kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

Обучающие 

  • Раскрыть понятия «род»,  «семья», «родословная»; 
  • познакомить с терминами ближайшего родства;
  • представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.

 

Развивающие 

  • Развивать речь, внимание, мышление, память;
  • формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
  • способствовать формированию  понимания значимости семейного  воспитания для становления личности;
  • способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.

 

Воспитательные 

  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье; 
  • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
  • формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
  • пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.

Планируемые результаты

  • дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
  • сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
  • научить различать степени родства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»»

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

Обучающие 

      • Раскрыть понятия «род», «семья», «родословная»;

      • познакомить с терминами ближайшего родства;

      • представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.


Развивающие 

      • Развивать речь, внимание, мышление, память;

      • формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

      • способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

      • способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.


Воспитательные 

      • Воспитывать любовь и уважение к своей семье; 

      • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;

      • формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;

      • пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.


Планируемые результаты

  • дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

  • сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

  • научить различать степени родства.


Ресурсы:

Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики», карточки для индивидуальной работы.








Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

И тему вы определите!


Слайд 2

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!


Формулирование темы урока.

-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.

Попробуйте сформулировать тему урока. Предположения детей.


Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы семьи – верность. Любовь. Воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.

Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.


3. Постановка проблемы.

- Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)

4. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека. И прежде, чем мы начнем работу с материалом, я предлагаю вам оценить свои знания по листку самооценки.

5. Работа по теме урока.

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Как вы считаете?

А где мы можем уточнить значение слов семья и род?

Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:

Семья - это группа живущих вместе близких родственников.

- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.

Эпитеты к слову семья

Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка.

Подберем однокоренные слова.

В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.



Вывод: Род и семья – первые объединения людей. От древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

. Работа в группах с текстом.

-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.

Первичное закрепление и осмысление

Работа в группах с текстом. Задания на слайде 6

1группа. Объясните, что объединяло род и какие в нём действовали правила морали.

2 группа. Расскажите, как появились семьи.

3 группа. Объясните, на чём основана семья?

4 группа. Используя текст, объясните, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.

5 группа. Изучив текст, сделайте вывод о том, какую главную ценность унаследовала семья от древнего рода.

Установление родственных связей.

Родственники

Работа в парах на листочках

Сейчас мы поработаем в парах, перед работой повторим правила работы в парах (на слайде записаны правила работы в парах).

В паре работают оба

Один говорит, другой слушает

Не понял, переспроси соседа

Своё несогласие высказывай вежливо

- Какие названия родственников вы знаете?

- Некоторые названия уже не употребляются в наше время, вот послушайте некоторые из них:

• Братаниха - жена двоюродного брата.

• Дедич - прямой наследник по деду.

• Мать посажённая - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

• Отец прибеседный, отец посажёный, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.

• Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

• Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

• Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.

Работа по карточкам

Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.

Проверка по слайдам

Физкультминутка

Давным-давно возникли разные символы рода, которыми сейчас гордятся семьи.

Это фамилия, герб, родословная

Родословная и родовое древо.

7. Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике на стр. 38 первый и второй абзацы.

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Существуют разные символы рода, например гербы, фамилии. Рассмотрите на стр. 39 родословную А. С. Пушкина, родовой герб Багратионов.



-Подумайте, почему важно знать своих предков?

Работа с учебником.

- Знает ли кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?

Попробуем найти ответ на стр. 38.

- Что могло являться символом рода?

-Почему родовые гербы разные?

Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных .

- А что значит для вас семья?



Имена у членов семьи разны, а что общее? (Фамилия)

Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении. В паспорте и сопровождает нас всю жизнь. Специалисты насчитали несколько способов образования фамилий. А вот знаете ли вы, Что означает ваша фамилия?



-Можем мы дать ответ на вопрос - отчего зависит мир и согласие в семье?

Предположения детей.

- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)

- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.

10. Итог урока:

Лист самооценки.

Как вы сейчас ответите на эти вопросы?

Справились с поставленной задачей?

-Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:

Род и семья- исток нравственных отношений.

-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

- Зачем человеку семья?

- Какие заповеди семьи запомнили?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?

11. Домашнее задание. Составьте вместе с родителями свою родословную

12. Рефлексия. Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо. (Раздаются ромашки.) Нарисуйте себя на ступеньке, соответствующей вашему настроению на уроке.



Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Автор: Флягина Анна Александровна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока ОРКСЭ по теме "Род и семья- источник нравственных отношений" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-orkse-po-tiemie-rod-i-siem-ia-istochnik-nravstviennykh-otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "166484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422966481"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока по теме "Род и семья" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rod-i-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "171316"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423664268"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по ОРК и СЭ на тему "Род и семья - исток нравственных отношений"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_ork_i_se_na_tiemu_rod_i_siem_ia_istok_nravstviennykh_otnoshie"
    ["file_id"] => string(6) "415319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494777460"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока «А душу можно ль рассказать?» (По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_uroka_a_dushu_mozhno_l_rasskazat_po_poemie_m_iu_liermontova_mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "384581"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485531028"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства