kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Программа «Школа России» (А.А. Плешаков), 3 класс

Тема урока: «Государственный бюджет»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;

Литература: учебник «Окружающий мир» 3 класс (2 часть), А.А. Плешаков.

                                                            ХОД УРОКА

Этап

Содержание

Примечания

I.

Орг. момент

 

- Начинаем урок.

- Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник и письменные принадлежности.

- Откройте тетради, запишите число.

II.

Актуализация

знаний

и

подведение к теме урока

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Что такое деньги)

- Скажите, что такое деньги? (Деньги – особый вид товара, который можно обменять на любые другие товары и услуги)

- Чтобы проверить ваши знания по прошлой теме урока, выполните кроссворд. Задание выполняете в парах.

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5.. товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная.

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

- Молодцы! Какое слово открылось в нашем кроссворде? (Бюджет)

- Верно. А что обозначает это слово?

- Как вы думаете, почему именно это слово открылось в кроссворде? (Мы сегодня будем говорить на уроке о бюджете)

- А о каком бюджете мы будем говорить вы узнаете, если разгадаете анаграмму. Выстройте буквы, согласно их номерам.

р

у

о

д

т

г

с

а

в

о

с

7

4

2

5

9

1

3

6

10

11

8

- Прочитайте, что получилось. (Государство)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Государственный бюджет)

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

1) Узнать, что такое государственный бюджет.

2) Узнать, из чего складывается государственный бюджет и как он используется государством.

III.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- Как вы думаете, с чего нужно начать изучение новой темы? (Узнать значение слова «бюджет»)

- Что же такое бюджет?

- Откройте учебники на с. 67-й. Прочитайте определение слова бюджет.

- Итак, бюджет – это план доходов и расходов.

- А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка?

-  Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает, что бюджет – это «денежная сумка».

- Запишите определение, что такое бюджет  в тетрадь.

- А как вы понимаете эти слова: что такое «доход», а что такое «расход»?

- Прочитайте в учебнике о доходах и расходах на с. 66-й.

- Итак, как мы назовем деньги, которые тратятся? (Расходы)

- А те, которые вносятся в бюджет? (Доходы)

- Запишите в тетрадях: Доходы – деньги, которые кладут в бюджет. Расходы – деньги, которые тратятся из бюджета.

- Мы выяснили, что бюджет – это.? (План доходов и расходов)

- Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование.

Часть 1. «Доходы бюджета»

К доске вызывается 3 ребенка. Им выдается по карточке: 1. Зарплата за февраль. 2. Выигрыш в лотерею. 3. Прибыль от продажи конфет.

- … получил зарплату за январь. … выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. … – директор кондитерской фабрики и он получил большую прибыль от продажи конфет.

- Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части).

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку.

- Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую).

- Кто знает, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (Налог)

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий.

- Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или это установленные законом платежи?

- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

- Запишите определения налогов из учебника к себе в тетрадь.

- А чтобы знать, за что именно берется налог, нужно прочитать абзац после таблицы на с. 67-й.

Физминутка

-  Проведем физминутку.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Садитесь.

IV.

Продолжение поиска решения проблемы (открытие нового знания)

- Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть и те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли люди заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей? (Налоговые инспекторы)

- Организация, которая занимается налогами, называется налоговая инспекция. В нашем городе она тоже есть.

- Замечательно! Закончите фразу: доходы государства – это. (налоги с граждан и предприятий)

-  Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? (Потом их расходуют)

- Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Часть 2. «Расходы бюджета»

- У государства, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах.

- Вместе выясним, что это за сферы, читаем информацию в учебнике.

- Рассмотрите таблицу.

- Сделайте вывод.  Расходы бюджета - это деньги, которые расходуют из бюджета (на здравоохранение, образование, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы)

- Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм и подумать, на что ещё расходуются деньги из бюджета?

(Мультфильм. Оренбург. Министерство финансов. Пластилиновая история про бюджет)

https://youtu.be/3kgOQ8GwwBs

- Итак, на что же еще тратится государственный бюджет?

V.

Закрепление полученных знаний

- А сейчас мы с вами поучимся рассчитывать расходы и доходы государства. Предлагаю решить экономические задачи. Работа в группах.

1-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если на здравоохранение выделить 10 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц.  на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы.       

2-5 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы

3-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии  и пособия – 30 условных единиц,  а на охрану природы – 10 условных единиц,  на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак      Доходы…….Расходы 

- Представьте свои работы. Будем рассуждать, делать выводы.

- Какой бюджет считаете лучшим, идеальным?  (Доходы = расходам)

- Такое в государстве бывает редко, чаще нарушается это равенство, но мы, граждане государства, должны к этому стремиться. Для этого и нужен бюджет. Чтобы быть готовыми к разным ситуациям  и заранее внести поправки.

VI.

Подведение итогов урока

и рефлексия учебной

деятельности

- Подведём итоги урока.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Кто считает, что мы ее не выполнили, поднимите руку.

- Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? (денежная сумка)

- Как называют деньги, которые поступают в бюджет? (Доход)

- Как называют деньги, которые тратят из бюджета? (Расход)

- Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (Налоги)

- Как называют человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Кто контролирует начисление и уплату налогов? (Налоговая инспекция)

Мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Выберите любую фразу и закончите её:

Было интересно узнать, что…

Я понял, что….

Было трудно….

Теперь я знаю, что….

VIII.

Организованный

конец урока

- Запишите домашнее задание: учебник, с. 66-68 вопросы, тетрадь.

- Вы были активными, с вами было приятно работать.

- Урок окончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет"»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Программа «Школа России» (А.А. Плешаков), 3 класс


Тема урока: «Государственный бюджет»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты:

  • проявлять положительный интерес к уроку окружающего мира;

  • воспитывать интерес к экономике своей страны;

  • осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности;

  • желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.

Предметные результаты:

  • знать толкование смысла понятия «бюджет», «налог», «налогоплательщик»;

  • знать из чего складывается государственный бюджет.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (подведение к теме урока);

  • осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

  • контролировать процесс и результат деятельности (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);

  • адекватно оценивать свои достижения (оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму).

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

  • формулирование темы урока;

  • поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями учебника);

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2.Универсальные логические действия:

  • синтез как составление целого из частей;

  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

  • выдвижение гипотез.

3. Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • технология оценки учебных успехов;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии.

Методы обучения:

  • словесные – беседа, рассказ;

  • наглядные – демонстрация (презентация, иллюстрации).

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • для учителя – классная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал, учебник.

  • для учащихся – учебник, учебные принадлежности.


Литература: учебник «Окружающий мир» 3 класс (2 часть), А.А. Плешаков.


ХОД УРОКА

Этап

Содержание

Примечания

I.

Орг. момент


- Начинаем урок.

- Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник и письменные принадлежности.

- Откройте тетради, запишите число .


II.

Актуализация

знаний

и

подведение к теме урока

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Что такое деньги)

- Скажите, что такое деньги? (Деньги – особый вид товара, который можно обменять на любые другие товары и услуги)

- Чтобы проверить ваши знания по прошлой теме урока, выполните кроссворд. Задание выполняете в парах.

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

- Молодцы! Какое слово открылось в нашем кроссворде? (Бюджет)

- Верно. А что обозначает это слово?

- Как вы думаете, почему именно это слово открылось в кроссворде? (Мы сегодня будем говорить на уроке о бюджете)

- А о каком бюджете мы будем говорить вы узнаете, если разгадаете анаграмму. Выстройте буквы, согласно их номерам.

р

у

о

д

т

г

с

а

в

о

с

7

4

2

5

9

1

3

6

10

11

8

- Прочитайте, что получилось. (Государство)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Государственный бюджет)

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

1) Узнать, что такое государственный бюджет.

2) Узнать, из чего складывается государственный бюджет и как он используется государством.


III.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- Как вы думаете, с чего нужно начать изучение новой темы? (Узнать значение слова «бюджет»)

- Что же такое бюджет?

- Откройте учебники на с. 67-й. Прочитайте определение слова бюджет.

- Итак, бюджет – это план доходов и расходов.

- А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка?

- Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает, что бюджет – это «денежная сумка».

- Запишите определение, что такое бюджет в тетрадь.


- А как вы понимаете эти слова: что такое «доход», а что такое «расход»?

- Прочитайте в учебнике о доходах и расходах на с. 66-й.

- Итак, как мы назовем деньги, которые тратятся? (Расходы)

- А те, которые вносятся в бюджет? (Доходы)

- Запишите в тетрадях: Доходы – деньги, которые кладут в бюджет. Расходы – деньги, которые тратятся из бюджета.


- Мы выяснили, что бюджет – это ...? (План доходов и расходов)

- Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование.


Часть 1. «Доходы бюджета»

К доске вызывается 3 ребенка. Им выдается по карточке: 1. Зарплата за февраль. 2. Выигрыш в лотерею. 3. Прибыль от продажи конфет.

- … получил зарплату за январь. … выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. … – директор кондитерской фабрики и он получил большую прибыль от продажи конфет.

- Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части).

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку.

- Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую).

- Кто знает, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (Налог)

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий.

- Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или это установленные законом платежи?

- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

- Запишите определения налогов из учебника к себе в тетрадь.

- А чтобы знать, за что именно берется налог, нужно прочитать абзац после таблицы на с. 67-й.


Физминутка

- Проведем физминутку.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем


- Садитесь.


IV.

Продолжение поиска решения проблемы (открытие нового знания)

- Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть и те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли люди заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей? (Налоговые инспекторы)

- Организация, которая занимается налогами, называется налоговая инспекция. В нашем городе она тоже есть.

- Замечательно! Закончите фразу: доходы государства – это... (налоги с граждан и предприятий)


- Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? (Потом их расходуют)

- Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.


Часть 2. «Расходы бюджета»

- У государства, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах.

- Вместе выясним, что это за сферы, читаем информацию в учебнике.

- Рассмотрите таблицу.

- Сделайте вывод. Расходы бюджета - это деньги, которые расходуют из бюджета (на здравоохранение, образование, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы)

- Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм и подумать, на что ещё расходуются деньги из бюджета?


(Мультфильм. Оренбург. Министерство финансов. Пластилиновая история про бюджет)

https://youtu.be/3kgOQ8GwwBs


- Итак, на что же еще тратится государственный бюджет?


V.

Закрепление полученных знаний

- А сейчас мы с вами поучимся рассчитывать расходы и доходы государства. Предлагаю решить экономические задачи. Работа в группах.

1-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если на здравоохранение выделить 10 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц. на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы.


2-5 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы


3-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 10 условных единиц, на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы


- Представьте свои работы. Будем рассуждать, делать выводы.

- Какой бюджет считаете лучшим, идеальным? (Доходы = расходам)

- Такое в государстве бывает редко, чаще нарушается это равенство, но мы, граждане государства, должны к этому стремиться. Для этого и нужен бюджет. Чтобы быть готовыми к разным ситуациям и заранее внести поправки .


VI.

Подведение итогов урока

и рефлексия учебной

деятельности

- Подведём итоги урока.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Кто считает, что мы ее не выполнили, поднимите руку.

- Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? (денежная сумка)

- Как называют деньги, которые поступают в бюджет? (Доход)

- Как называют деньги, которые тратят из бюджета? (Расход)

- Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (Налоги)

- Как называют человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Кто контролирует начисление и уплату налогов? (Налоговая инспекция)

Мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Выберите любую фразу и закончите её:

Было интересно узнать, что…

Я понял, что….

Было трудно….

Теперь я знаю, что…..



VIII.

Организованный

конец урока

- Запишите домашнее задание: учебник, с. 66-68 вопросы, тетрадь.

- Вы были активными, с вами было приятно работать.

- Урок окончен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет"

Автор: Некипелова Ольга Михайловна

Дата: 09.08.2022

Номер свидетельства: 611603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "конспект урока окружающего мира 3 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120974"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413829909"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-pierspiektiva-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407758422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
1940 руб.
1370 руб.
1960 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства