) питание

  1. Что относится к характеристике семьи?

А) совместное хозяйство

Б) свой язык

В) границы

Г) государственные символы

  1. Что относится к телам?

А) кислород

Б) Луна

В) вода

Г) соль

  1. Какое свойство воздуха указано неверно?

А) прозрачен

Б) серого цвета

В) не имеет запаха

Г) бесцветен

  1. Какое растение относится ко мхам?

А) черемуха

Б) ромашка

В) кактус

Г) ягель

  1. Какое животное относится к группе насекомых?

А) паук

Б) дождевой червь

В) таракан

Г) слизень

  1. Какие организмы относятся к производителям?

А) хищники

Б) растения

В) бактерии

Г) грибы

  1. Укажи орган, который способен воспринимать звуковые волны.

А) ухо

Б) нос

В) кожа

Г) глаз

  1. Из чего делают бензин?

А) из торфа

Б) из нефти

В) из железной руды

Г) из природного газа

  1. Какое растение относится к зерновым культурам?

А) капуста

Б) тимофеевка

В) рожь

Г) лён

Часть В


  1. Как ты различишь сахар, соду и соль?

А) по цвету

Б) по размеру

В) по запаху

Г) по вкусу

  1. Что находится в основании экологической пирамиды?

А) растения

Б) насекомые

В) хищники

Г) растительноядные животные

  1. Как выглядят предписывающие знаки?

А) синие круги с белыми рисунками

Б) синие прямоугольники с рисунками

В) белые круги с красной каймой

Г) белые треугольники с красной каймой


Часть С

Повышенный уровень



1.Чем полезны бактерии?

А) помогают переваривать пищу

Б) их добавляют в тесто

В) очищают воздух

Г) делают из молока йогурт

2. Какие правила питания надо выполнять?

А) есть разнообразную пищу

Б) есть в одно и то же время

В) утром не завтракать

Г) есть поменьше булочек и сладостей


Вариант 2.

Базовый уровень


Часть А.

  1. Что отличает человека от других живых существ?

А) движение

Б) размножение

В) разум

Г) дыхание

  1. Что относится к характеристике страны?

А) государственные символы

Б) государственный танец

В) цвет кожи

Г) родной язык

  1. Какое травянистое растение является культурным?

А) лук

Б) осот

В) крапива

Г) лебеда

  1. Что относится к веществам?

А) Солнце

Б) крахмал

В) шар

Г) шуруп

  1. Какое растение относится к водорослям?

А) папоротник

Б) кувшинка

В) водяной орех

Г) морская капуста

  1. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

А) черепаха

Б) каракатица

В) жаба

Г) кальмар

  1. Что является органом вкуса?

А) глаз

Б) нос

В) язык

Г) ухо

  1. Какое полезное ископаемое используется как топливо?

А) глина

Б) известняк

В) торф

Г) гранит

  1. Какое растение выращивают на корм домашним животным?

А) люцерну

Б) пшеницу

В) хлопчатник

Г) гречиху

  1. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

А) налоги

Б) штрафы

В) пени

Г) премии

Часть В.


  1. Что помогает человеку накапливать свои знания о мире?

А) восприятие

Б) воображение

В) память

Г) внутренний мир

  1. Какое вещество газообразное?

А) алюминий

Б) песок

В) кислород

Г) вода

  1. Какое звено в цепи питания является первым?

А) растительноядные животные

Б) хищные животные

В) насекомоядные животные

Г) растения

Повышенный уровень

Часть С.


  1. Отметь верные утверждения.

А) Находясь в природе, будем срывать растения для букетов.

Б) В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

В) Подойдём близко к гнезду птиц, чтобы хорошо рассмотреть его.

Г) Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.

  1. Какие страны находятся на территории Европы?

А) Финляндия

Б) Италия

В) Египет

Г) Индия

Ответы

Вариант 1

Часть А

  1. Что не относится к признакам живых организмов?

А) дыхание

Б) рост

В) течение

Г) питание

  1. Что относится к характеристике семьи?

А) совместное хозяйство

Б) свой язык

В) границы

Г) государственные символы

  1. Что относится к телам?

А) кислород

Б) Луна

В) вода

Г) соль

  1. Какое свойство воздуха указано неверно?

А) прозрачен

Б) серого цвета

В) не имеет запаха

Г) бесцветен

  1. Какое растение относится ко мхам?

А) черемуха

Б) ромашка

В) кактус

Г) ягель

  1. Какое животное относится к группе насекомых?

А) паук

Б) дождевой червь

В) таракан

Г) слизень

  1. Какие организмы относятся к производителям?

А) хищники

Б) растения

В) бактерии

Г) грибы

8. Укажи орган, который способен воспринимать звуковые волны.

А) ухо

Б) нос

В) кожа

Г) глаз

9.Из чего делают бензин?

А) из торфа

Б) из нефти

В) из железной руды

Г) из природного газа

10.Какое растение относится к зерновым культурам?

А) капуста

Б) тимофеевка

В) рожь

Г) лён

Часть В


  1. Как ты различишь сахар, соду и соль?

А) по цвету

Б) по размеру

В) по запаху

Г) по вкусу

  1. Что находится в основании экологической пирамиды?

А) растения

Б) насекомые

В) хищники

Г) растительноядные животные

  1. Как выглядят предписывающие знаки?

А) синие круги с белыми рисунками

Б) синие прямоугольники с рисунками

В) белые круги с красной каймой

Г) белые треугольники с красной каймой

Часть С

1.Чем полезны бактерии?

А) помогают переваривать пищу

Б) их добавляют в тесто

В) очищают воздух

Г) делают из молока йогурт

2. Какие правила питания надо выполнять?

А) есть разнообразную пищу

Б) есть в одно и то же время

В) утром не завтракать

Г) есть поменьше булочек и сладостей

Вариант 2.

Часть А.

  1. Что отличает человека от других живых существ?

А) движение

Б) размножение

В) разум

Г) дыхание

  1. Что относится к характеристике страны?

А) государственные символы

Б) государственный танец

В) цвет кожи

Г) родной язык

  1. Какое травянистое растение является культурным?

А) лук

Б) осот

В) крапива

Г) лебеда

  1. Что относится к веществам?

А) Солнце

Б) крахмал

В) шар

Г) шуруп

  1. Какое растение относится к водорослям?

А) папоротник

Б) кувшинка

В) водяной орех

Г) морская капуста

  1. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

А) черепаха

Б) каракатица

В) жаба

Г) кальмар

7. Что является органом вкуса?

А) глаз

Б) нос

В) язык

Г) ухо

8. Какое полезное ископаемое используется как топливо?

А) глина

Б) известняк

В) торф

Г) гранит

9. Какое растение выращивают на корм домашним животным?

А) люцерну

Б) пшеницу

В) хлопчатник

Г) гречиху

10. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

А) налоги

Б) штрафы

В) пени

Г) премии

Часть В.


  1. Что помогает человеку накапливать свои знания о мире?

А) восприятие

Б) воображение

В) память

Г) внутренний мир

  1. Какое вещество газообразное?

А) алюминий

Б) песок

В) кислород

Г) вода

  1. Какое звено в цепи питания является первым?

А) растительноядные животные

Б) хищные животные

В) насекомоядные животные

Г) растения

Часть С.

1.Отметь верные утверждения.

А) Находясь в природе, будем срывать растения для букетов.

Б) В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

В) Подойдём близко к гнезду птиц, чтобы хорошо рассмотреть его.

Г) Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.

2.Какие страны находятся на территории Европы?

А) Финляндия

Б) Италия

В) Египет

Г) Индия



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100

Автор: Рогачева Лидия Фёдоровна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа "Окружающий мир. 3 класс""
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_okruzhaiushchii_mir_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "456472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518345870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа. Окружающий мир."
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghrammaokruzhaiushchiimir"
    ["file_id"] => string(6) "302891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457341100"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по геометрии для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "185221"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426160639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства