Тема: «Культура древнего Китая»
Класс: 6
Цель: Овладеть представлениями об изобретениях и открытиях древних китайцев;
Овладеть представлениями об учении Конфуция, понять культурное многообразие мира и принять его;
Совершенствовать умения работать с учебной информацией, систематизировать и обобщать эту информацию.
По дидактической цели – комбинированный урок.
По основному способу проведения: фронтальная, индивидуальная работа и в сочетании с разными видами деятельности на основе компьютерной презентации содержании курса.
1.Организационный этап
Здравствуйте учащиеся! Садитесь.
2. Подготовка к восприятию
Учитель: Угадайте тему урока:
Учитель: правильно тема нашего урока «Культура древнего Китая»
Учитель: А какова цель урока?
3. Проверка знаний, умений, навыков
1. Давайте вспомним, о каких странах мы говорили?
.Перед вами ряд иллюстраций Давайте попробуем определить, о какой стране идет речь?
2. Заполни пробелы в тексте
3. Работа на соотношение
4. Изучение нового материала
Учитель: Изучение нового материала проходит по схеме (в 4 этапа) –
План урока:
Письменность и литература
Конфуций –гений древнего Китая
Сыма Цянь – отец китайской истории
Достижения Китая
1 этап – Письменность и литература
В Китае в древности появилась письменность иероглифами. Китайские иероглифы пишутся столбцом сверху вниз. В Китае уже в 1 веке до н.э. писались книги. Их писали на деревянных досках толщиной в 1 см и длиной от 20 до 40 см. На каждой доске сверху вниз писали от 30 до 60 иероглифов, затем доски связывали веревкой. В середине 1 тысячелетия до н.э. книги стали писать на шелковой ткани. Во II веке до н.э. в Китае появилась бумага. Так впервые в мире появилось письмо на бумаге.
Легенда о происхождении жизни на Земле
Вывод: ответьте на вопросы
1. Как называется китайская письменность?
2. На чем писали в Китае?
3. Как звали первого человека?
2 этап – Конфуций – гений древнего Китая
Конфуций нам говорит о том, что в каждом человеке заложено добро, нужно только проявить его по
отношению к окружающему миру. Как? При помощи добродетелей.
Вопрос: Можно ли в современном мире использовать эти добродетели Конфуция?
ФИЗМИНУТКА :
- Представьте, что вы китайские земледельцы и сажаете рис. Упражнение: исходное положение - стоя - наклоны вниз, 3-4 раза.
- А теперь вы пошли в джунгли и собираете бананы, которые висят очень высоко. Упражнение: исходное положение - стоя - потянуться вверх, 3-4 раза.
- Вы попали в Китай и посетили китайскую стену, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Упражнение: крепко зажмурить глаза и резко их открыть, 3-4 раза.
3 этап – Сыма Цянь – отец китайской истории
4 этап – Достижения Китая
ЗАГАДКИ
1) Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, ориентируются на местности (компас)
Две тысячи лет назад они уже изобрели примитивный рабочий компас. Из куска магнетита, по-видимому, вырезали ковш. Когда его помещали на каменную доску с ровной полированной поверхностью, он, должно быть, вращался до тех пор, пока "ручка" не указывала на юг
2) Натуральный, гладкий, тонкий, легкий, стал главным товаром по ВШП (шелк)
Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Длина шёлковой нити достигает1000 м.
В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай. Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора, мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать
3) Это что за потолок?
То он низок, то высок, —
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и темно-синий. Небо (карта звездного неба)
4) Зелёный, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»? …(чай)
Чай в Китае относят к «семи вещам, потребным ежедневно» вместе с дровами, рисом, маслом, солью, соевым соусом и уксусом. Китайская чайная культура отличается от европейской, британской и японской как способами приготовления и питья, так и поводами для чаепития. Чай в Китае пьют как в повседневных ситуациях, так и во время официальных мероприятий и ритуалов.
5) Изобретение необходимое образованным людям для передачи и хранения знаний (бумага). Бумага весьма тонкая (100 кв. дюймов весит золотник), крепкая, довольно жесткая, с одной стороны более блестящая; приготовляется из молодых отпрысков бамбука, луба, шелковичного дерева и т. п.; для этого бамбуковые трости размачиваются и потом бучатся в извести и щелоке
6) Взрывчатая смесь, используемая для снарядов, ракет (порох)
Буквально означает «Огонь медицины».Таким образом, в IX-м веке даосские монахи и алхимики в поисках эликсира бессмертия по случайности наткнулись на порох. Вскоре китайцы применили порох для развития оружия: в последующие века они производили различные виды порохового оружия, включая огнеметы, ракеты, бомбы, примитивные гранаты и мины, прежде чем было изобретено огнестрельное оружие, использующее энергию пороха собственно для метания снарядов
7) Сейсмограф – прибор для записи колебаний земной коры и определения эпицентра землятресения и его силыВнутри большого медного сосуда (диаметр его составлял два с половиной метра) висел медный цилиндр — маятник. Его поддерживали в висячем положении подвижные рычаги, наглухо прикреплённые к цилиндру ушками. При малейшем подземном толчке тонко реагировавший маятник выходил из состояния покоя и сдвигал тот рычаг, со стороны которого он воспринимал толчок. А рычагов было столько же, сколько и драконов, — восемь. Рычаг открывал пасть дракона и медный шарик падал в раскрытый рот лягушки.
Вывод: перечисли все достижения Китая
5. Закрепление
Игра «Аплодисменты»
1. Страна, изучение которой мы начали на этом уроке, – Индия.
2. Китайцы писали на бамбуковых дощечках
3. В Китае возникла кириллица.
4. Первого человека звали Паньгу
5. Конфуций написал «Исторические записки»
6. В Китае изобретена бумага
7. Китай – родина кофе и чая
6. Рефлексия
Дерево – понравился урок или нет
Схемы
7. Выставление оценок.
8. Д/з: параграф, вопросы (устно)
«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам,
что любых наших знаний мало.
Когда человек перестаёт учиться,
он может потерять и то,
чему научился раньше».
Конфуций.
Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок.