Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»»
Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Обучающие
Раскрыть понятия «род», «семья», «родословная»;
познакомить с терминами ближайшего родства;
представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.
Развивающие
Развивать речь, внимание, мышление, память;
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные
Воспитывать любовь и уважение к своей семье;
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.
Планируемые результаты
дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
научить различать степени родства.
Ресурсы:
Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
И тему вы определите!
Слайд 2
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Формулирование темы урока.
-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.
Попробуйте сформулировать тему урока. Предположения детей.
Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы семьи – верность. Любовь. Воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.
Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
3. Постановка проблемы.
- Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)
4. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека. И прежде, чем мы начнем работу с материалом, я предлагаю вам оценить свои знания по листку самооценки.
5. Работа по теме урока.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Как вы считаете?
А где мы можем уточнить значение слов семья и род?
Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:
Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.
Эпитеты к слову семья
Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка.
Подберем однокоренные слова.
В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.
Вывод: Род и семья – первые объединения людей. От древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
. Работа в группах с текстом.
-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
Первичное закрепление и осмысление
Работа в группах с текстом. Задания на слайде 6
1группа. Объясните, что объединяло род и какие в нём действовали правила морали.
2 группа. Расскажите, как появились семьи.
3 группа. Объясните, на чём основана семья?
4 группа. Используя текст, объясните, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
5 группа. Изучив текст, сделайте вывод о том, какую главную ценность унаследовала семья от древнего рода.
Установление родственных связей.
Родственники
Работа в парах на листочках
Сейчас мы поработаем в парах, перед работой повторим правила работы в парах (на слайде записаны правила работы в парах).
В паре работают оба
Один говорит, другой слушает
Не понял, переспроси соседа
Своё несогласие высказывай вежливо
- Какие названия родственников вы знаете?
- Некоторые названия уже не употребляются в наше время, вот послушайте некоторые из них:
• Братаниха - жена двоюродного брата.
• Дедич - прямой наследник по деду.
• Мать посажённая - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
• Отец прибеседный, отец посажёный, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
• Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
• Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
• Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
Работа по карточкам
Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.
Проверка по слайдам
Физкультминутка
Давным-давно возникли разные символы рода, которыми сейчас гордятся семьи.
Это фамилия, герб, родословная
Родословная и родовое древо.
7. Работа по учебнику.
- Прочитайте в учебнике на стр. 38 первый и второй абзацы.
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Существуют разные символы рода, например гербы, фамилии. Рассмотрите на стр. 39 родословную А. С. Пушкина, родовой герб Багратионов.
-Подумайте, почему важно знать своих предков?
Работа с учебником.
- Знает ли кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?
Попробуем найти ответ на стр. 38.
- Что могло являться символом рода?
-Почему родовые гербы разные?
Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных .
- А что значит для вас семья?
Имена у членов семьи разны, а что общее? (Фамилия)
Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении. В паспорте и сопровождает нас всю жизнь. Специалисты насчитали несколько способов образования фамилий. А вот знаете ли вы, Что означает ваша фамилия?
-Можем мы дать ответ на вопрос - отчего зависит мир и согласие в семье?
Предположения детей.
- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)
- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.
10. Итог урока:
Лист самооценки.
Как вы сейчас ответите на эти вопросы?
Справились с поставленной задачей?
-Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:
Род и семья- исток нравственных отношений.
-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?
- Зачем человеку семья?
- Какие заповеди семьи запомнили?
- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?
- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?
11. Домашнее задание. Составьте вместе с родителями свою родословную
12. Рефлексия. Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо. (Раздаются ромашки.) Нарисуйте себя на ступеньке, соответствующей вашему настроению на уроке.