kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.  На уроке дети узнали о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Природа и наша безопасность"»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Тема «Природа и наша безопасность»

Иванова Татьяна Аркадьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Азимсирминская СОШ»

Вурнарского района

Чувашской Республики


Задачи:

Познавательные:

-формирование понятия «опасности в неживой и живой природе»;

-формирование представлений о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека.

-расширение представлений о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.

Развивающие:

-развитие наблюдательности при работе с наглядными печатными и электронными пособиями;

-развитие логических УУД:

а)анализ при определении признаков приближения грозы; ядовитых растений и грибов;

б)сравнение – при выделении сходства и различий 2-х видов змей: гадюки и ужа обыкновенных;

в)установление причинно-следственных связей между природой и нашей безопасностью;

г)обобщение при формулировке вывода правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.

-развитие самостоятельности при выполнении заданий в рабочей тетради.

-развитие коммуникативных УУД.

Воспитательные:

-экологическое воспитание на основе показа взаимосвязей в природе.

- воспитание познавательного интереса к уроку окружающего мира;

- воспитание культуры общения: «учитель-ученик», «ученик-ученик».

Оборудование:

для учителя: иллюстрации с изображением ядовитых грибов и растений, кошек и собак, змей, атлас-определитель «От земли до неба», карточки для проверки д/з, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл., электронное приложение к учебнику по данной теме, компьютер и мультимедийный проектор.

для учащихся: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл., тетрадь на печатной основе к учебнику.


Ход урока

  1. Организационный момент (2мин)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


Я рада видеть вас.

Мне хочется пожелать вам хорошего настроения, узнать что-то новое, поделиться своими знаниями. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь, потому что разговор наш затронет очень серьезную тему для всех нас.


-Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.


II. Cамоопределение к деятельности

- Для того, чтобы начать наш разговор, разрешите мне взять у вас интервью.

- Как называется раздел, который вы продолжаете изучать? (Наша безопасность).


  1. Проверка домашнего задания по теме «Опасные места» (7 мин)

1) Индивидуальный письменный опрос (работа по карточкам).

Соедини стрелками.


Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме


Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать

преступник


Балкон может быть смертельно опасной


Подоконник здесь нельзя прыгать, играть,

разводить огонь


Лифт одно из опасных мест в

окрестностях твоего дома


Стройплощадка не вставай на него, не сиди и не лежи

2) Фронтально-устный опрос.

- Какую проблему вы решали на прошлом уроке?

-Мы узнали, какие опасные есть в квартире, доме и окрестностях.

-Перечислите эти опасные места.

-Балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес, зимой-места, покрытые льдом.

-Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?

-Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна.

-Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду?

-Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах.

-А сейчас давайте проверим, какие опасные места вы обозначили на схемах своего двора и его окрестностей.

Задание проверяется в тетрадях на печатной основе.

-Молодцы.


Обобщение по домашнему заданию.

-Ребята, мы с вами повторили тему «Опасные места» и узнали, какие существуют опасные места в доме и его окрестностях и усвоили правила поведения в таких местах.


III. Изучение новой темы (20 мин).

1.Введение в тему (актуализация знаний)

-Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему.

1. Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (молния)


2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)



м

о

л

н

и

я



п

о

г

а

н

к

а

г

а

д

ю

к

а




с

о

б

а

к

а

л

а

н

д

ы

ш

и


я

г

о

д

а




с



к

о

т




ь


3. Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (гадюка)


4. В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (собака)


5. Белые горошки

На зелёной ножке. (ландыши)


6. Была зелёной, маленькой

Потом я стала аленькой

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая. (ягода)


7. Кто родился с усами. (кот)

Ключевое слово: Опасность

–Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова –отгадки на 2 группы.

-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния.

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Об опасностях в живой и неживой природе.

-Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока.

-Природа и наша безопасность.

- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова:

узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)


Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24.

– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.

-Сегодня я приглашаю вас заочно на экскурсию в природу .Но прежде, чем отправиться на экскурсию выясним ,что нам надо узнать?

-Надо узнать правила безопасного поведения в природе.

-Так о чём мы сегодня поговорим?

-О природе и нашей безопасности.

-Как вы думаете ,что узнаем сегодня на уроке?

-Узнаем, какие опасности могут нас подстерегать в природе.

-Чему научимся?

-Научимся оберегать себя в различных опасных ситуациях.

-Ведь главное правило жизни – лучше избежать опасности, чем с ними

бороться..

Итак, отправляемся на экскурсию. Представим лето. На улице жарко, светит солнце. Вдруг налетел сильный ветер, небо закрыли тёмные тучи,

прогремел гром, сверкнула молния, и хлынул дождь.


Ребята, какое явление природы началось?

-А вы знаете откуда берется гроза? (см . видиоурок)

В глубокой древности грозы боялись все : и взрослые и дети. Люди тогда думали, будто это страшный великан прогневавщись , мечет на землю огненные стрелы. Гроза несёт огромную опасность – удары молнии.

- Что страшнее гром или молния?

- Правильно, от грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии. Молния – это огромная электрическая искра. Ударит в вековой дуб – разнесёт в щепки, угодит в сарай, в стог сена – подожжёт, может и человека убить.

- Ребята, кто встречался с этим явлением природы ?

-Что вы можете рассказать?

-А как нам уберечься от грозы?

-Кто знает их?

- А теперь все внимание на доску. Читаем правила безопасного поведения во время грозы.

(Слайд)


Прошла гроза. Засветило солнышко. Запели птички и мы продолжаем свой путь на луг. Какая красота! Здесь много цветов и разных растений. Так и хочется побежать и нарвать разных растений.

Но мы помним, что в природе кроме полезных растений существуют и опасные, которые нельзя есть, а к некоторым даже и прикасаться.

-А какие опасные растения вы знаете?

-Прослушаем сообщения ребят.

«Опасные растения»:

Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Его семена очень похожи на мак.


Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Все части растения ядовиты.


Плод ландыша– круглая оранжево-красная ягода. Листья округлые. Всё растение ландыша ядовито.


Вороний глаз – опасное растение. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато-чёрного цвета, как глаз вороны.


Волчье лыко – маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом.



Вывод. Запомним , что лучше не собирать цветы и ягоды, которые не знаешь.

Ядовитые грибы»:

- О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.

Отгадайте загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы

Ножка есть, но нет сапожек

Шляпка есть –нет головы. (гриб)



-Ребята, как вы думаете , все ли грибы можно употреблять в пищу?

-Правильно ,не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги -ядовитые грибы .Если человек съест их, то у него наступает отравление , а иногда и смерть.


-Какие ядовитые грибы вы знаете?

Мухомор красный – крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь.


Мухомор пантерный окрашен в коричневые и серые тона. Белые крапинки «бородавки» на его шляпке часто расположены довольно ровными кругами.


Ложноопёнок серно-желтый – двойник  опят. Отличается этот опасный гриб желтоватым цветом шляпки, зеленоватыми пластинками, светло-желтой, неприятно пахнущей мякотью.


Ложноопёнок кирпично-красный – появляется в августе одновременно с опенком осенним. У него кирпично-красная шляпка, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом.


Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Может выглядеть по-разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Иногда почти весь серо-зеленый или буроватый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.


Ложнодождевик –  снаружи коричневый, а внутри не снежно-белый, а черно-фиолетовый. Он ядовит.


-Хорошо, вы справились с работой. Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?

-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.) 
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) 
Раз-грибок, (Наклоны вперед.) 
Два - грибок, (Наклоны вперед.) 
Три - грибок, (Наклоны вперед.) 

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети 
имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. 
Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.) 



Ядовитые змеи

-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.(Змея)


-Ребята, что вы знаете о змеях?


-Это змея.

-Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.

Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.


Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28.

Самостоятельное чтение текста о змеях.


Беседа после чтения

-Какая змея распространена в нашей стране?

-Гадюка обыкновенная.

-Ее отличительный признак?

- Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.

-В каком случае она может укусить?

- Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.

-Что же делать, если змея всё-таки укусила?

-Нужно немедленно обратиться в больницу.



Правила безопасности при общении с домашними животными.

- Возвращаемся с экскурсии домой , и встречают нас четвероногие друзья- это кто?

-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?

Ответы детей.

-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

-Какие же это правила?

-Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить.

-Правильно, а вот какие еще есть правила, вы узнаете, посмотрев сюжет о кошках и собаках.

Просмотр сюжета о правилах безопасного общения с домашними животными.

-Что же вы узнали нового?

-Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками. В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост. Нужно делать домашним животным профилактические прививки.

-Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с собаками?


Выслушиваются ответы детей.

Заключительная беседа:

- Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.

- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?

-Во время грозы:

1.Нельзя купаться во время грозы;

2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.

Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами:

-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.

При общении с животными:

Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу.

После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать.

-Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30.

V. Домашнее задание. (2мин)

Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя», задание №1

По желанию: с.30 №2,3.

  • VI.Рефлексия (3мин)

  • Итак ,мы узнали какие опасности нас могут поджидать в природе?

  • -Запомнили какие правила безопасности нужно соблюдать , чтобы избежать несчастья?

  • -Как вести себя во время грозы?

  • -Что вы узнали о ядовитых грибах и растениях?

  • -А про диких животных?

  • -А с домашними животными?

  • -Ребята, мы ответили на вопросы ,которые поставили в начале урока?

Продолжите предложение:

«Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)

«Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?


VII.Оценка знаний учащихся и выставление отметок. (1 мин)

-Оцените свою работу на уроке.

Для оценки используются смайлики: все хорошо, не очень хорошо, плохо. Учащиеся поднимают соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора.

Сегодня на уроке хорошо поработали………

Не плохие знания показали……………….…..

А повторить материал нужно еще……...…….




















6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Автор: Иванова Татьяна Аркадьевна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по  окружающему  миру  3 класс  Тема:  «Наша безопасность»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-tiema-nasha-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "305990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458035518"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456157778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока по ОБЖ для 6 класса "Природа полна неожиданностей" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-6-klassa-priroda-polna-nieozhidannostiei"
    ["file_id"] => string(6) "139717"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417782942"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока - Полевые цветы в техника параллельного плетения на проволоке "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-polievyie-tsviety-v-tiekhnika-paralliel-nogho-plietieniia-na-provolokie"
    ["file_id"] => string(6) "195358"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427899122"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obraz-khudozhiestviennoi-kul-tury-iaponii-vietka-sakury"
    ["file_id"] => string(6) "130164"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415826395"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства