6.3.2. Прививать любовь к Отечеству, чувство гордости за свою страну и свой народ.
6.3.3. Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
7 Методы обучения
7.1 Основной метод: диалог
7.2 Частные методы:
словесные: беседа, объяснение;
поощрение: похвала за правильные ответы;
наглядные:, презентация;
8 Ресурс урока
8. 1 Литература:
1. Учебник «Моё отечество» 3 класс 2 часть;
8.2 Консультация: Григорьевых Т.И.
8.3Дидактические средства обучения: учебник; рабочая тетрадь
8.4 Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, флеш-карта.
План
Организационное начало
Приветствие
Проверка рабочих мест
Настрой на урок
Актуализация знания
Постановка проблемной ситуации
Открытие нового знания
Рассказ на тему «Александр II». Знакомство с Александром II.
Чтение про себя с. 84
Работа в парах. Знакомство с манифестом
Работа по учебнику с. 84-85
Рассказ учителя о крестьянах
Рассказ о смерти Александра.
Применение нового знания
Задание 3, страница 40
Отвечают на вопросы
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Приветствие
У: Здравствуйте, ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Алёна Алексеевна.
Проверка рабочих мест
У: Для начала я попрошу вас проверить, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны быть учебники по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Покажите глазками, посмотрите на меня и я буду знать, что вы готовы к уроку.
Настрой на урок
У: Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Актуализация знаний
У: С какой эпохой вы познакомились?
У: Какова была тема прошлого урока?
Д: Гроза двенадцатого года
У: Какая же гроза нависла над Россией?
Д: Война 1812 года
У: Когда это произошло?
У: Как называлась война 1812 года?
У: Почему эта война так называлась?
У: На борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками?
Д: Партизаны
У: Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? А само сражение?
Д: Поле – Бородино, Бородинское сражение
У: Кто командовал русской армией?
Д: Кутузов
У: Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?
Д: Наполеон
Постоновка проблемы
У: Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы. Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?
Д: император России
У: Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император- освободитель.
У: Какие вопросы у вас возникли?
Д: - Как звали императора? Когда он правил? Почему его назвали освободителем?
У: - Попробуйте ответить на свои вопросы. Откройте учебник на с. 84, прочитайте первый абзац. (дети читают учебник)
Открытие новых знаний
Рассказ на тему «Александр II». Знакомство с Александром II.
У: Нашли ли вы ответы на вопросы?
Д: Да. Императора звали Александр II.
У: Александр II родился 17 апреля 1818 года. Семь лет спустя, в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность наставника наследника престола. «Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви народа к царю». С именем Александра II, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны.
У: А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.
Чтение про себя с. 84
У: Почему его прозвали освободителем?
Д: Освободил российских крестьян от крепостной зависимости.
У: Что вы знаете о крепостном праве?
У: Когда оно было отменено?
Д: 19 февраля 1861 года
У: Об отмене крепостного права было сказано в специальном документе – манифесте. Что же означает слово «манифест»? В словаре С. И. Ожегова: Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к народу.
У: Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?
Работа в парах
У: А сейчас я предлагаю вам поработать с настоящим историческим документом. У вас на столах есть листы, на которых напечатаны отдельные положения из Манифеста 1861 года.
Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и решите, что в этих строчках самое главное.
а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда. (это значит, что теперь крестьянина нельзя бить, продавать, обменивать)
б) На основании этого положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей. (это значит, что крестьяне теперь имеют право: заключать договора, приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде)
в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли. (земля осталась собственностью помещика)
г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами. (крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика – отбывать повинность)
Но не смотря на недостатки Манифеста Александр II вошел в русскую историю как царь-освободитель.
Работа по учебнику с. 84-85
У: Если крепостное право мешало развитию всей России, значит, она отставала в своем развитии? От чего?
Д: От Европы
У: Что говорится о Европе и России второй половины XIX века?
Д: Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе
У: Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.
У: Но причем, же здесь крепостное право? Почему же крепостное право мешало развитию России?
У: Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?
У: Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо?
У: Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?
У: Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права?
Д: Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи
У: Почему так произошло?
Рассказ учителя о крестьянах
У: Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на слайде), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными (на слайде). Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.
У: Какой у вас возник вопрос?
Д: Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?
У: Найдите ответы на вопросы в учебнике.
У: Изменилась ли жизнь в России?
У: Кто такие “капиталисты”? Капиталист – это собственник капитала, средств, производства, пользующийся трудом наёмных работников.
У: Кем становились крестьяне?
Д: Крестьяне становились рабочими
У: Какой Россия стала во второй половине XIX века
Д: Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны.
Трагическая судьба Александра II
Несмотря на то, что царствование Александра II было прогрессивным для России, личная судьба царя была трагичной. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881года в С - Петербурге. Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей. На том месте, где был убит Александра II в 1907 г, построена церковь Воскресения Христова. Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.
Физкультминутка
Применение новых знаний
У: Почему же Александра II прозвали освободителем?
Когда это произошло?
Это важно было для России? Почему?
Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?
Сделайте вывод о правлении Александра II?
Прочитаем вывод на с. 87.
Работа в РТ с. 40 №3.
У: Почему же количество железных дорог увеличилось во второй половине 19 века? Где мы можем подтвердить наши предположения ?
Два человека выбирают фразы, которые относятся к России до отмены крепостного права, а другие два человека - после отмены крепостного права.
· Крестьяне работают на хозяина.
· Крестьяне работают на себя
· Крестьяне могут уйти в город на заработки
· Крестьяне не могут уйти в город на заработки
· Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина
· Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги
· Люди свободно меняют место жительства в пределах страны
· Люди прикреплены к земле, уйти с неё не могут.
Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Больше всего мне понравилось…
Главным на уроке для меня было…
Я ухожу с урока с …
Родителям я расскажу о…
Итог урока
Ребята спасибо за урок, вы сегодня все активно работали и помогали мне на уроке.
Домашнее задание
Стр.84-87 (чит.,ответить на вопросы), №2,3(стр39)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6.3.2. Прививать любовь к Отечеству, чувство гордости за свою страну и свой народ.
6.3.3. Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
7 Методы обучения
7.1 Основной метод: диалог
7.2 Частные методы:
словесные: беседа, объяснение;
поощрение: похвала за правильные ответы;
наглядные:, презентация;
8 Ресурс урока
8. 1 Литература:
1. Учебник «Моё отечество» 3 класс 2 часть;
8.2 Консультация: Григорьевых Т.И.
8.3Дидактические средства обучения: учебник; рабочая тетрадь
8.4 Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, флеш-карта.
План
Организационное начало
Приветствие
Проверка рабочих мест
Настрой на урок
Актуализация знания
Постановка проблемной ситуации
Открытие нового знания
Рассказ на тему «Александр II». Знакомство с Александром II.
Чтение про себя с. 84
Работа в парах. Знакомство с манифестом
Работа по учебнику с. 84-85
Рассказ учителя о крестьянах
Рассказ о смерти Александра.
Применение нового знания
Задание 3, страница 40
Отвечают на вопросы
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Приветствие
У: Здравствуйте, ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Алёна Алексеевна.
Проверка рабочих мест
У: Для начала я попрошу вас проверить, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны быть учебники по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Покажите глазками, посмотрите на меня и я буду знать, что вы готовы к уроку.
Настрой на урок
У: Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Актуализация знаний
У: С какой эпохой вы познакомились?
У: Какова была тема прошлого урока?
Д: Гроза двенадцатого года
У: Какая же гроза нависла над Россией?
Д: Война 1812 года
У: Когда это произошло?
У: Как называлась война 1812 года?
У: Почему эта война так называлась?
У: На борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками?
Д: Партизаны
У: Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? А само сражение?
Д: Поле – Бородино, Бородинское сражение
У: Кто командовал русской армией?
Д: Кутузов
У: Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?
Д: Наполеон
Постоновка проблемы
У: Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы. Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?
Д: император России
У: Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император- освободитель.
У: Какие вопросы у вас возникли?
Д: - Как звали императора? Когда он правил? Почему его назвали освободителем?
У: - Попробуйте ответить на свои вопросы. Откройте учебник на с. 84, прочитайте первый абзац. (дети читают учебник)
Открытие новых знаний
Рассказ на тему «Александр II». Знакомство с Александром II.
У: Нашли ли вы ответы на вопросы?
Д: Да. Императора звали Александр II.
У: Александр II родился 17 апреля 1818 года. Семь лет спустя, в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность наставника наследника престола. «Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви народа к царю». С именем Александра II, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны.
У: А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.
Чтение про себя с. 84
У: Почему его прозвали освободителем?
Д: Освободил российских крестьян от крепостной зависимости.
У: Что вы знаете о крепостном праве?
У: Когда оно было отменено?
Д: 19 февраля 1861 года
У: Об отмене крепостного права было сказано в специальном документе – манифесте. Что же означает слово «манифест»? В словаре С. И. Ожегова: Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к народу.
У: Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?
Работа в парах
У: А сейчас я предлагаю вам поработать с настоящим историческим документом. У вас на столах есть листы, на которых напечатаны отдельные положения из Манифеста 1861 года.
Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и решите, что в этих строчках самое главное.
а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда. (это значит, что теперь крестьянина нельзя бить, продавать, обменивать)
б) На основании этого положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей. (это значит, что крестьяне теперь имеют право: заключать договора, приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде)
в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли. (земля осталась собственностью помещика)
г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами. (крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика – отбывать повинность)
Но не смотря на недостатки Манифеста Александр II вошел в русскую историю как царь-освободитель.
Работа по учебнику с. 84-85
У: Если крепостное право мешало развитию всей России, значит, она отставала в своем развитии? От чего?
Д: От Европы
У: Что говорится о Европе и России второй половины XIX века?
Д: Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе
У: Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.
У: Но причем, же здесь крепостное право? Почему же крепостное право мешало развитию России?
У: Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?
У: Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо?
У: Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?
У: Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права?
Д: Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи
У: Почему так произошло?
Рассказ учителя о крестьянах
У: Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на слайде), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными (на слайде). Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.
У: Какой у вас возник вопрос?
Д: Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?
У: Найдите ответы на вопросы в учебнике.
У: Изменилась ли жизнь в России?
У: Кто такие “капиталисты”? Капиталист – это собственник капитала, средств, производства, пользующийся трудом наёмных работников.
У: Кем становились крестьяне?
Д: Крестьяне становились рабочими
У: Какой Россия стала во второй половине XIX века
Д:Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны.
Трагическая судьба Александра II
У: Несмотря на то, что царствование Александра II было прогрессивным для России, личная судьба царя была трагичной. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881года в С - Петербурге. Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей. На том месте, где был убит Александра II в 1907 г, построена церковь Воскресения Христова. Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.
Физкультминутка
Применение новых знаний
У: Почему же Александра II прозвали освободителем?
У: Когда это произошло?
У: Это важно было для России? Почему?
У: Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?
У: Сделайте вывод о правлении Александра II?
У: Прочитаем вывод на с. 87.
Работа в РТ с. 40 №3.
У: Почему же количество железных дорог увеличилось во второй половине 19 века? Где мы можем подтвердить наши предположения ?
Два человека выбирают фразы, которые относятся к России до отмены крепостного права, а другие два человека - после отмены крепостного права.
Крестьяне работают на хозяина.
Крестьяне работают на себя
Крестьяне могут уйти в город на заработки
Крестьяне не могут уйти в город на заработки
Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина
Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги
Люди свободно меняют место жительства в пределах страны
Люди прикреплены к земле, уйти с неё не могут.
Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Больше всего мне понравилось…
Главным на уроке для меня было…
Я ухожу с урока с …
Родителям я расскажу о…
Итог урока
Ребята спасибо за урок, вы сегодня все активно работали и помогали мне на уроке.