Тема: Кто такие звери?
Цель: познакомить учащихся с группой животных – звери; учить определять принадлежность животного к определённой группе.
Задачи урока:
а) создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о группах животных; формировать представление о том, кто такие звери;
б) содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
в) поощрять потребность в сотрудничестве, развивать коммуникативные навыки, через умение работать в группах, умение договариваться и слушать товарищей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей, узнавать зверей на рисунках.
Оборудование: 1) Картинки с изображениями зверей (кошка, корова).
2) Конверты с картинками животных (бабочки, муравья, акулы, щуки, дятла, снегиря, лисы).
3)Наклейки с изображениями зверей по количеству детей.
4) Пучки шерсти на подносах и лупы (по одному набору на парту).
5) Рабочая тетрадь по окружающему миру.
Ход урока
I. Орг.момент.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок. Сегодня на нашем уроке гости. Давайте подарим им свои улыбки и порадуем себя, меня и наших гостей хорошей работой. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Наши знания, умение слушать учителя и товарищей).
II. Постановка проблемы.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. А вы знаете, что перед входом в зоопарк висит план, по которому можно увидеть какие звери в нём живут и где находятся их вольеры. Посмотрите, пожалуйста, на план нашего зоопарка. Представьте, что мы заходим в зоопарк и если повернём направо, кого мы увидим в этом вольере? Приведите примеры. Идём дальше. Кого мы встретим ещё? И т.д.
А кто живёт в этом вольере? (читают «звери») Но художник видимо забыл их здесь нарисовать, а может быть, он просто не знает кто такие звери. Ребята, а вы знаете? Если вы думаете, что знаете кто такие звери, приклейте в колонку «знаю» красный листочек, а если пока не знаете – зелёный листочек.
Ребята, но ведь это непорядок. Надо обязательно здесь нарисовать зверей, чтобы другие посетители могли понять кого они увидят в этом вольере. На уроках рисования мы этим и займёмся. Но сначала надо решить, кого нам нужно здесь нарисовать. Ведь ошибиться нельзя! Как вы думаете, каких животных можно изобразить в вольере под названием «Звери»? ( дети называют примеры зверей, учитель записывает на доске)
Ребята, а вы уверены, что это все звери? (нет). Тогда что нам нужно сделать для того, чтобы точно знать какое животное является зверем? (Узнать, кто такие звери и чем они отличаются от других животных). Пусть это и будет целью нашего урока
III. Совместное «открытие» знаний.
а) А для начала я хочу познакомить вас с некоторыми животными. Отгадайте загадки и вы узнаете с какими.
1)Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он ... Жираф.
- Какие части тела вы выделите у жирафа? (Голова, шея, туловище, ноги, хвост).
- К доске выйдет Кирилл. Владик с места будет называть части тела жирафа, а Кирилл будет их показывать.
б) Работа в парах.
3)Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается… Кошка.
- Договоритесь, кто из пары называет части тела кошки, а второй показывает. Затем поменяйтесь ролями
- Как вы думаете, можно ли их объединить в одну группу? Что у них общего? ( У них у всех есть голова, шея, туловище, ноги, хвост и их тело покрыто шерстью.)
в) Практическая работа.
- У вас на подносах шерсть и лупа. Внимательно рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте, какая она на ощупь? Какого она цвета? Из чего состоит? Много ли волосков? Такими волосками и покрыто тело зверей.
- Как вы думаете, для чего зверям нужна шерсть?
- Можем ли мы сейчас ответить, кто из этих животных – зверь. (возвращаемся к написанному на доске). Докажите.
- Теперь мы знаем, кого нужно дорисовать на плане зоопарка? В понедельник на уроке рисования мы обязательно это сделаем.
IV. Физкультминутка «У медведя дом большой»
V. Работа в тетради.
а) Обращение к личному опыту:
- Каких зверей вы видели своими глазами?
- Кто из них живёт рядом с человеком? Для чего человеку нужны звери?
- Кто из них живёт в лесу.
б) Создание проблемной ситуации.
А вот и давайте отправимся прямо сейчас с вами в лес знакомиться с этими зверями. А звери решили сыграть с нами в прятки. Здесь спрятались четыре разных зверя. Найдите их. Поработайте в парах. Кого вы узнали? ( Белка, медведь, лось, заяц.)
- Какое время года изображено на рисунке? ( Лето.)
- Почему вы так решили? ( На деревьях листья, медведь гуляет по лесу, а зимой он должен спать.)
- Как раскрасите шубку белки? Зайца? ( Летом у белки шубка рыжая, у зайца – серая.)
- Раскрасьте одного зверя.
Дети работают самостоятельно.
VI. Физкультминутка
VII. Самостоятельная работа.
- Ребята, посмотрите какие замечательные книги я принесла на урок. Я вам их сейчас выдам и за 2-3 минутки вы должны в этих книгах найти зверей, о которых мы ещё не говорили.
VIII. Итог урока.
- А теперь, ребята, давайте снова вернёмся к листочкам, которые мы приклеивали в начале урока. Поднимите руки, кто не знал кто такие звери? А теперь вы знаете, чем они отличаются от других животных? Чем? Раз вы теперь знаете кто такие звери значит нужно переклеить ваши листочки в другую колонку.
- Ребята, вспомните цель нашего урока, которую мы поставили в самом начале. (Узнать кто такие звери и чем они отличаются от других животных ).
- Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
- Оцените свою работу.
(Дети показывают, как оценили себя.)
- Я с вами согласна, что работа была успешной.
- Кому было трудно? Кому было легко?
- Спасибо вам за хорошую и дружную работу!