КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Программа «Школа России» (А.А. Плешаков), 3 класс
Тема урока: «Государственный бюджет»
Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;
Литература: учебник «Окружающий мир» 3 класс (2 часть), А.А. Плешаков.
ХОД УРОКА
Этап | Содержание | Примечания | ||||||||||||||||||||||
I. Орг. момент
| - Начинаем урок. - Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник и письменные принадлежности. - Откройте тетради, запишите число. | |||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и подведение к теме урока | - Какую тему изучали на прошлом уроке? (Что такое деньги) - Скажите, что такое деньги? (Деньги – особый вид товара, который можно обменять на любые другие товары и услуги) - Чтобы проверить ваши знания по прошлой теме урока, выполните кроссворд. Задание выполняете в парах. 1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5.. товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная. Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата. - Молодцы! Какое слово открылось в нашем кроссворде? (Бюджет) - Верно. А что обозначает это слово? - Как вы думаете, почему именно это слово открылось в кроссворде? (Мы сегодня будем говорить на уроке о бюджете) - А о каком бюджете мы будем говорить вы узнаете, если разгадаете анаграмму. Выстройте буквы, согласно их номерам.
- Прочитайте, что получилось. (Государство) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Государственный бюджет) - Какие цели мы поставим перед собой на уроке? 1) Узнать, что такое государственный бюджет. 2) Узнать, из чего складывается государственный бюджет и как он используется государством. | |||||||||||||||||||||||
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | - Как вы думаете, с чего нужно начать изучение новой темы? (Узнать значение слова «бюджет») - Что же такое бюджет? - Откройте учебники на с. 67-й. Прочитайте определение слова бюджет. - Итак, бюджет – это план доходов и расходов. - А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? - Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает, что бюджет – это «денежная сумка». - Запишите определение, что такое бюджет в тетрадь. - А как вы понимаете эти слова: что такое «доход», а что такое «расход»? - Прочитайте в учебнике о доходах и расходах на с. 66-й. - Итак, как мы назовем деньги, которые тратятся? (Расходы) - А те, которые вносятся в бюджет? (Доходы) - Запишите в тетрадях: Доходы – деньги, которые кладут в бюджет. Расходы – деньги, которые тратятся из бюджета. - Мы выяснили, что бюджет – это.? (План доходов и расходов) - Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование. Часть 1. «Доходы бюджета» К доске вызывается 3 ребенка. Им выдается по карточке: 1. Зарплата за февраль. 2. Выигрыш в лотерею. 3. Прибыль от продажи конфет. - … получил зарплату за январь. … выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. … – директор кондитерской фабрики и он получил большую прибыль от продажи конфет. - Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части). - Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. - Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку. - Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую). - Кто знает, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (Налог) - Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. - Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или это установленные законом платежи? - Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. - Запишите определения налогов из учебника к себе в тетрадь. - А чтобы знать, за что именно берется налог, нужно прочитать абзац после таблицы на с. 67-й. | |||||||||||||||||||||||
Физминутка | - Проведем физминутку. - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали! Ножками потопали. Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. - Садитесь. | |||||||||||||||||||||||
IV. Продолжение поиска решения проблемы (открытие нового знания) | - Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги? (Налогоплательщик) - Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть и те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли люди заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей? (Налоговые инспекторы) - Организация, которая занимается налогами, называется налоговая инспекция. В нашем городе она тоже есть. - Замечательно! Закончите фразу: доходы государства – это. (налоги с граждан и предприятий) - Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? (Потом их расходуют) - Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать. Часть 2. «Расходы бюджета» - У государства, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. - Вместе выясним, что это за сферы, читаем информацию в учебнике. - Рассмотрите таблицу. - Сделайте вывод. Расходы бюджета - это деньги, которые расходуют из бюджета (на здравоохранение, образование, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы) - Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм и подумать, на что ещё расходуются деньги из бюджета? (Мультфильм. Оренбург. Министерство финансов. Пластилиновая история про бюджет) https://youtu.be/3kgOQ8GwwBs - Итак, на что же еще тратится государственный бюджет? | |||||||||||||||||||||||
V. Закрепление полученных знаний | - А сейчас мы с вами поучимся рассчитывать расходы и доходы государства. Предлагаю решить экономические задачи. Работа в группах. 1-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если на здравоохранение выделить 10 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц. на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы. 2-5 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы 3-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 10 условных единиц, на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы - Представьте свои работы. Будем рассуждать, делать выводы. - Какой бюджет считаете лучшим, идеальным? (Доходы = расходам) - Такое в государстве бывает редко, чаще нарушается это равенство, но мы, граждане государства, должны к этому стремиться. Для этого и нужен бюджет. Чтобы быть готовыми к разным ситуациям и заранее внести поправки. | |||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов урока и рефлексия учебной деятельности | - Подведём итоги урока. - Какую цель мы ставили на уроке? - Кто считает, что мы ее не выполнили, поднимите руку. - Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? (денежная сумка) - Как называют деньги, которые поступают в бюджет? (Доход) - Как называют деньги, которые тратят из бюджета? (Расход) - Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (Налоги) - Как называют человека, который платит налоги? (Налогоплательщик) - Кто контролирует начисление и уплату налогов? (Налоговая инспекция) Мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Выберите любую фразу и закончите её: Было интересно узнать, что… Я понял, что…. Было трудно…. Теперь я знаю, что…. | |||||||||||||||||||||||
VIII. Организованный конец урока | - Запишите домашнее задание: учебник, с. 66-68 вопросы, тетрадь. - Вы были активными, с вами было приятно работать. - Урок окончен. |