Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе
на тему: «Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры».
Тема: «Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры».
Тип: изучение нового материала.
Цели:
Воспитывать интерес к искусству Японии, эстетическое отношение и понимание японской культуры, дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность в работе с акварельными красками.
Развивать зрительную память, образное мышление, воображение, творческие способности, любознательность, фантазию.
Знакомить учащихся с японской культурой. Осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история, география).
Задачи:
1. Сформировать понятие «японский пейзаж-свиток». Выявить отличие японского пейзажа от русского.
2. Выполнить пейзаж в японском стиле.
3. Развивать навыки работы с акварельными красками. Соблюдение техники безопасности при работе с акварелью.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя: репродукции картин русских и японских художников, рисунки, образцы, интерактивная доска, стихи, японская музыка.
Для учащихся: альбомы, клеёнки, салфетки, акварель, кисти, банки.
План урока:
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Объяснение нового материала.
4. Выполнение практической работы учащимися.
5. Итог урока. Выставка работ.
6. Выдача домашнего задания.
7. Рефлексия. Уборка рабочего места.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
- Я рада приветствовать вас, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Пожалуйста, садитесь. Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. И так, начнем!
2. Сообщение темы и целей.
(Слайд 1)
- Посмотрите на слайд. Какие ассоциации вызывают у вас представленные изображения? (Ответы учащихся)
? Вспомните, какую страну называют страной восходящего солнца? (Япония)
? Скажите, а где находится страна Япония? (На островах)
? Большая часть населения Японии, где живёт, в городах или в сельской местности? (В городах)
? А какая особенность у японцев в письменности? (Они пишут иероглифами)
(Слайд 2)
- Сегодня на уроке мы начнём знакомство с культурой стран мира, в частности с японской культурой. Тема урока «Образ художественной культуры Японии». Я думаю, что вы узнаете много нового и интересного.
3. Объяснение нового материала.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты – вот то, что отличает японцев от других людей.
(Слайд 3)
Сами японцы рассказывают такую притчу, когда их спрашивают, в чём разница между ними и европейцами:
«У моста через реку растёт цветок. Мимо шёл японец. Подошёл к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шёл здесь до него, за того, кто пойдёт после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошёл дальше. А цветок остался расти.
А если пройдёт мимо европеец, то он сорвёт цветок, понюхает его, порадуется и … выбросит».
Японский народ чутко и глубоко любит природу. Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте.
(Слайд 4)
Давайте посмотрим на японский дом. Он строится из дерева на деревянных опорах – открытая веранда и закрытые помещения. В закрытых помещениях обязательны стены из рисовой бумаги, раздвижные перегородки. В настоящем японском доме нет мебели, лишь крохотные столики и шкафы. Спят на матрасах, которые убирают в стенные шкафы. Столы прямоугольной формы на низких ножках, слегка возвышаются над полом. Японский сад смотрится естественно, но очень живописно.
(Слайд 5)
В каждом доме есть Токонома – ниша, в которую ставится икебана и вешается свиток с миниатюрой.
В японской культуре представлены композиции из цветов, веток. Это и есть икебана.
Дословно икебана означает ландшафтные сады, сады – букеты, миниатюрные (маленькие) сады. Поэтический образ в икебане, как бы чуть намечен, и каждый дорисовывает в воображении свое, выражая, как в поэзии, так и в живописи свое душевное состояние. Язык икебан очень сложен.
(Слайд 6)
Японцы – люди с тонким художественным вкусом, очень любят природу, могут часами любоваться ею, а поскольку нет возможности выращивать большие сады (как в нашей стране), они нашли выход – стали выращивать карликовые сады. В таких садах растут и дуб, и береза, и ива, но маленькие всего 30-50 см высотой. В этих миниатюрных садах делают маленькие водопадики, мостики, тропинки. Сад для японцев – это живая картина. Выращивают их по 300 лет из поколения в поколение.
(Слайд 7)
Жилище японца украшает 1 картина, для него невозможно смотреть сразу на 2 картины, как невозможно слушать сразу 2 музыкальных произведения. Картина-пейзаж представляет собой свиток, выполненный на шёлковой ткани или на бумаге. Этот свиток помещается в углубление в стене – нишу. У этой ниши и у миниатюрного садика японцы проводят часы раздумий о мире, о смысле жизни, сосредоточенно вглядываясь в красоту природы. У картины-пейзажа есть одна особенность, мало привычная нашему искусству. Когда мы говорим «пейзаж», значит на картине изображена природа: луга, поля, леса, горы.
(Сравнение картин русских художников-пейзажистов с японскими картинами-свитками).
Японские пейзажисты рисуют часть природы, её детали. Художники Востока видят природу по-иному. В поэзию Японии проникает: и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы, как бы в прозрачной дымке.
(Слайд 8)
У японцев есть Праздник цветения сакуры (японской вишни). Этот праздник в Японии отмечается в конце марта – начале апреля и связан с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры. Цветущим деревьям много строк посвятили поэты, прослушайте эти строки:
(Слайд 9)
Зацвела Сакура
Вот расцвел идеальный цветок,
И украсил собою деревья
Нежно-розовый цвет лепестков
Отражает в глазах наслажденье.
Наслаждение той красотой
Что природа нам всем подарила
В этом маленьком, чудном цветке
Она всю свою страсть уместила.
(Слайд 10)
Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуду и другие предметы быта. Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры? красиво и очень быстро?
(Слайд 11)
И мы с вами сегодня через рисунок ветки сакуры попробуем прикоснуться к японской культуре.
4. Выполнение практической работы учащимися.
Инструктаж к практической работе. Физкультпауза.
- Давайте с вами вместе попробуем выполнить пейзаж в японском стиле – ветку цветущей вишни-сакуры, дополним элементами природы и надписями-иероглифами.
По ходу работы проводить анализ общих ошибок. Во время работы звучит нежная японская музыка.
5. Итог урока. Выставка работ учащихся.
- Как вам кажется, удалось ли вам передать характер японского пейзажа? Какие разные и красивые работы получились!
- Что сегодня нового для себя открыли на уроке?
6. Выдача домашнего задания.
Предложить поинтересоваться японским костюмом и японской архитектурой, по желанию приготовить выступление к следующему уроку.
7. Рефлексия.
Закончите предложения:
«Мне понравилось…».
«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
«Интересным для меня было...».
На этом наш урок закончен. Благодарю вас, за работу!