Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Опасные незнакомцы"»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Поповой»
Урок окружающего мира
во 2 «б» классе
Опасные незнакомцы
Учитель: Дареева Августа Владимировна
с. Михайловка
2018
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 «б»
Тема урока: «Опасные незнакомцы»
Цели деятельности учителя: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно действовать при встрече с незнакомцем.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; научатся предвидеть опасность; пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми; делать выводы из изученного материала.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки, картинки со сказками, смайлики, рабочие листы для детей.
Ход урока
1-й этап
Добрый день, ребята! Разрешите представиться, меня зовут Августа Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Посмотрите внимательно и скажите, всех ли гостей вы знаете? (ответы детей)
- Люди, которых вы уже видели, вам знакомы. Это – знакомые (это слово на доске вывешивается)
- А как можно назвать тех людей, которых вы никогда не видели и не знаете? Незнакомые, незнакомцы (это слово на доске вывешивается)
- Какие близкие по смыслу слова можно подобрать к этому слову? (чужой, неизвестный, чужак, прохожий дядька, проходимец)
- А вы боитесь незнакомых людей? (ответы детей)
- Хорошо. А теперь посмотрите внимательно на слайд. Ответьте, за какой подарок вы бы пошли в магазин с незнакомым человеком? (айфон, велосипед, т.п.)
- Поднимите руки, кто пошёл бы за незнакомцем, чтобы получить айфон? Хорошо. Кто получил уже подарок от незнакомца, больше руки не поднимает.
- Кто хочет получить от незнакомца велосипед? А кто хочет получить куклу Барби или Винкс? ___
- Поднимите руки те, кто ничего не выбрал. Почему? (ответ детей)
- Как вы видите, многие дети идут за подарком с незнакомыми людьми и даже не задумываются о том, что с незнакомым человеком нельзя идти.
- Кому из вас родители говорили, что нельзя никогда, никуда ходить с чужим человеком? (руки детей)
- А почему родители запрещают вам уходить с чужими людьми?
- Правильно. Ведь в жизни встречаются и опасные люди. Редко, но они есть. Они никого не любят и никого не жалеют. Тебе не удастся их уговорить не обижать тебя, не получится разжалобить слезами. С ними просто нельзя оставаться один на один.
- Посмотрите, это дети, пропавшие без вести, которых вы иногда видите на экранах телевидения и плакатах. Только в прошлом году пропало около 18 тысяч ребят. Задумайтесь, почти 50 детей теряется ежедневно. Некоторых детей находят, но уже покалеченными или убитыми.
- А почему так происходит с детьми? (п.ч.не умеют вести себя с незнакомыми людьми)
- Давайте сформулируем тему урока. О ком мы будем вести речь?
«Опасные незнакомцы» (появляется на доске)
- Какую цель вы поставите перед собой по этой теме? Чему вы должны научиться сегодня на уроке?
- Как правильно вести себя с незнакомыми людьми.
- Как уберечь себя от опасных незнакомцев.
- Молодцы. Мы с вами обсудим разные опасные ситуации, которые подстерегают вас при общении с незнакомцами.
Но сначала скажите, как выглядит опасный незнакомец? (люди неприятной внешности, неприятно одеты, неулыбчивые)
(На слайдах - портреты незнакомых людей)
- Рассмотрите этих незнакомцев, подумайте, кто из них показался вам добрым и безопасным. Подойдите и приклейте смайлик с улыбкой. А также приклейте недоверчивый смайлик рядом с тем незнакомцем, и обозначьте, которым нельзя доверять.
(дети подходят и приклеивают)
- А кого больше надо бояться: незнакомых мужчин или женщин? (а в сказке «Колобок» хитрее всего оказалась Лиса, которая в итоге и съела колобка, не волк, не медведь и не заяц)
- К сожалению, мы не всегда можем распознать при встречи опасного человека. Среди обозначенных вами людей, которым вы подарили весёлые улыбки, оказались опасные преступники. Опасным незнакомцем может быть кто угодно.
Эти злые люди могут притворяться, часто переодеваются, изменяют свою внешность для того, чтобы их не узнали.
Главное, вы должны уяснить, что безопасный незнакомец, как правило, не вступает первым в контакт с ребёнком. А "Опасный незнакомец" - это тот человек, который подходит к ребенку, заговаривает с ним или просит ребенка помочь в чем-нибудь. При общении с таким незнакомцем надо быть очень осторожным.
И сегодня мы составим модель безопасного поведения с незнакомцами, чтобы уберечь себя от беды.
2-й этап
У каждой группы на столе есть картинки с фрагментами сказок. Вы должны подумать и сказать, о какой опасной ситуации в них говорится. Какие ошибки допустили эти сказочные герои и к чему это их привело? И в конце своей работы вы должны составить правило личной безопасности в данной ситуации.
Благодаря вашей работе, мы составим кластер «Опасные ситуации» и создадим модель поведения с незнакомыми людьми.
(На доске в ходе беседы будут появляться такие схемы)
Правила четырех «НЕ»
в общении с незнакомыми людьми
НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
НЕ УХОДИТЬ НИКУДА С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
НЕ САДИТЬСЯ К НИМ В МАШИНУ
НЕ ОТКРЫВАТЬ ДВЕРЬ СВОЕГО ДОМА НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ
НЕ БРАТЬ НИЧЕГО У НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ
На обсуждение даётся 2 минуты.
Алгоритм ответа группы
Опасная ситуация.
Ошибки при общении.
Последствия ошибок.
Правило личной безопасности
Работа в группах – 2 минуты
1 группа - Колобок, Красная Шапочка, Буратино
2 группа - Лиса и заяц, Зайкины слезы, Волк и семеро козлят, Жихарка
3 группа – Аладин, Снежная Королева, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
4 группа - Белоснежка и семь гномов, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Выступления групп – 8 минут
Группы отвечают и на доске появляются ситуации и правила
НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
НЕ УХОДИТЬ НИКУДА С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ И НЕ САДИТЬСЯ К НИМ В МАШИНУ
НЕ ОТКРЫВАТЬ ДВЕРЬ СВОЕГО ДОМА НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ
НЕ БРАТЬ НИЧЕГО У НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ
В ходе выступления групп, учитель добавляет свою информацию.
1 группа - Колобок, Красная Шапочка,
- Какое первое правило вы составили?
НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
(здесь видео 1, где не надо разговаривать с чужими людьми)
2 группа - Лиса и заяц, Зайкины слезы, Волк и семеро козлят, Жихарка
- Их предупреждали, чтобы они не открывали дверь никому, из окошка не высовывались и не разговаривали ни с кем, но они всё равно сделали по-своему и чуть не накликали на себя беду. Это только в сказках помощь вовремя приходит, а в настоящей жизни чаще происходит непоправимое.
(слайд про Женю)
Всю Россию потряс подвиг первоклассника Жени Табакова, который погиб как герой, спасая свою сестру Яну от преступника. Он посмертно награждён орденом Мужества. На этих кадрах Женя ещё живой.
(кадры про Женю)
Но этого не произошло бы, если девочка Яна не открыла бы дверь незнакомцу, представившимся почтальоном. И мальчик Женя сейчас был бы живой.
- Чтобы такого с вами не произошло, какое правило вы хотите предложить своим одноклассникам?
НЕ ОТКРЫВАТЬ ДВЕРЬ СВОЕГО ДОМА НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ
3 группа – Аладин, Снежная Королева, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.
Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес и там его обокрали.
Снежная Королева пригласила покататься Кая на санях и увезла его в ледяное царство.
- Какое правило вы составили?
НЕ УХОДИТЬ НИКУДА С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ И НЕ САДИТЬСЯ К НИМ В МАШИНУ
4 группа - Белоснежка и семь гномов, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей.
НЕ БРАТЬ НИЧЕГО У НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ
3-й этап – 2 минуты
- Посмотрите, какой мы составили кластер опасных ситуаций. А здесь у нас правила поведения с незнакомыми людьми, которые вы должны запомнить. Главное, при общении с незнакомыми людьми надо научиться твёрдо говорить одно слово, которое вы должны узнать из стихотворений. В нём некоторые слова зашифрованы в картинках. Вы должны правильно с рифмой прочитать это стихотворение, вставляя нужные слова.
Динамическая пауза «Говори почаще «нет!»
Если тётя подошла маршируют на месте
И в сторонку отвела, приставные шаги в сторону
И конфетку подарила, хлопки вытянутыми вперед руками
И с тобой поговорила, хлопки пальцами о ладоши
Про родителей спросила: прыжки на месте
«Папа с мамой на работе?» повороты в стороны
Вдруг она плохая тётя? пожимают плечами
Дам один тебе совет: грозят пальчиком
Говори почаще: нет. повороты головой в стороны
«Мне с чужим без разрешенья наклоны в стороны
Не велели говорить».
Можешь это предложенье хлопки в ладоши
Раз двенадцать повторить.
- Давайте 3 раза повторим это предложение: Мне с чужим без разрешенья Не велели говорить. Молодцы! Сели!
4-й этап
Мы узнали, что опасный незнакомец сам подходит к ребенку и пытается заговарить с ним или просит ребенка помочь в чем-нибудь. Придумайте, пожалуйста, просьбы, с которыми могут обратиться к вам взрослые люди за помощью. А для этого мы поработаем в парах. Здесь на столе у меня конверты разных цветов. В жёлтом конверте будут ситуации полегче, которые мы уже обсудили сегодня. В голубом немного посложнее ситуации, ну, а в розовом – более сложные. Пожалуйста, разделитесь на пары и один идёт выбирать себе ситуацию.
- Все успокоились. Прочитайте, ознакомьтесь с заданием. Ваша задача состоит в том, чтобы один из вас попробовать уговорить другого пойти с ним или помочь ему, а второй должен вежливо и хитро отказать. Придумайте, разные варианты отказа. Попробуйте не просто сказать слово «НЕТ», а твёрдо и вежливо ответить, как в нашем стихотворение – физминутке.
Ситуация к проигрыванию:
Лёгкие (зеленый цвет)
Помоги донести сумки до квартиры
Покажи, где находится аптека или магазин
Мальчик, пойдем со мной, у меня живет попугайчик и он хочет с тобой подружиться.
Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным. «Угощайся, мальчик (девочка)! Возьми конфету!» или «Выпей стаканчик сока!»
Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить?
Средние (розовый цвет)
Я почтальон и принёс вам письмо (Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей) Молодцы, ребята! Вы должны запомнить, что открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку. Знакомый - это тот, кого знаешь ты, а не тот, кто называет тебя по имени или говорит, что пришёл по поручению твоих мамы и папы.
Например, если вас бабушка попросила снять котёнка с дерева в соседнем дворе. (Бабушка! "Бабушка! Я не умею лазить по деревьям". А что ребята, вежливо это отказывать людям в помощи? Как можно по другому выйти из этой ситуации и не обидеть незнакомца, если ему по-настоящему нужна помощь? Обратить к друзьям: "Ребята, давайте поможем старушке, у нее котенок на дерево залез. Бабушка просит снять его". Ребята все вместе идут помогать старушке. Здесь рядом играют другие дети, я пойду и расскажу им о вашем котенке, и мы попробуем все вместе вам помочь. Но сначала мы предупредим своих родителей. Давайте я позову еще и других детей, мы все вместе достанем вашего котенка. Только надо отпроситься у мамы)
Проводи меня, пожалуйста, до аптеки, за это я хорошо заплачу тебе (показывает деньги), совсем не знаю этого района, похоже, заблудился" (Мне нельзя уходить со своего двора". "Обратитесь к кому-нибудь другому. Мне не велено уходить со своего двора")
Проводи меня. Я очень плохо себя чувствую. Мне совсем не знаком этот район. "Проводи, пожалуйста. Я боюсь, что не дойду один, так как очень плохо себя чувствую."
Если незнакомый человек пытается открыть дверь в твою квартиру, а ты дома один (немедленно позвони в милицию, расскажи, что случилось и назови свой адрес. Если телефон не работает, позови на помощь из окна) На какой номер позвонишь? А у мамы или папы номер телефона какой? Ты знаешь? Раньше, когда были стационарные телефоны, пользовались номерами 01, 02 03, но сейчас все трёхзначные номера.
Сложные (желтый цвет)
Если за тобой приехал в школу незнакомый и говорит, что его мама или папа попросили забрать тебя из школы. (Не верь, что кто-то мог прийти или приехать по просьбе родителей, если они сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее)
«Один дома. В дверь звонок? Кому из них надо обязательно открыть дверь? (Почтальон, милиционер, монтёр, сантехник, врач)
Не заходи с ними в лифт или подъезд
Взрослый просит помочь ему посадить дерево во дворе. (Последняя ситуации не требует какого-либо удаления или уединения с незнакомым человеком. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей)
Обыгрывание ситуаций парами
- Пожалуйста, у кого получилось убедительнее, какая пара лучше справилась с заданием.
Главные фразы, которые надо выучить «Извините, но я спешу» или «меня ждут». «Мне мама не разрешает ни с кем и никуда ходить»
"Извините, я вас не знаю и никуда с вами не пойду"
"Мне нельзя уходить со двора"
"Обратитесь, пожалуйста, к кому-нибудь из взрослых"
"Нет, я не пойду. Извините, я не могу вам помочь"
"Я же вам сказала, я вас не знаю"
"Мне не разрешается уходить со двора"
"Нет. Я не нарушаю правил своей безопасности. Обратитесь к взрослым").
- Попробуйте оценить своих товарищей, у кого лучше получилось
Главное, с незнакомыми лучше не вступать в разговор.
6-й этап
Домашнее задание: Выучить стихотворение и сочинить новую сказку «Колобок» с использованием тех знаний, который вы сегодня получили. У вас листочек с сюжетом сказки. Вам надо вписать такие слова Колобка, чтобы они были убедительными, и чтобы он остался в живых. Особенно надо подумать над ответом Лисе, которая по сказке его съела. Кому понятно задание?
- А теперь проведём рефлексию и оценим свою работу на уроке.
- Закончите предложение: «На этом уроке я впервые задумался о ..."
- Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе в левом квадратике, а правом вас оценит ваш напарник.
Отметьте смайлика, который показывает ваше настроение на уроке.