Добрый день! Я рада Вас всех видеть, желаю хорошего настроения на занятии, бережного отношения друг к другу. Я думаю, что вы будете сегодня активны, но терпеливы и т.д.
2. Объявление темы и цели занятия
Сегодня мы с вами переместимся в научную лабораторию, и вы будете исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …..(воды)
В любую исследовательскую лабораторию попадают на экспертизу разные вещества. Вот и сегодня к нам на экспертизу принесли вот это вещество. Как вы думаете, что это? Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.
По виду похоже на воду. Можно ли наверняка сейчас сказать, что это жидкое вещество - вода? (Нет, можно точно сказать только, что оно жидкое) Как вы думаете, а можно ли пить эту жидкость? (нет, нельзя пить незнакомые жидкости)
– А что нужно знать, чтобы точно утверждать, что в стакане вода? (Свойства воды, которыми она отличается от других жидкостей)
– Знаем ли мы сейчас свойства воды? (Нет)
– Итак, предмет нашего исследования – вода.
– Так какую же цель поставим перед собой на занятии? (Узнать свойства воды, дать точный ответ на вопрос: что находится в сосуде и можно ли пить эту жидкость). Мы вернемся к стакану с этой жидкостью в конце занятия, когда уже точно будем знать свойства воды.
3. Объяснение нового материала.
Притча «Вода».
Давным – давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
Вода - главный компонент жизни, она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Вода - самый ценный природный ресурс, который не терпит небрежного и неуважительного отношения. Вода – самое удивительное и самое распространенное природное соединение – источник жизни на Земле. Она – неотъемлемое условие существования, здоровья и активной деятельности человека. Она участвует в процессе дыхания, выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины).
Человек состоит из воды на 70-80%.
Мозг содержит – 75%
Сердце -85 %
Печень – 86 %
Почки – 83%
Мышцы – 75%
Кровь - 83%
Питьевая вода – принимает участие в усвоении клетками питательных веществ и в их транспортировке по всему организму, регулирует температуру тела, позволяет выводить из организма шлаки и другой «мусор». Утром, как только мы проснулись, мы должны «запустить» организм, выпить 1 - 2 стакана воды. Это помогает нам выглядеть более ухоженными, здоровыми и красивыми. Достаточное потребление воды - это профилактика многих болезней.
При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – не больше 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней (3- 4 дня). Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.
Физминутка«Вода – не вода».
Игра на внимательность. Ведущий называет слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба), дети поднимают руки. Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.
Без воды и воздуха не может существовать человек. Поэтому они нуждаются в охране.
Чистой воды на земле становится всё меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют её отходами производства. Рыба, растения, звери-всё живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно. Беречь воду- это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира
До тех пор пока в водоёмы попадало не очень много вредных примесей, полного загрязнения не происходило.
Почему? Потому что вода обладает удивительной способностью – самоочищаться.
Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами и становятся безвредными. Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время всё больше сточных вод сбрасывается в водоёмы. Вода не успевает самоочищаться.
5. Практическая часть.
Давно известно, что у воды есть свойства. Вашей задачей будет доказать на опытах, что вода обладает данными свойствами.– Для работы мы с вами разделимся на 3 группы (лаборатории). Каждая будет исследовать отдельное свойство воды.
Использовать для опытов мы будем только известные нам вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
У каждой лаборатории имеется «Карта заданий», в которой подробно написано, что нужно будет делать в каждом опыте. Все результаты опыта вы будете записывать в «Лист исследований», и затем представители от каждой лаборатории представит результаты своих исследований всей группе.
1 группа будет исследовать форму воды
2 группа попробует доказать, что вода является растворителем
3 группа попытается узнать, какого же цвета вода.
Вспомним правила работы в группе:
1.Распределите обязанности в группе.
2.Во время проведения опыта разговаривайте между собой тихо.
3.Умейте выслушать другого.
4.Если есть возможность помочь - помоги.
5.После завершения работы подайте сигнал, подняв руку.
Приступите к проведению опытов, четко следуя инструкции! у вас на это 4минуты
Задание для лаборатории №1
Опыт №1: Определите «Имеет ли вода форму?»
У вас на столе стоит стакан с водой.
1. налейте немного воды в колбу;
2. налейте немного воды в баночку;
3. налейте немного воды в чашку;
Запиши:
Изменилась ли форма воды, когда её перелили в колбу, чашку?____________________________
Имеет ли вода постоянную форму?_________________________________________________
Какой можно сделать вывод? ВЫВОД (запиши)
Задание для лаборатории №2
Опыт №2: Определите «Чем является вода для соли, сахара, песка?»
У вас на столе стоят 1 стакан с водой,1стакан с солью, 1стакан с сахаром, 1стакан с песком.
1. налейте немного воды в стакан с солью;
2. налейте немного воды в стакан с сахаром;
3. налейте немного воды в стакан с песком;
4. размешайте воду в стаканах;
5. Понаблюдайте, растворит ли вода соль, с сахар, с песок
Запиши:
Куда исчезла соль? Соль____________________________
Куда исчез сахар? Сахар _____________________________
Что произошло с песком? Песок _не______________________
Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД (запиши)
Задание для лаборатории №3
Опыт №3: Определите «Имеет ли вода цвет?»
У вас на столе стоит стакан с водой и три полоски цветной бумаги.
Сравните цвет полоски с цветом воды.
1. поднесите к стакану красную полоску бумаги;
2. поднесите к стакану синюю полоску бумаги;
3. поднесите к стакану зелёную полоску бумаги;
Можно ли назвать воду красной? синей? зелёной?
Что вы можете сказать о цвете воды?
Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД (запиши):
Давайте проверим, какие свойства воды вы выявили? Нужно выйти сказать, какое свойство воды вы определяли, рассказать как вы это делали и к какому выводу пришли!
Выступление 1 группы: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда
Выступление 2 группы: Вода растворяет сыпучие вещества, значит является растворителем
Выступление 3 группы: В таблицу заносят данные – БЕСЦВЕТНА.
Исследуют все группы вместе с педагогом.
Запах.
Оборудование: 3 сосуда, в сосудах – кофе, вода, яблочный сок.
Подумайте и ответьте:– Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что находится в них? (Понюхать)
Сейчас мы будем узнавать вещества по запаху. Мне нужен для этого опыта 1 помощник. Глаза ученику мы завяжем, и я буду подносить ему для определения запаха разные вещества, а он постарается их угадать. А вы внимательно следите за его действиями и, если мой помощник угадает вещество правильно, то вы дружно хлопните в ладоши 1 раз
Воду не смог определить (было трудно) по запаху? (Нет запаха) Давайте посмотрим, какое же вещество не имеет запаха. Это вода. Вода не имеет запаха. Это ещё одно свойство воды.
Вкус.
А теперь мы с вами выявим еще 1 свойство воды.
Ко мне выходит 1 ученик, я завязываю ему глаза и даю через соломинку попробовать вещества из 3 пакетов (сок, чай, вода). Он должен определить по вкусу, что это за вещества. Эти вещества всем нам хорошо известны, и пить их можно без опаски.
Имеет ли вода вкус? (Нет) Сделаем вывод о вкусе воды. Вода не имеет вкуса. Запомним и это свойство воды.
А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? А как? (посолить, посластить и т.д
Ребята, давайте вспомним, и ещё раз прочитаем, с какими свойствами воды
мы познакомились.
Дети читают свойства воды по карточке.
Карточка
Э- текучая
Д - имеет запах
Т - безвкусная
Р - синего цвета
О - жидкость
Я - имеет вкус
Ж - не имеет запаха
И - бесцветная
К - мутная
3 - прозрачная
М – твёрдая
Н — растворяет некоторые вещества Ц - не растворяет вещества
Ь - не имеет формы
А обведенные буквы впишите в клетки. Какое слово у вас получилось? «Вода - это жизнь» Почему, как вы думаете?
6. Итог занятия
Ребята, давайте вспомним,. какую цель мы поставили в начале занятия? (изучить свойства воды и доказать, что жидкость в стакане- вода. Что мы делали, чтобы достичь цели?
Давайте назовем еще раз свойства воды, о которых мы говорили сегодня и сравним их со свойствами жидкости в стакане!
Дети называют свойства воды и сравнивают эти св-ва со свойствами жидкости в стакане. Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода одно из главных богатств на Земле.
Я буду читать утверждения, а вы будете слушать и показывать карточку зеленого цвета, если согласны, если не согласны- поднимаете карточку красного цвета. В случае, если утверждение не верно, нужно объяснить, почему!
1.Вода содержится в реках, морях, океанах.
2. Воды под землей нет.
3.На нашей планете больше суши , чем воды.
4.Человек на 70% состоит из воды
5.Человек может прожить без воды неделю.
6.Вода содержится во всех частях растений
7. Воду нельзя назвать дорогой
8. Вода встречается только в жидком состоянии
9. Вода играет важную роль в жизни растений, животных, людей.
10. У воды есть свойства
На планете Земля уже сложно найти воду, которая по своим качествам полностью соответствовала бы определению - чистой питьевой воды. Но нам повезло, наша вода соответствует всем необходимым качествам, и нам надо это беречь. Скоро чистая вода станет такой же ценной, как нефть и газ. И нам, то есть человечеству стоит задуматься над этим.