И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён.
Воспитатель: О чём это стихотворение?
(Ответы детей)
Воспитатель: На какие два вида делится природа?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что относится к «живой» природе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что относится к «не живой» природе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почему мы называем природу «живая»?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почему мы природу называем «не живая »?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что к не живой природе относятся – песок, камни, земля, солнце, вода… Сегодня я вам предлагаю провести опыты с водой. Что бы узнать о нескольких её свойствах. Для этого нам нужно пройти в нашу мини - лабораторию.
Вoспитатель: Ребята занимайте свои места в нашей мини лаборатории. Но прежде чем мы начнём наши эксперименты, вспомним правила по технике безопасности при проведении опытов.
( Демонстрация карточек с изображением правил по технике безопасности при проведении опытов)
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете правила по технике безопасности при проведении опытов.
Воспитатель: А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику.
«Большие и маленькие»
Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони)
Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить)
Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»)
Зато дружные какие! (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты)
Воспитатель: Теперь можно приступить к проведению.
Опыт №1 «Запах воды»
Цель: Выявление свойств воды-без запаха.
Оборудование: Два прозрачных стакана с водой, лимон, чайная ложечка.
Ход эксперимента: Добавить дольку лимона в стакан с водой под №2. Понюхать и сравнить запах в стакане с обычной водой №1 и запах в стакане с водой с добавлением лимона №2.
Вывод: Вода не имеет запаха, она начинает пахнуть, когда мы добавим в неё какое либо вещество.
Опыт №2 «Цвет воды»
Цель: Выявление свойств воды - прозрачная.
Оборудование: Прозрачный стакан с водой №1, прозрачный стакан с молоком №3, пуговицы.
Ход эксперимента: Добавить в стакан с водой и молоком пуговицы. Рассмотреть и сравнить в каком из стаканов пуговицу видно, а в каком нет.
Вывод: Вода - прозрачная.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём и проведём физкультминутку.
Физкультминутка: «Очень всем нужна вода»
Очень всем нужна вода (хлопки в ладоши)
Делай раз и делай два (наклоны вперёд)
Вместе на носочки встали (на носочках тянуться руками вверх)
Тучку ручками достали
Влево вправо наклонились (наклоны вправо влево)
И на стульчики садимся (садятся на стульчики)
Опыт №3 «Куда исчезла вода?»
Цель: Выявление свойств воды – жидкая, впитываться в песок.
Оборудование: Прозрачный стакан с песком №4, прозрачный стакан с водой №1.
Ход эксперимента: Добавить в стакан с песком воду. Наблюдать, как вода впитывается в песок.
Вывод: Вода – жидкая, впитывается в песок.
Воспитатель: Ребята наши эксперименты с водой окончены. Вытираем руки салфеткой. И вспомним, про какие же свойства воды мы с вами узнали.
(Ответы детей)
Воспитатель: И не забывайте ребята, мы люди должны беречь природу и с любовью относиться ко всему, что есть на ней!
Вы молодцы, работали аккуратно, соблюдали правила безопасности по проведению опытов. Внимательно слушали мои инструкции. На этом наше занятие окончено.
(Дети задвигают стульчики)
Список используемой литературы
1. Бондаренко Г.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж; ТЦ «Учитель», 2002, стр. 69.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2007, стр. 179.
3. Развитие речи. Окружающий мир: дид. Материал к занятиям со старшими дошкольниками, (авт.-сост. О.В.Епифанова. -Волгоград: Учитель, 2008, стр. 99.
4. Система экологического воспитания в ДОУ: авт. Сост. О.Ф. Горбатенко. -Волгоград: Учитель, 2008, стр. 146.