Подготовьте проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода в обучении и оформите его в соответствии с предложенной структурой. Реализуйте этот проект и проведите самоанализ (письменный) занятия. Разместите в галерее работ.
Ф.И.О. Канюк Нина Ивановна
Класс: 1 класс. Окружающий мир.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности |
Iэтап: Организационный Цель: Настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | -А сейчас проверь дружок, ты готов начать урок? -Давайте подарим друг другу улыбки и начнем урок. | -Каждый день - всегда, везде на занятиях, в игре, смело, четко говорим и тихонечко сидим. | Проверить все ли готово к уроку | Беседа-диалог | Фронтальная |
II этап: Повторение пройденного материала. Цель: Закрепить ранее изученный материал. | Задает загадки про животных. В темноте летает кто-то, издавая громкий звук. Кто там спорит с самолётом? Ну, конечно, майский… (Жук) В Антарктиде среди льдов ходит в фраке день деньской. Крылья есть, но не летает, Лихо в прорубь он ныряет, Очень важный господин Семенит сюда… (Пингвин) Крылья есть - летать не может, А бежит под стать коню. Кто из вас сейчас поможет Птицу угадать сию? (Страус) Прыгает пружинка Зелёная спинка С травы на былинку, С ветки на тропинку. (Кузнечик) В речке щука завелась... И теперь не спит ...(Карась) И спесив он, и хвастлив, Потому что хвост красив. Им любуется он сам. И показывает нам.(Павлин) Почему вы считаете что пингвин и страус птицы? Они ведь не умеют летать. Назовите основной общий признак насекомых, рыб. | Дети отгадывают, находят и вывешивают на доску картинки (жук, кузнечик, карась, павлин, страус, пингвин). Ответы детей. Главный признак птиц не умение летать, а оперение. -6 лапок у насекомых. -Чешуя у рыб. | Отвечают, как одним словом назвать то, что видим на доске. Разделить на группы. Отвечают на проблемный вопрос Вспомнить и закрепить знания прошлого материала | Показ иллюстраций, наглядный метод. Проблемно-поисковый. Диалог. Взаимоконтроль | Фронтальный Учебная дискуссия |
III этап: Определение темы урока. Цель: организовать и направить на восприятие нового материала; суметь проанализировать ситуацию и самим сформулировать тему урока. | Разделитесь по группам. Вспомним, как работаем в группах. Учитель раздает детям карточки с картинками -Почему у 1 группы лишнее-белка-летяга? 2гр-летучая мышь? -3гр-медведь? -4гр-тигр? Как назвать одним словом этих животных? Так с какой новой группой животных мы сегодня познакомимся? | Уч-ся делятся на группы -Говорим вполголоса, не перебиваем друг друга, выбираем того, кто будет защищать наш выбор. Учащиеся рассматривают предложенные картинки Уч-ся по одному от группы показывают свои ответы и озвучивают их. -Звери. -Звери. | Вспомнить правила работы в группе. На столах карточки с названиями животных. Делим на группы. Если есть лишнее название доказать, что оно не относится к данной группе. Определить лишнее и доказать свою точку зрения. Сформулировать самим тему урока. Вспоминают все группы животных, которые изучили. | Инструктаж: как работать в группе. Решение ситуационной задачи. Объяснение, разъяснение, доказательство. Объяснительно-иллюстративный Проблемная ситуация. | Групповая |
IV этап: Актуальность | Мы с вами итак знаем лису, волка, зайца. Зачем нам с ними знакомиться? Сделайте предположение. | Ответы учащихся. | Выдвигают свою гипотезу, предложение и обосновывают его. | Диалог. Элементы дискуссии. | Фронтальный. |
V этап: Определение цели урока. Цель: подвести и дать возможность учащимся самим формулировать цель урока. | Что мы узнавали на прошлых уроках про животных? Что выделяли у них? | -На прошлых уроках мы учились определять главный общий признак насекомых, рыб, птиц. | Ответы учащихся | Диалог. | Фронтальный опрос. |
VI этап: Работа над новым материалом. Цель: сравнить объекты и выделить главный общий признак группы. | Откройте стр 38, рассмотрите, назовите группу и относящееся к ней животное. Кто согласен с тем, что мышь - зверь? Загадки на электронной доске. Какие части тела вы выделили? Что еще есть общее у них? | -Жук-насекомое. -Щука-рыба. -Орел-птица. -Мышь-зверь. Дети читают, отгадывают загадки. -Голова. -Шея. -Туловище. -Хвост. - Тело разного размера и разной формы, но части тела у всех одинаковые. -То, чем они покрыты - шерсть. | Выявляют один общий главный признак, который относится к группе звери. Выделить части тела у предложенных в учебнике животных. Проанализировали, сравнили объекты с целью выделения существенных признаков. Сделали вывод, опираясь на предыдущие знания. ( Рыбы покрыты чешуей, а птицы покрыты перьями). | Работа с учебником. Просмотр иллюстраций. Диалог. ИКТ, слайд-шоу. | Фронтальная, индивидуальная работа. |
VII этап: Практическая работа: «Исследуем шерсть» Цель: Дать возможность самостоятельно изучить объект, сделать выводы. | Выкладывает кусочки шерсти животных на столы. Опишите, расскажите какая шерсть? Как вы думаете, если бы волоски были редкими, чем бы это грозило зверям? Вы сказали, что шерсть чем-то покрыта - возьмите пипетки, наберите в них воды и капните немного на кусочек шерсти. Понаблюдайте, что произойдет. Какой общий признак у животных? | Уч-ся рассматривают кусочки, используя для этого лупу, увеличительное стекло. -Состоит из волосков. -Волоски плотно прилегают друг к другу. -Шерсть гладкая, блестящая, покрыта чем-то. -Звери бы замерзали и заболевали, погибали. Уч-ся смачивают водой шерсть. Вода скатывается. - Вода скатывается, она смазана жиром, значит, звери не намокнут. Тело зверей покрыто шерстью | Изучить исследуемый объект. Рассматривают и рассказывают, что из себя представляет шерсть? Высказывают свое предположение. Формулируют вывод. Делают вывод. | Практический, исследовательский метод. Наглядный метод. Диалог, дискуссия, проблемная ситуация. Опыт. Эксперимент. Наблюдение. | Групповая работа, индивидуальная. |
VIII этап: Итог урока, рефлексия, вывод. Цель: Анализ своей работы, дать оценку успешности своей деятельности, наметить пути решения проблем на будущее. | Откройте рабочие тетради, впишите в таблицу недостающую информацию. Показ живого кролика. Выберите карточки с теми картинками этапов урока, которые вам больше всего понравились. | Находят в рабочей тетради таблицу, вписывают в нее данные по группе - звери. Дети рассматривают, гладят животное. Выбирают карточки. Обосновывают, делятся впечатлениями, дают оценку. | Заполнить таблицу, используя полученные новые знания на уроке. Рассмотрите зверька, еще раз назовите главный общий признак группы звери Самостоятельная работа в рабочих тетрадях по заполнению кластера Практическая работа Предположение, выдвижение гипотезы Оценка своей деятельности рефлексия Отгадывание загадок Работа в группе | Работа с таблицей. ИКТ. Наглядный кинестетический прием. Наглядный метод | Индивидуальная работа. Групповая Индивидуальная |
Содержание урока старалась отобрать в соответствии с поставленной целью.
Считаю, что избранное сочетание методов, приемов, форм и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса. Контингент учащихся: трудно удерживать долго внимание детей, если не разнообразить виды деятельности на уроке.
Высокая работоспособность школьников обеспечивалась в течение всего урока в связи с тем, что использовались ИКТ, ставила вопросы проблемного характера, организовывала деятельность учащихся в группах, применяла игровые технологии.
Время на этапы урока было распределено рационально. "Связки" между этапами урока были логичны: один этап урока плавно перетекал в другой. Считаю, что на этапе практической работы произошло самостоятельное «открытие» детьми нового знания.
Психологическая атмосфера урока располагала для комфортной работы учащихся. Дети получили удовлетворение от урока. На собственном опыте знаю, что им нравится работать в группе, они любят исследовать - рассматривать, трогать, наблюдать. Особые эмоции вызвал показ живого кролика, которого принесли сами учащиеся, в конце урока. Поработать нужно еще над формированием культуры учащихся работы в группе. Результат урока меня удовлетворил т. к. позже учащиеся опирались на знания полученные на этом уроке вполне уверенно.
Считаю, что мне удалось решить поставленные задачи урока. Дети научились выделять главное, общее группы животных. Меня смущал рабочий шум во время практической работы - дети реагировали на открытия шумно. Удовлетворение от урока получила не в полной мере по причине того, что некоторые учащиеся не смогли быстро сориенитроваться при заполнении таблицы. Работу буду продолжать.