Ход урока | |
Структура | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Аккалиевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь. - Проверьте свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
2. Актуализация знаний. | - Соедините понятия с их определениями: 1. Государственный гимн 2. Проявление чувств 3. Нравственность 4. Основной закон страны 5. Память 6. Государственный праздники 1. Особое свойство мозга, заключающееся в запоминании, хранении и воспроизведении того, что запомнили. 2. Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. 3. Нерабочие дни, которые в календаре выделены красным. (Какой праздник признан государственным, который прошёл? - 1 мая - Праздник Весны и Труда и 9 мая - День Победы) 4. Реакция мозга на внешнее воздействие окружающего мира. 5. Конституция Российской Федерации. - Какое понятие осталось без определения? - Скажите, что в вашем понимании означает это понятие? - Как вы думаете, о чём же мы будем говорить на уроке? - Тема нашего урока - «Нравственные нормы жизни» | - 1. Государственный гимн - 2. Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. 2. Проявление чувств - 4. Реакция мозга на внешнее воздействие окружающего мира. 4. Основной закон страны - 5. Конституция Российской Федерации. 5. Память - 1. Особое свойство мозга, заключающееся в запоминании, хранении и воспроизведении того, что запомнили. 6. Государственный праздники - 3. Нерабочие дни, которые в календаре выделены красным. - Нравственность. Ответы детей - О нравственности. | Познавательные: - развитие мышления; Регулятивные: - овладевать умением прогнозирования; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
3.Самоопределение к деятельности | Работа в парах - У вас на партах лежат карточки с названиями поступков. Скажите, на какие две группы мы можем разделить поступки? Какие они бывают? - Распределите их на две группы: уступить место в автобусе, толкнуть одноклассника, смеяться над неверным ответом, объяснить однокласснику пропущенную тему, помочь пожилому человеку перейти дорогу, дразнить девочку, драться, дружить, ябедничать. - Что вы отнесли к хорошим? - Что вы отнесли к плохим поступкам? - Как вы определили, какие поступки хорошие, а какие – плохие? - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? | - Хорошие и плохие. - Уступить место в автобусе, объяснить однокласснику пропущенную тему, помочь пожилому человеку перейти дорогу, дружить. - Толкнуть одноклассника, смеяться над неверным ответом, дразнить девочку, драться, ябедничать. Ответы детей - Узнать, что такое нравственность и научиться различать хорошие и плохие поступки. | Познавательные: - ориентироваться в системе знаний; Регулятивные: - умение формулировать определение понятия; - различать технологические определения; Коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли; - умение слушать и исправлять неточности. | |
4. Открытие новых знаний | - В далёкие времена, когда человеческое общество только начинало складываться, стали возникать и представления людей о том, что значит поступать хорошо или плохо, какие поступки идут во благо всем, а какие – причиняют вред. Так с течением времени формировались правила поведения. Если человек часто нарушает общепринятые правила, то это свидетельствует о его низком уровне нравственности, а дальше уже недалеко и до нарушения закона. - Так что же такое нравственность? Вот как определяет нравственность Сергей Иванович Ожегов: нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами. - Теперь давайте найдём определение понятию в учебнике на странице 117. - Что мы можем сказать про эти два определения? | - Нравственность - это внутреннее свойство человека, позволяющее отличать добро от зла, справедливость от несправедливости, вежливость о грубости, законность от беззакония и многое другое. Это то, что проявляется при общении людей и чего, при всё желании, не пропишешь в законе. - В них вложен один смысл. Нравственность - это то, что имеет человек и то, что проявляется при поведении человека. | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками; Познавательные: - структурирование знаний. | |
5. Первичное закрепление | - Давайте ответим на следующие вопросы: - Можете ли вы взять чужую вещь, которую вам очень хочется иметь, при условии, что об этом никто не узнает? - Были ли вы свидетелем того, что кто-то брал без спроса чужую вещь? Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не совершать таких поступков? - Вы идёте по лесу и едите из пакета чипсы или печенье. Пакет опустел. Куда вы его денете? - Вы стоите на балконе пятого этажа своего дома и едите мороженое. Куда вы денете обёртку, когда мороженое будет съедено? - Вы идёте мимо многоэтажного дома, и вам на голову из окна падает пустая пластиковая бутылка. Как вы к этому отнесётесь? - Кто хочет ответить классу на последний вопрос? (рассержусь, мне будет обидно, …) - Сопоставьте ваш ответ на последний вопрос с ответами на предыдущие вопросы. Какой вывод можно сделать? - Почему нам необходимо знать нравственные нормы? - Вы бы хотели дружить с человеком, который часто совершает плохие поступки? - Почему нет? - Как поступок одного человека может повлиять на жизнь других? Приведите примеры. - А может быть, можно, хоть один раз поступить не по совести? Вернёмся к вопросам, на которые вы отвечали. Может быть, можно, если никто не видит, оставить мусор в лесу? Взять чужое? | Ответы детей. - Нам не нравится, когда по отношению к нам совершают плохие поступки. - Порой человек не думает о последствиях, о том, что он причиняет кому-то неудобство или зло. - Человек живёт среди людей, а потому, что бы он ни делал, он так или иначе влияет на других. - Нет. - Может подвести, из-за него можно попасть в неприятную ситуацию. Ответы детей. Ответы детей. | Регулятивные: - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способов действия в случае расхождения с эталоном; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
6.Физкультминутка | Раз, два, три — вперёд наклон, Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) Головой качает слон — Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | Выполняют действия с учителем | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
7. Работа по теме урока | - Давайте зачитаем текст на с.118 и узнаем, что является основой нравственности и что писали о нравственности древнерусские книжники. - Ребята, так что является основой нравственности? Что её формирует? - Совершали ли вы поступки, после которых вам было совестно или хотели ли вы сделать что-то? но остановились, потому что осознавали, что это будет неправильно? - Что писали древнерусские книжники? Зачитайте из текста. Как вы понимаете смысл этих фраз? Работа по рядам. - У вас на партах лежит притча. Вам нужно прочесть её и подумать, какое высказывание древнерусских книжников будет соответствовать ему. После того, как определитесь, подберите к выбранному высказыванию пословицы из перечисленных. I ряд Жили два парня. Были они большими друзьями и дали клятву не покидать друг друга в беде. — Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошёл. Ты со мной не пропадёшь, — говорил один. Второй молча выслушал своего друга и хорошо запомнил его слова. Как-то шли они по тайге. Навстречу им медведь. Первый мигом оказался на дереве. Второй упал на землю и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу — мёртвых медведи не трогают. Первый подождал, пока медведь ушёл, слез с дерева и спросил у товарища: — Что тебе медведь говорил? — Он сказал: никогда не ходи в тайгу с другом, который только о себе думает. II ряд Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, и было у него много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро пришел хозяин в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли к нему на помощь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье. III ряд Однажды, один очень бедный человек попросил своего богатого друга помочь посчитать количество монет, заработанных им на продаже коровьего молока. С математикой у него было очень плохо, счёт не мог вести, а друг знал математику хорошо. Когда сели они за стол деньги считать, богатый постоянно на что-то показывал бедному, и тот отвлекался от наблюдений. - 40 рупий насчитал. Бедный покачал головой. Как же так, столько молока продал, а заработал всего ничего. Мимо друзей проходил сосед бедного. Его недруг, с которым они когда-то давно поссорились. Он слышал весь разговор и решил вмешаться. - Пока ты отворачивался, этот по одному рупию себе в карман прятал. Бедный хмурился. Стоит ли ему врагу верить? Но проблема разрешилась сама, когда богатый со стула поднялся, желая ударить соседа. Тогда у него из кармана монеты и посыпались. Тогда бедный понял, что враг правду сказал, забрал свои деньгу у богатого и выгнал его. Делай великое, не обещая великого. | Старый друг лучше новых двух. | Человек без друзей, как дерево без корней. | Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного. | Безмолвное дело лучше бесполезного слова. | Поступай по справедливости и победа будет обязательно. | Кто правдой живёт, тот добро наживает. | Кто не стыдится сказать, тот и сделать не постыдится. | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | Где справедливость, там и правда. | Сказано – не доказано, надо сделать. | Друга ищи, а нашел — береги. | - Какими же характеристиками должен обладать человек, чтобы быть нравственным? | - Совесть. Её формирует ваша общая культура, ваше окружение. Ответы детей. - «Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, не обижай правого, даже если он и враг тебе». «Делай сказанное и не говори о сделанном». «Верному другу цены нет». Выполняют работу по рядам. - Он должен быть справедливым, честным, верным, не быть пустословом. | Познавательные: - ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. | |
8. Включение нового знания в систему знаний | - Посмотрите картинки, предложенные на слайде. Что мы можем про них сказать? - Назовите изображения с плохими поступками. Назовите изображения с хорошими поступками - Ребята, давайте посмотрим на с.119 и рассмотрим картинки, что вы видите на них? - Как правильно поступить в данных ситуациях? - Правильно ли бросать мусор мимо урны? Почему? - Что вы еще можете сказать по данным картинкам? Работа в парах - Обсудите следующие правила и подумайте, всегда ли вы им следуете. - Давайте зачитаем правила вслух. Давайте обсудим значения каждого правила. - Всегда ли вы им следуете? - Эти высказывания как раз и есть нормы поведения воспитанного человека. Следует понять главное: человек воспитанный не способен на совершение подлого поступка, на нарушение нравственных правил. Поэтому соблюдение всеми норм нравственности становится основой благополучия всего общества и советую вам соблюдать эти нормы поведения. | - На них изображены плохие и хорошие поступки. - Сломали дерево; выбросили мусор мимо урны; выпал кошелек у дедушки. - Перевязать дерево; выбросить мусор в урну; поднять и отдать кошелек дедушке. - Нет. Потому что, из-за этого, люди загрязняют нашу природу. - Нужно помогать старшим; Нужно ценить нашу природу: не ломать растения, деревья; Если кто-то что-то выронил ни в коем случае не забирайте эту вещь, нужно поднять и отдать вещь его хозяину. Ответы детей. | Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; - определять причины явлений, событий; Коммуникативные: - умение работать в группе. | |
9. Подведение итогов урока. Рефлексия | - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Подойдёт ли это высказывание к теме нашего урока? «Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других» (Демокрит) -Теперь оцените свою работу на сегодняшнем уроке: На сегодняшнем уроке я работал? (как?) На этом уроке я похвалил бы себя за… Я узнал? (что?) Мне было непонятно? (что?) Больше всего мне понравилось? (что?) -Молодцы, я довольна вашими достижениями! До свидания! | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные: - участвовать в диалоге; - слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | |