kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Из истории письменности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока для учителей начальной школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Из истории письменности"»

Автор: Пекарь Виктория Владимировна

МБОУ СОШ №15 имени Пяти Героев Советского Союза г. Хабаровска 

Программа: «Начальная школа XXI века»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Раздел: «Из истории письменности»


КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

По теме: «История письменности на Руси»

Цель  урока:  формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

Задачи:

Предметные:

- Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

- Формировать у учащихся стремление больше знать об истории своей страны.

- Формировать познавательный интерес к историческим материалам.

Метапредметные:

Формируемые на уроке универсальные учебные действия:

регулятивные

- определять цель деятельности на уроке

- выполнять задание по отбору материала к данной теме

- делать самооценку деятельности на уроке

познавательные

- формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки

- формировать у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах

коммуникативные

- слушать и понимать речь других

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения

личностные

- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе

- понимать причину успеха в учебной деятельности

- развивать речь.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси; о памятниках архитектуры; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Орг. момент.

Ребята, доброе утро!

Сегодня к нам на урок пришли гости, пожалуйста, поприветствуйте их кивком головы.


Готовность ученика к уроку

Способность мобилизироваться для выполнения работы (Р.)

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Актуализация знаний



- Ребята, можно ли представить себе жизнь без телевизора, без компьютера?

- Трудно, но можно.

- Можете ли представить себя в современной жизни без книг и газет?

- Книги и газеты настали настолько обыденным делом, что кажется, они существовали вечно.


- Как можно сказать про людей, которые умеют читать, писать, правильно вести себя среди других людей?

- Значит, мы с вами живем в каком обществе?

- Что такое культура?


- Правильно, народное творчество – изделия мастеров, песни, сказки, книги тоже достояние культуры.


- Откуда мы узнаем о достижениях человечества?

- Правильно, люди научились передавать информацию другим поколениям при помощи записи.


-А какой метод распространения информации является самым простым и одновременно древним?

Книги- это какой способ-письменный

Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических сведений – это письменность.


Ответы на вопросы








(культурными)

Ответы детей


из словаря С. И. Ожегова

«Культура - совокупность производственных, общекультурных и духовных достижений людей»

Из истории мировой Культуры

«Культура - это достижение человечества, все то, полезное и красивое, что было создано человеком, а не природой»


Ответы детей

Контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. (Р.)

Анализировать и обобщать. (П.)

Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. (К.)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, проверку домашнего задания. Проводит устный счет. Подводит учащихся к самостоятельному пониманию и озвучиванию темы и целей урока.

Отвечают на вопросы учителя, озвучивают правило, на которое опирались при выполнении домашнего задания. Устно решают задания учителя.

Постановка учебной задачи



Поэтому большую ценность для ученых имеют письменные источники.


- Над какой темой мы сегодня будем работать?

(история письменности на Руси)


Сегодня на уроке мы узнаем

- об истории возникновения письменности на Руси

- будем развивать речь, мышление

- будем учиться работать в парах, работать с текстом.


И в конце урока ответим на 2 главных вопроса

  1. Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита?

  2. Как появилась первая азбука на Руси?


Задачи на слайде


Ребята, ответы на наши вопросы мы будем искать, отправившись в необычное путешествие.


Слайд


-Кто знает, что это?

Перед нами лента времени.

- кто знает, в каком веке мы с вами живем? (в XXI веке)


До нашей эры

Наша эра

VI тыс.

лет

V тыс. лет

III тыс. лет

II тыс. лет

I век

II век

….

IX век

XX век

XI век



Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания.(Л.)

Контролировать, оценивать результаты работы(Р.) Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. (К.)

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Формирует задание. Организует работу с учебником.

Анализируют, выявляют закономерность. Работают у доски и в парах.


Усвоение новых знаний.

  1. - Итак, представьте, что мы на борту машины времени. Нам необходимо попасть в те далекие времена, откуда пошла письменность. В путь!


Вот наша первая остановка четыре тысячи лет до нашей эры:


«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно».


- Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма.

- Как вы думаете, с помощью чего он делал запись, на чем?

- Правильно.

Догадываетесь , как называется этот вид письма?



Расшифровка пиктографического письма.



– Вы читали одно письмо, почему-то передали его по-разному?

– Но, тем не менее, отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор.

- Где в современной жизни встречаются пиктограммы?


Знакомы эти знаки?


Подведение итога:

- С каким видом письма мы с вами познакомились?

- Что такое пиктограмма?


2. - На первый вопрос «Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита» мы с вами ответили.

- Теперь нам нужно узнать «Как возникла письменность на Руси»

И для этого мы отправляемся дальше по ленте времени в нашу эру – IХ век. Сели в машину времени. Закройте глаза и …


«Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Почему же мы оказались именно в этом городе?

Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.


А вот о чем же говорили братья, мы узнаем, прочитав текст по ролям.

Раздаю текст (слова Автора, Кирилла, Мефодия, Учителя)

-Что нового узнали из этого отрывка?

- Кто придумал славянскую азбуку?


















Физминутка после чтения по ролям


Сейчас работа учебником. В маршрутном листе задание №2. Задание. Прочитайте текст на стр. 73-75. Найдите ответы на вопросы. Каждый ответ обозначьте точкой на полях определенным цветом. (5 мин)


- Как называлась созданная братьями азбука? Красный

- Сколько букв входило в неё? Синий

- Изменилась ли она сейчас? Зеленый

- Что такое «Летопись»? Желтый

- Кто такие «Писцы»? Коричневый


– Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я.


Подведение итога:

- Сколько букв было в кириллице?

- Сколько букв в современном русском алфавите?

- Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?


Возвращаемся в 21 век.


А сейчас мы узнаем, какое послание нам оставили Кирилл и Мефодий

Видео















Ответы детей



Сообщение ученика. Выступает Настя Куделько


Это «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. Пиктография – первоначальный способ письменной передачи информации.  В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. И я приготовила для вас небольшое задание. Попробуйте расшифровать это предложение. -раздает пиктограмму. Работа в группе

Ответы детей






Рисунчатое письмо пиктограмма. Это способ передачи информации при помощи рисунка.



Инсценировка.

А. – Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:

К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков.

К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом».

М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует.

К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы?

У. – Мои ученики, в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя.

А. – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку.










Ответы детей










43

33

Среди славянских народов стала развиваться грамотность





Высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.(П.)

Слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К.)

Напоминает учащимся как оформлять письменные работы. Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку, коллективную проверку.

Выполняют задания, самостоятельно находят правильное решение. Работают в парах и мини-группах. Объясняют свои варианты предложенных решений. Выполняют взаимопроверку.


Самопроверка знаний.

Проверка первичного усвоения знаний

-Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита?

- Когда возникла письменность на Руси?

- Кто придумал азбуку?

- В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию?


Сейчас мы проверим, как вы были внимательны на уроке.

Подготовьте телефон для работы.

- вам необходимо отсканировать QR-код и пройти тест. Работать можно в паре или самостоятельно.

Проверка у доски



Итог.

Рефлексия


Теперь, пройдя по ссылке из общего чата, мы проведем рефлексию, вам нужно ответить на 5 простых вопросов о нашей с вами работе на уроке.


У кого нет телефона, ответят на вопросы в традиционной форме. (раздать бланк)


И мы сразу увидим статистику на сайте.

Вы большие молодцы, спасибо за урок!



Домашнее задание.

Домашнее задание.

Составить фразеологизм в виде пиктограммы, рисуночного письма.

Можно изобразить рисунком или в презентации.

Выставление оценок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Из истории письменности"

Автор: Пекарь Виктория Владимировна

Дата: 02.01.2023

Номер свидетельства: 622180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_gosudarstvennyi_biudzhet"
    ["file_id"] => string(6) "611603"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660055006"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира по теме "Построение ряда.Виды бумаги".1класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_po_tiemie_postroieniie_riada_vidy_bumagh"
    ["file_id"] => string(6) "400271"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489505593"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по всемирной истории для 6 класса на тему "Культура Древнего Китая"
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-dlia-6-klassa-na-tiemu-kul-tura-drievniegho-kitaia"
    ["file_id"] => string(6) "296545"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456045806"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект по окружающему миру для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_dlia_4_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "361353"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479797992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства