Ознакомить педагогов с особенностями организации учебной деятельности, направленной на формирование позитивного отношения к окружающему миру,что способствует развитию гражданской идентичности воспитанников.
Тип занятия :
занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия: "Превращение воды" »
План-конспект.
Тема занятия : «Превращения воды».
Методическая цель занятия:
Ознакомить педагогов с особенностями организации учебной деятельности, направленной на формирование позитивного отношения к окружающему миру ,что способствует развитию гражданской идентичности воспитанников .
Тип занятия :
занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Опыт – это наблюдение за природными явлениями ,которые проходят (моделируются) в специальных лабораториях.
Лёд – замороженная вода.
Состояние воды – вода в природе существует в трёх состояниях: жидкая, твёрдая, и пар.
Материально – техническое и информационное обеспечение занятия:
-компьютер.
-интерактивная доска,
- презентация на тему : состояния воды в природе,
-стихотворение Заходера Б. «Кит и кот»,
-мультфильм «Беги ручеёк»,
-лоток с лабораторной посудой,
-шарики,
-лёд, снег, вода.
План проведения мероприятия.
Организационный этап - это организация начала занятий ,создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Этап целеполагания и мотивации.
Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его прочитать. Послушайте : «Здравствуйте ,ребята! .Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко нас так сильно пригрело ,что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз .Вторая в эту минуту расчёсывала косу ,да так и застыла, превратившись в красивую снежинку, а третья успела спрятаться. И осталась капелькой . Снежинка очень заважничала ,стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» своих сестёр.»
Основной этап.
На интерактивной доске дублируются в виде презентации опыты.
Ребята ,надо помочь родным сёстрам ,а для этого мы с вами должны доказать , что снежинка , «паринка» и капелька – это всё вода , только в разных своих состояниях.
Как мы можем доказать? Мы с вами проведём опыты.
Кто знает ,что такое опыт?(опыт –это наблюдение за природным явлением в лабораториях, специально отведённых помещениях).
Давайте с вами представим, что наш кабинет находится в научно – исследовательском институте ,а так как лаборатория волшебная и мы с вами превратимся в учёных. Поэтому пройдём в нашу лабораторию , но прежде оденем специальную одежду ,которую одевают лаборанты- учёные у себя на работе, что бы обезопасить себя.
Пришли в другой оборудованный кабинет.(411).
Итак, для того, что бы доказать ,что капелька ,паринка и снежинка родные сёстры ,нам нужно исследовать свойства воды. Начинаем проводить опыты.
Обратите внимание, что у каждой группы на столе стоит тарелка с кубиками льда , пока мы будем проводить другие опыты, в конце занятия мы увидим ,что произойдёт со льдом.
А сейчас - опыт №1.
Взять термос с кипятком . Открыть его и показать детям, что пар –это вода ,только в другом её состоянии (над паром поставить зеркало или стекло и подождать пока накопиться определённое количество капелек воды), а потом пройти показать детям.
Опыт проводит исключительно педагог на безопасном расстоянии от детских групп.
Опыт №2.
Педагог берёт тарелку со снегом и раздаёт маленькими порциями в тарелке каждой группе , дети наблюдают как снег тает, а все наблюдали зимой ,что снег состоит из снежинок. Ребята видят ,что снежинки превращаются тоже в воду.
Мы провели с вами уже два опыта и нам пора отдохнуть.
Все встали и проведём физминутку :
Быстро встаньте ,улыбнитесь,
Выше ,выше потянитесь,
Ну- ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо потянулись ,
Сели –встали ,сели- встали,
И на месте побежали.
Посмотрите внимательно, что происходит с нашей тарелочкой со льдом? Немного стала подтаивать, но ещё мало нам видно, что лёд превратился в воду, а опыт и эксперимент у настоящих учёных должен быть доведён до конца и представлено неопровержимое доказательство, поэтому отставим тарелки в сторону и продолжим дальше наше занятие.
Обратите внимание на рисунки. Кто на них изображён? (кот и кит).А вы знаете где живут эти животные? А я вам хочу прочитать интересное стихотворение известного детского писателя Бориса Заходера «Кот и кит».
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
Плывет по океану,
КИТ
Из блюдца ест сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов
Уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину...
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.
Так бы все и продолжалось,
Без конца, само собой,
Но
Развязка приближалась:
В море
Вышел
Китобой.
Зорко смотрит
Капитан.
Видит - в море
Бьет фонтан.
Он команду подает:
- Кит по курсу!
Полный ход!
Китобой
Подходит к пушке...
Пушки - это не игрушки!
Я скажу
Начистоту:
Не завидую
КИТУ!
- Мама! -
Крикнул китобой,
Отскочив от пушки. -
Что же это?..
Хвост трубой...
Ушки на макушке...
Стоп, машина!
Брысь, урод!
Эй, полундра:
В море - КОТ!
- Успокойся!
Что с тобой?
- Я, - кричит, - не котобой!
Доложите капитану -
Я стрелять в кота не стану!
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!
«Всем-всем-всем! -
Дрожа, как лист,
Телеграмму шлет радист. -
Всем-всем-всем!
На нас идет
Чудо-Юдо Рыба-Кот!
Тут какая-то загадка!
В этой сказке нет порядка!
Кот обязан жить на суше!
SOS (Спасите наши души!)»
И в ответ
На китобазу
Вертолет
Садится сразу.
В нем
Ответственные лица
Прилетели из столицы:
Доктора,
Профессора,
Медицинская сестра,
Академик по Китам,
Академик по Котам,
С ними семьдесят студентов,
Тридцать пять корреспондентов,
Два редактора с корректором,
Кинохроника с прожектором,
Юные натуралисты
И другие специалисты.
Все на палубу спустились,
Еле-еле разместились.
Разбирались
Целый год -
Кто тут КИТ
И где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили.
И в конце концов
Решили:
«В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка,
Опечатка:
Кто-то,
Против всяких правил,
В сказке буквы переставил,
Переправил
«КИТ» на «КОТ»,
«КОТ» на «КИТ», наоборот!»
Ну,
И навели порядок:
В сказке больше нет загадок.
В океан
Уходит КИТ,
КОТ на кухне
Мирно спит...
Все, как надо,
Все прилично.
Сказка стала - на «отлично»!
Всем понятна и ясна.
Жаль,
Что кончилась
Она!..
-Читаю стихотворение и объясняю детям, что кит –самое большое животное в мире на нашей планете и живёт не просто в воде ,а в солёной воде ,в океане. Дети мне рассказывают ,кто такой кот и где живёт.
Ребята, а сейчас у нас с вами перемена, а потом мы продолжим наше занятие учёных в нашей волшебной лаборатории.
Следующий урок начинает Елена Юрьевна.
Рисование –поделка (коллективная работа)- портрет волшебной воды.
Ребята, вода бывает очень разной ,она как бы умеет превращаться ,словно в сказке, мы с вами убедились в этом на прошлом занятии в лаборатории. Как вы думаете, можно назвать воду волшебницей? Почему?.
А если я вас попрошу изобразить воду, как вы её нарисуете (опрос у детей и предложения ,ято воду можно нарисовать по разному, что бы получился её портрет – это снежинка, капелька воды, пар, роса на траве, дождик, ручеёк, туман).
Нарисовать портрет одному тяжело, а когда мы это сделаем вместе, у нас получится.
Выполнение коллективной работы.
Какие вы ,ребята, молодцы, видите что у нас получилось –портрет волшебницы воды.
А теперь посмотрим ,что у нас получилось из кубиков льда за это время? Что мы видим в тарелке? (вода).А как она получилась? (кубики люда растаяли и превратились в воду).Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?(Лёд- это твёрдая вода).Правильно .Можем ли мы ответить на письмо сестричкам капельке, паринки и снежинки, что они родные сёстры? (Да).
Я знаю, что вы подготовили дома стихи о воде. Кто хочет рассказать?
(дети рассказывают стихи о воде)
А сейчас посмотрим мультфильм, которой тое о воде, называется : «Беги ручеёк»
Просмотр мультфильма. Задаются вопросы по мультфильму.
Этап рефлексия.
-ребята вам понравилось работать в лаборатории?
-А кто нибудь хочет в будущем стать учёным?
-Мы с вами будем ещё исследовать воду? Другие её свойства?
Этап итоговый.
-подведение итогов деятельности. Вода в окружающей среде бывает разной .Твёрдая как лёд, в виде пара и жидкая. У воды много и других свойств ,которые мы с вами продолжим изучать на следующем занятии в нашей волшебной лаборатории (запах, цвет, форма, растворимость)