развитие способности воспринимать и чувствовать прекрасное;
раскрытие значимости символов цветов;
развитие творческих возможностей детей;
Ход урока:
1) Организационный момент. Приветствие.Проверка присутствующих.Сообщение темы занятия. Время 5мин.
2) Актуализация опорных знаний. Проведение устного опроса. Время 25 мин.
3) Применение новых знаний и способов деятельности. Выдача задания и сообщение времени, отведенного на выполнение. Время 40мин.
4) Анализ результатов творческих работ. Разбор ошибок, выявление недоработок и ошибок при выполнении работы. Время 10мин.
Конспект урока
«Полевые цветы»
Этап 1.
Проверка списочного состава класса.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель. Не успели мы оглянуться, как зима подошла к концу.
Ярче светит солнышко, тает снег, появляются первые цветы, значит, говорит народ, пришла весна-волшебница. Вот сейчас мы и узнаем, почему весну называют волшебницей.
Я - Весна, Весна-красна!
Бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду - в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Учитель. Я приглашаю всех вас в гости. Наш путь лежит на цветочную поляну через интересное путешествие.
Этап 2.
Учитель. Любовь к цветам с древних времен свойственна всем народам. В Древнем Риме праздновали праздник роз, в Турции - тюльпанов, в Германии - ландыша. Этими цветами украшали дома, лодки, лошадей, звучала музыка, пели певцы, поэты писали свои стихи на длинных полосах бумаги и прикалывали их к цветущим кустам и деревьям.
Наш народ с древних пор тоже очень любит цветы. Как вы дамайте, где еще раньше изображали цветы?
Ответы детей.
Учитель. Правильно, в русском народном искусстве, в кружевах, тканях, керамике, росписи - везде использовались цветы. Давайте посмотрим, какие же чудеса приготовил нам наш волшебный сундук? Как много здесь различных предметов декоративно-прикладного искусства! И каждый из них имеет цветочный орнамент.
Учитель демонстрирует предметы ДПИ- образцы изделий и\или их фотографии.
Учитель. Давайте внимательно рассмотрим предметы: берестяная шкатулка; кружево; павлопосадский платок; вышивка. Мастерами каких профессий были созданы эти изделия?
Ответы детей.
Учитель демонстрирует образцы цветов, выполненные в различных техниках бисероплетения, дополнительные образцы показываются в виде фотографий.
Учитель. Матушка Весна прислала вам подарок и я попрошу всех посмотреть на наш экран!
Мы - цветы,
и наша доля -
Расти, цвести в открытом поле.
Все подробности о нас мы
расскажем
Вам сейчас.
Учитель. Ребята! А какой у нас близится весенний праздник?
Ответы детей.
Учитель. Ну, конечно 8 марта! А какой подарок чаще всего дарят дамам на этот праздник?
Ответы детей.
Весна шагает по домам
Весна шагает по домам
В лучах тепла и света.
Сегодня праздник наших мам,
И нам приятно это!
“Мамочка, милая, здравствуй родная!
С праздником женским тебя поздравляю!
Я подарю тебе этот цветок,
Тебя поцелую в любимый глазок,
И бабушку нашу, старушку седую,
Я поздравляю и крепко целую!”.
Учитель. Сегодня мы с вами изготовим подарки для наших мам и бабушек – нежные веточки незабудки. Для начала вспомним правила техники безопасности и проведем пальчиковую гимнастику:
Физкультминутка. Учащиеся повторяют слова и движения за учителем.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Все проснулись пальчики - "Ура!"
Поработать нам пора!
Этап 3.
Учитель раздает материал, схемы, еще раз проговаривает задание.
Самостоятельная работа обучающихся под контролем учителя.
Целевые обходы учителя:
контроль организации рабочо места;
контроль правильности выполнения работы и соблюдение правил безопасности;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
Во время этого этапа урока учитель поочерёдно подходил к каждому ребёнку, наблюдает за ходом выполнение работы, помогает отстающим, обсуждал эскизы и правильность подбора материала, консультировал в случае затруднений. Особое внимание обращается на цветовое решение работ учащихся и правильный выбор техники исполнения.
В процессе работы воспитанникам предлагается послушать легенды и сказки о цветах, рассказанные педагогом.
В имена цветов народ вложил нежность и музыку своего языка. Их названия подчеркивают внешние признаки цветов или навеяны содержанием сказок и легенд. Давайте послушаем некоторые их них.
Астра - тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название “астра” (лат. aster – “звезда”). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звёздами. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева, созвездие на небе, смотрела с неба и плакала.
Василёк - происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.
Ирис - согласно древнегреческой мифологии богиня радуги Ирис (Ирида), порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой Ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги.
Календула - в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморыш. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготком.
Ландыш - в русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. Вместо слез, девушка роняла на землю крупные белые жемчужины, которые, коснувшись земли, прорастали очаровательными цветами – ландышами.
Роза - царица цветов - люди воспевали с древнейших времён. Согласно древнегреческой легенде Афродита (богиня красоты) появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.
Этап 4.
Подведение итогов работы. Учитель вновь называет, цель сегодняшнего урока и как она достигнута.
Учитель. Ребята! Природа - наш дом. Цветы - украшение этого дома. Давайте относиться к ним бережно, с любовью! Не срывайте цветов на лугах и полянах, там они у себя дома. В них нуждаются бабочки, пчелы, шмели и стрекозы. Ходите только по тропинкам, чтобы не мять ногами травы и цветы. Выращивайте цветы в саду и огороде. Из них можно составлять букеты.
Учащиеся демонстрируют свои работы; отвечают на вопрос: “Что нового они узнали на этом занятии?”; высказывают пожелания и фантазии об изготовлении других подарков на следующих занятиях.
Завершая урок, учитель вместе с детьми оценивает то, что уже сделано, обращает их внимание на наиболее интересные работы. Разбирает причины типовых ошибок, отмечает учащихся, добившихся отличного качества работы.
Устраивается выставка работ, в ходе которой ученики могут рассмотреть все работы и сравнить со своей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развитие способности воспринимать и чувствовать прекрасное;
раскрытие значимости символов цветов;
развитие творческих возможностей детей;
Технологии:
игровая технология;
информационная компьютерная технология.
Структура урока
Структурный элемент
урока
План
деятельности
преподавателя
План
деятельности учащихся
Время
этапа
урока
Количество учащихся,
работавших на данном этапе
Организационный момент
Приветствие.
Проверка присутствующих.
Сообщение темы занятия.
Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.
Готовятся к уроку.
5
20
Актуализация опорных знаний
Проведение устного опроса, в форме интерактивного кроссворда.
Отвечают на вопросы.
25
15
Применение новых знаний и способов деятельности
Раздает задания и сообщает время, отведенное на выполнение данного задания.
Выполняют задание.
Показывают учителю для проверки.
40
20
Анализ результатов творческих работ
Разбор ошибок, выявление недоработок и ошибок при выполнении работы.
Анализируют проделанную работу.
10
20
Методическое обеспечение урока «Полевые цветы»
Этап 1.
Проверка списочного состава класса.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель. Не успели мы оглянуться, как зима подошла к концу.
Ярче светит солнышко, тает снег, появляются первые цветы, значит, говорит народ, пришла весна-волшебница. Вот сейчас мы и узнаем, почему весну называют волшебницей.
Я - Весна, Весна-красна!
Бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду - в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Учитель. Я приглашаю всех вас в гости. Наш путь лежит на цветочную поляну через интересное путешествие.
Этап 2.
Учитель. Любовь к цветам с древних времен свойственна всем народам. В Древнем Риме праздновали праздник роз, в Турции - тюльпанов, в Германии - ландыша. Этими цветами украшали дома, лодки, лошадей, звучала музыка, пели певцы, поэты писали свои стихи на длинных полосах бумаги и прикалывали их к цветущим кустам и деревьям.
Наш народ с древних пор тоже очень любит цветы. Как вы дамайте, где еще раньше изображали цветы?
Ответы детей...
Учитель. Правильно, в русском народном искусстве, в кружевах, тканях, керамике, росписи - везде использовались цветы. Давайте посмотрим, какие же чудеса приготовил нам наш волшебный сундук? Как много здесь различных предметов декоративно-прикладного искусства! И каждый из них имеет цветочный орнамент.
Учитель демонстрирует предметы ДПИ- образцы изделий и\или их фотографии.
Учитель. Давайте внимательно рассмотрим предметы: берестяная шкатулка; кружево; павлопосадский платок; вышивка. Мастерами каких профессий были созданы эти изделия?
Ответы детей...
Учитель демонстрирует образцы цветов, выполненные в различных техниках бисероплетения, дополнительные образцы показываются в виде фотографий.
Учитель. Матушка Весна прислала вам подарок и я попрошу всех посмотреть на наш экран!
Мы - цветы, и наша доля - Расти, цвести в открытом поле. Все подробности о нас мы расскажем Вам сейчас.
Учитель. Ребята! А какой у нас близится весенний праздник?
Ответы детей...
Учитель. Ну, конечно 8 марта! А какой подарок чаще всего дарят дамам на этот праздник?
Ответы детей...
Весна шагает по домам Весна шагает по домам В лучах тепла и света. Сегодня праздник наших мам, И нам приятно это!!! “Мамочка, милая, здравствуй родная! С праздником женским тебя поздравляю! Я подарю тебе этот цветок, Тебя поцелую в любимый глазок, И бабушку нашу, старушку седую, Я поздравляю и крепко целую!”.
Учитель. Сегодня мы с вами изготовим подарки для наших мам и бабушек – нежные веточки незабудки. Для начала вспомним правила техники безопасности и проведем пальчиковую гимнастику:
Физкультминутка. Учащиеся повторяют слова и движения за учителем.
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Все проснулись пальчики - "Ура!" Поработать нам пора!
Этап 3.
Учитель раздает материал, схемы, еще раз проговаривает задание..
Самостоятельная работа обучающихся под контролем учителя.
Целевые обходы учителя:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения работы и соблюдение правил безопасности;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
контроль качества выполнения работы.
Карточки-схемы:
1)
2)
3)
4)
Во время этого этапа урока учитель поочерёдно подходил к каждому ребёнку, наблюдает за ходом выполнение работы, помогает отстающим, обсуждал эскизы и правильность подбора материала, консультировал в случае затруднений. Особое внимание обращается на цветовое решение работ учащихся и правильный выбор техники исполнения.
В процессе работы воспитанникам предлагается послушать легенды и сказки о цветах, рассказанные педагогом.
В имена цветов народ вложил нежность и музыку своего языка. Их названия подчеркивают внешние признаки цветов или навеяны содержанием сказок и легенд. Давайте послушаем некоторые их них.
Астра - тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название “астра” (лат. aster – “звезда”). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звёздами. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева, созвездие на небе, смотрела с неба и плакала.
Василёк - происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.
Ирис - согласно древнегреческой мифологии богиня радуги Ирис (Ирида), порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой Ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги.
Календула - в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморыш. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготком.
Ландыш - в русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. Вместо слез, девушка роняла на землю крупные белые жемчужины, которые, коснувшись земли, прорастали очаровательными цветами – ландышами.
Роза - царица цветов - люди воспевали с древнейших времён. Согласно древнегреческой легенде Афродита (богиня красоты) появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.
Этап 4.
Подведение итогов работы. Учитель вновь называет, цель сегодняшнего урока и как она достигнута.
Учитель. Ребята! Природа - наш дом. Цветы - украшение этого дома. Давайте относиться к ним бережно, с любовью! Не срывайте цветов на лугах и полянах, там они у себя дома. В них нуждаются бабочки, пчелы, шмели и стрекозы. Ходите только по тропинкам, чтобы не мять ногами травы и цветы. Выращивайте цветы в саду и огороде. Из них можно составлять букеты.
Учащиеся демонстрируют свои работы; отвечают на вопрос: “Что нового они узнали на этом занятии?”; высказывают пожелания и фантазии об изготовлении других подарков на следующих занятиях.
Завершая урок, учитель вместе с детьми оценивает то, что уже сделано, обращает их внимание на наиболее интересные работы. Разбирает причины типовых ошибок, отмечает учащихся, добившихся отличного качества работы.
Устраивается выставка работ, в ходе которой ученики могут рассмотреть все работы и сравнить со своей.