Актуализация знаний | - Ребята, можно ли представить себе жизнь без телевизора, без компьютера? - Трудно, но можно. - Можете ли представить себя в современной жизни без книг и газет? - Книги и газеты настали настолько обыденным делом, что кажется, они существовали вечно. - Как можно сказать про людей, которые умеют читать, писать, правильно вести себя среди других людей? - Значит, мы с вами живем в каком обществе? - Что такое культура? - Правильно, народное творчество – изделия мастеров, песни, сказки, книги тоже достояние культуры. - Откуда мы узнаем о достижениях человечества? - Правильно, люди научились передавать информацию другим поколениям при помощи записи. -А какой метод распространения информации является самым простым и одновременно древним? Книги- это какой способ-письменный Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических сведений – это письменность. | Ответы на вопросы (культурными) Ответы детей из словаря С. И. Ожегова «Культура - совокупность производственных, общекультурных и духовных достижений людей» Из истории мировой Культуры «Культура - это достижение человечества, все то, полезное и красивое, что было создано человеком, а не природой» Ответы детей | Контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. (Р.) Анализировать и обобщать. (П.) Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. (К.) Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, проверку домашнего задания. Проводит устный счет. Подводит учащихся к самостоятельному пониманию и озвучиванию темы и целей урока. Отвечают на вопросы учителя, озвучивают правило, на которое опирались при выполнении домашнего задания. Устно решают задания учителя. |
Постановка учебной задачи | Поэтому большую ценность для ученых имеют письменные источники. - Над какой темой мы сегодня будем работать? (история письменности на Руси) Сегодня на уроке мы узнаем - об истории возникновения письменности на Руси - будем развивать речь, мышление - будем учиться работать в парах, работать с текстом. И в конце урока ответим на 2 главных вопроса Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита? Как появилась первая азбука на Руси? Задачи на слайде Ребята, ответы на наши вопросы мы будем искать, отправившись в необычное путешествие. Слайд -Кто знает, что это? Перед нами лента времени. - кто знает, в каком веке мы с вами живем? (в XXI веке) До нашей эры | Наша эра | VI тыс. лет | V тыс. лет | III тыс. лет | II тыс. лет | I век | II век | …. | IX век | XX век | XI век | | | Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания.(Л.) Контролировать, оценивать результаты работы(Р.) Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. (К.) Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Формирует задание. Организует работу с учебником. Анализируют, выявляют закономерность. Работают у доски и в парах. |
Усвоение новых знаний. | - Итак, представьте, что мы на борту машины времени. Нам необходимо попасть в те далекие времена, откуда пошла письменность. В путь! Вот наша первая остановка четыре тысячи лет до нашей эры: «Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно». - Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма. - Как вы думаете, с помощью чего он делал запись, на чем? - Правильно. Догадываетесь , как называется этот вид письма? Расшифровка пиктографического письма. – Вы читали одно письмо, почему-то передали его по-разному? – Но, тем не менее, отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор. - Где в современной жизни встречаются пиктограммы? Знакомы эти знаки? Подведение итога: - С каким видом письма мы с вами познакомились? - Что такое пиктограмма? 2. - На первый вопрос «Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита» мы с вами ответили. - Теперь нам нужно узнать «Как возникла письменность на Руси» И для этого мы отправляемся дальше по ленте времени в нашу эру – IХ век. Сели в машину времени. Закройте глаза и … «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Почему же мы оказались именно в этом городе? Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. А вот о чем же говорили братья, мы узнаем, прочитав текст по ролям. Раздаю текст (слова Автора, Кирилла, Мефодия, Учителя) -Что нового узнали из этого отрывка? - Кто придумал славянскую азбуку? Физминутка после чтения по ролям Сейчас работа учебником. В маршрутном листе задание №2. Задание. Прочитайте текст на стр. 73-75. Найдите ответы на вопросы. Каждый ответ обозначьте точкой на полях определенным цветом. (5 мин) - Как называлась созданная братьями азбука? Красный - Сколько букв входило в неё? Синий - Изменилась ли она сейчас? Зеленый - Что такое «Летопись»? Желтый - Кто такие «Писцы»? Коричневый – Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я. Подведение итога: - Сколько букв было в кириллице? - Сколько букв в современном русском алфавите? - Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси? Возвращаемся в 21 век. А сейчас мы узнаем, какое послание нам оставили Кирилл и Мефодий Видео | Ответы детей Сообщение ученика. Выступает Настя Куделько Это «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. Пиктография – первоначальный способ письменной передачи информации. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. И я приготовила для вас небольшое задание. Попробуйте расшифровать это предложение. -раздает пиктограмму. Работа в группе Ответы детей Рисунчатое письмо пиктограмма. Это способ передачи информации при помощи рисунка. Инсценировка. А. – Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски? М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков. К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом». М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует. К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы? У. – Мои ученики, в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя. А. – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку. Ответы детей 43 33 Среди славянских народов стала развиваться грамотность | Высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.(П.) Слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К.) Напоминает учащимся как оформлять письменные работы. Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку, коллективную проверку. Выполняют задания, самостоятельно находят правильное решение. Работают в парах и мини-группах. Объясняют свои варианты предложенных решений. Выполняют взаимопроверку. |