Урок «Основы светской этики» 4 класс
Тема урока: Золотое правило нравственности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение:
- эмпатия как понимание чувств других людей
Межпредметные УУД:
- Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные планируемые результаты:
Формирование представлений об основных нормах светской морали, выстраивание отношений в семье и обществе.
Цель урока: сформулировать «Золотое правило нравственности», понять смысл, принять правило для осознанного применения в жизни
1. Организационный этап.
Начинаем урок.
Любите ли вы подарки? Сегодня я хочу сделать вам подарок. Слайд № 2)
Он подходит и мальчикам, и девочкам, и детям, и взрослым. Он не сломается, не испортится, не выйдет из моды. Его не купишь за деньги, но он дорогого стоит. Такой подарок вы можете подарить любому человеку. И дарят его на всю жизнь.
Вам интересно, что это? Отвечают на вопрос
Если вам дарят подарки, завёрнутые в праздничную упаковку, что вы делаете? Открываем упаковку
На нашем уроке мы поступим так же: сначала вы сами откроете подарок, выясните, как им пользоваться и решите, возьмёте его или нет.
Это будет … цель урока
2. Этап актуализации знаний.
Подарок лучше вручать подготовленным людям.Начинаем подготовку!
Вы живёте среди людей. Обозначим ваш круг общения: назовите людей, с кем вы часто общаетесь.
Перед вами листы, на которых изображены вы и ваш круг общения
(Слайд №3).
Подпишите группы тех людей, кто вас окружает Подписывают группы
Напишите на стрелках, которые тянутся к вам, что вы ждете от окружающих по отношению к себе (Слайд №4).
Прочитайте, что вы написали. Читают записи: внимание, доброта, уважение, любовь, забота, понимание и др
Что вы заметили? У многих ожидания совпали.
3. Обозначение проблемы.
Итак, от окружающих вы ждете внимания, любви, сочувствия, уважения, понимания.
Всегда ли это получаете? Отвечают на вопрос
Выходит, вокруг вас равнодушные, невнимательные люди? Нет, они этого же ждут от нас.
В каком случае вы получите к себе такое же отношение, которое ждете от других? Изобразите на ваших листах графически. Делают стрелки двусторонними.
Проверяют по слайду №4 - появляются стрелки
4. «Открытие» нового знания.
Сейчас вы стоите на пороге открытия! Пора «открывать» подарок.
Сформулируйте и запишите главную мысль, которую я хотела вам подарить.
На листах записывают правило.
Обменяйтесь «мудрыми мыслями» Формулировка может быть разной. Совпал ли смысл того, что вы написали? Отвечают на вопрос
Чтобы проверить ваши предположения, обратимся к учебнику (с. 42)
Читают правила в рамке, проверяют правильность своих высказываний
Не вы первые сделали это открытие. Эти высказывания подарили миру великие мыслители.
Читают высказывания на слайдах.№5,6, 7
Продолжите этот ряд своими высказываниями. Читают по желанию свои высказывания
Запишите в тетрадях русские пословицы, которые подходят по смыслу к нашему правилу.
Проверяем по слайду (Слайд №8).
«Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь»
Почему на слайде изображено солнце? Солнце отдаёт тепло каждому, и мы должны давать человеческое тепло окружающим.
Этот подарок- правило называют «Золотым правилом нравственности» (слайд №9).
Как вы думаете, почему? Высказывают предположения
5. Применение знаний.
Как просто! Вот мы и нашли, в чем проблема построения взаимоотношений! Надо выучить правило, и все будет замечательно! Надо его не учить, а выполнять.
Прочитайте в учебнике последний абзац, как надо применять это правило в жизни ( с 43).
6. Рефлексия.
Возвращаемся к цели урока. Какой подарок вы открыли на уроке?
Сформулировали "Золотое правило нравственности"
Выяснили, как им пользоваться? Да
Мир – это ваше отражение. Что вы посылаете, то и … возвращается
Подойдите, пожалуйста, ко мне. Приготовьтесь отправить в мир добро.С каким выражением лица вы это сделаете? Показываю большое зеркало. Смотрят в зеркало.
Как мир отразил ваше добро? Улыбкой в ответ. (Слайд №10)
Возьмёте в свою жизнь мой подарок - правило, которое открыли сами? Отвечают на вопрос
7 Домашняя работа.
Постарайтесь до нашей следующей встречи использовать правило в жизни. Только повторяю инструкцию к применению – это надо делать от души. Запомните, какие чувства вы при этом испытывали. На следующем уроке будем выяснять, трудно ли пользоваться этим «подарком», нужен ли он вам и окружающим вас людям?
Используется учебник «Основы светской этики» 4-5 класс Москва Издательство «Просвещение», 201