kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Программа «Школа России» (А.А. Плешаков), 3 класс

Тема урока: «Государственный бюджет»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;

Литература: учебник «Окружающий мир» 3 класс (2 часть), А.А. Плешаков.

                                                            ХОД УРОКА

Этап

Содержание

Примечания

I.

Орг. момент

 

- Начинаем урок.

- Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник и письменные принадлежности.

- Откройте тетради, запишите число.

II.

Актуализация

знаний

и

подведение к теме урока

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Что такое деньги)

- Скажите, что такое деньги? (Деньги – особый вид товара, который можно обменять на любые другие товары и услуги)

- Чтобы проверить ваши знания по прошлой теме урока, выполните кроссворд. Задание выполняете в парах.

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5.. товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная.

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

- Молодцы! Какое слово открылось в нашем кроссворде? (Бюджет)

- Верно. А что обозначает это слово?

- Как вы думаете, почему именно это слово открылось в кроссворде? (Мы сегодня будем говорить на уроке о бюджете)

- А о каком бюджете мы будем говорить вы узнаете, если разгадаете анаграмму. Выстройте буквы, согласно их номерам.

р

у

о

д

т

г

с

а

в

о

с

7

4

2

5

9

1

3

6

10

11

8

- Прочитайте, что получилось. (Государство)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Государственный бюджет)

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

1) Узнать, что такое государственный бюджет.

2) Узнать, из чего складывается государственный бюджет и как он используется государством.

III.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- Как вы думаете, с чего нужно начать изучение новой темы? (Узнать значение слова «бюджет»)

- Что же такое бюджет?

- Откройте учебники на с. 67-й. Прочитайте определение слова бюджет.

- Итак, бюджет – это план доходов и расходов.

- А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка?

-  Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает, что бюджет – это «денежная сумка».

- Запишите определение, что такое бюджет  в тетрадь.

- А как вы понимаете эти слова: что такое «доход», а что такое «расход»?

- Прочитайте в учебнике о доходах и расходах на с. 66-й.

- Итак, как мы назовем деньги, которые тратятся? (Расходы)

- А те, которые вносятся в бюджет? (Доходы)

- Запишите в тетрадях: Доходы – деньги, которые кладут в бюджет. Расходы – деньги, которые тратятся из бюджета.

- Мы выяснили, что бюджет – это.? (План доходов и расходов)

- Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование.

Часть 1. «Доходы бюджета»

К доске вызывается 3 ребенка. Им выдается по карточке: 1. Зарплата за февраль. 2. Выигрыш в лотерею. 3. Прибыль от продажи конфет.

- … получил зарплату за январь. … выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. … – директор кондитерской фабрики и он получил большую прибыль от продажи конфет.

- Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части).

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку.

- Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую).

- Кто знает, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (Налог)

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий.

- Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или это установленные законом платежи?

- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

- Запишите определения налогов из учебника к себе в тетрадь.

- А чтобы знать, за что именно берется налог, нужно прочитать абзац после таблицы на с. 67-й.

Физминутка

-  Проведем физминутку.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Садитесь.

IV.

Продолжение поиска решения проблемы (открытие нового знания)

- Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть и те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли люди заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей? (Налоговые инспекторы)

- Организация, которая занимается налогами, называется налоговая инспекция. В нашем городе она тоже есть.

- Замечательно! Закончите фразу: доходы государства – это. (налоги с граждан и предприятий)

-  Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? (Потом их расходуют)

- Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Часть 2. «Расходы бюджета»

- У государства, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах.

- Вместе выясним, что это за сферы, читаем информацию в учебнике.

- Рассмотрите таблицу.

- Сделайте вывод.  Расходы бюджета - это деньги, которые расходуют из бюджета (на здравоохранение, образование, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы)

- Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм и подумать, на что ещё расходуются деньги из бюджета?

(Мультфильм. Оренбург. Министерство финансов. Пластилиновая история про бюджет)

https://youtu.be/3kgOQ8GwwBs

- Итак, на что же еще тратится государственный бюджет?

V.

Закрепление полученных знаний

- А сейчас мы с вами поучимся рассчитывать расходы и доходы государства. Предлагаю решить экономические задачи. Работа в группах.

1-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если на здравоохранение выделить 10 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц.  на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы.       

2-5 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы

3-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии  и пособия – 30 условных единиц,  а на охрану природы – 10 условных единиц,  на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак      Доходы…….Расходы 

- Представьте свои работы. Будем рассуждать, делать выводы.

- Какой бюджет считаете лучшим, идеальным?  (Доходы = расходам)

- Такое в государстве бывает редко, чаще нарушается это равенство, но мы, граждане государства, должны к этому стремиться. Для этого и нужен бюджет. Чтобы быть готовыми к разным ситуациям  и заранее внести поправки.

VI.

Подведение итогов урока

и рефлексия учебной

деятельности

- Подведём итоги урока.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Кто считает, что мы ее не выполнили, поднимите руку.

- Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? (денежная сумка)

- Как называют деньги, которые поступают в бюджет? (Доход)

- Как называют деньги, которые тратят из бюджета? (Расход)

- Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (Налоги)

- Как называют человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Кто контролирует начисление и уплату налогов? (Налоговая инспекция)

Мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Выберите любую фразу и закончите её:

Было интересно узнать, что…

Я понял, что….

Было трудно….

Теперь я знаю, что….

VIII.

Организованный

конец урока

- Запишите домашнее задание: учебник, с. 66-68 вопросы, тетрадь.

- Вы были активными, с вами было приятно работать.

- Урок окончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет"»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Программа «Школа России» (А.А. Плешаков), 3 класс


Тема урока: «Государственный бюджет»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты:

  • проявлять положительный интерес к уроку окружающего мира;

  • воспитывать интерес к экономике своей страны;

  • осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности;

  • желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.

Предметные результаты:

  • знать толкование смысла понятия «бюджет», «налог», «налогоплательщик»;

  • знать из чего складывается государственный бюджет.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (подведение к теме урока);

  • осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

  • контролировать процесс и результат деятельности (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);

  • адекватно оценивать свои достижения (оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму).

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

  • формулирование темы урока;

  • поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями учебника);

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2.Универсальные логические действия:

  • синтез как составление целого из частей;

  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

  • выдвижение гипотез.

3. Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • технология оценки учебных успехов;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии.

Методы обучения:

  • словесные – беседа, рассказ;

  • наглядные – демонстрация (презентация, иллюстрации).

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • для учителя – классная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал, учебник.

  • для учащихся – учебник, учебные принадлежности.


Литература: учебник «Окружающий мир» 3 класс (2 часть), А.А. Плешаков.


ХОД УРОКА

Этап

Содержание

Примечания

I.

Орг. момент


- Начинаем урок.

- Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник и письменные принадлежности.

- Откройте тетради, запишите число .


II.

Актуализация

знаний

и

подведение к теме урока

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Что такое деньги)

- Скажите, что такое деньги? (Деньги – особый вид товара, который можно обменять на любые другие товары и услуги)

- Чтобы проверить ваши знания по прошлой теме урока, выполните кроссворд. Задание выполняете в парах.

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

- Молодцы! Какое слово открылось в нашем кроссворде? (Бюджет)

- Верно. А что обозначает это слово?

- Как вы думаете, почему именно это слово открылось в кроссворде? (Мы сегодня будем говорить на уроке о бюджете)

- А о каком бюджете мы будем говорить вы узнаете, если разгадаете анаграмму. Выстройте буквы, согласно их номерам.

р

у

о

д

т

г

с

а

в

о

с

7

4

2

5

9

1

3

6

10

11

8

- Прочитайте, что получилось. (Государство)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Государственный бюджет)

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

1) Узнать, что такое государственный бюджет.

2) Узнать, из чего складывается государственный бюджет и как он используется государством.


III.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- Как вы думаете, с чего нужно начать изучение новой темы? (Узнать значение слова «бюджет»)

- Что же такое бюджет?

- Откройте учебники на с. 67-й. Прочитайте определение слова бюджет.

- Итак, бюджет – это план доходов и расходов.

- А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка?

- Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает, что бюджет – это «денежная сумка».

- Запишите определение, что такое бюджет в тетрадь.


- А как вы понимаете эти слова: что такое «доход», а что такое «расход»?

- Прочитайте в учебнике о доходах и расходах на с. 66-й.

- Итак, как мы назовем деньги, которые тратятся? (Расходы)

- А те, которые вносятся в бюджет? (Доходы)

- Запишите в тетрадях: Доходы – деньги, которые кладут в бюджет. Расходы – деньги, которые тратятся из бюджета.


- Мы выяснили, что бюджет – это ...? (План доходов и расходов)

- Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование.


Часть 1. «Доходы бюджета»

К доске вызывается 3 ребенка. Им выдается по карточке: 1. Зарплата за февраль. 2. Выигрыш в лотерею. 3. Прибыль от продажи конфет.

- … получил зарплату за январь. … выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. … – директор кондитерской фабрики и он получил большую прибыль от продажи конфет.

- Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части).

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку.

- Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую).

- Кто знает, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (Налог)

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий.

- Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или это установленные законом платежи?

- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

- Запишите определения налогов из учебника к себе в тетрадь.

- А чтобы знать, за что именно берется налог, нужно прочитать абзац после таблицы на с. 67-й.


Физминутка

- Проведем физминутку.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем


- Садитесь.


IV.

Продолжение поиска решения проблемы (открытие нового знания)

- Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть и те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли люди заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей? (Налоговые инспекторы)

- Организация, которая занимается налогами, называется налоговая инспекция. В нашем городе она тоже есть.

- Замечательно! Закончите фразу: доходы государства – это... (налоги с граждан и предприятий)


- Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? (Потом их расходуют)

- Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.


Часть 2. «Расходы бюджета»

- У государства, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах.

- Вместе выясним, что это за сферы, читаем информацию в учебнике.

- Рассмотрите таблицу.

- Сделайте вывод. Расходы бюджета - это деньги, которые расходуют из бюджета (на здравоохранение, образование, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы)

- Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм и подумать, на что ещё расходуются деньги из бюджета?


(Мультфильм. Оренбург. Министерство финансов. Пластилиновая история про бюджет)

https://youtu.be/3kgOQ8GwwBs


- Итак, на что же еще тратится государственный бюджет?


V.

Закрепление полученных знаний

- А сейчас мы с вами поучимся рассчитывать расходы и доходы государства. Предлагаю решить экономические задачи. Работа в группах.

1-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если на здравоохранение выделить 10 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц. на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы.


2-5 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы


3-4 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 10 условных единиц, на образование – 10. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы


- Представьте свои работы. Будем рассуждать, делать выводы.

- Какой бюджет считаете лучшим, идеальным? (Доходы = расходам)

- Такое в государстве бывает редко, чаще нарушается это равенство, но мы, граждане государства, должны к этому стремиться. Для этого и нужен бюджет. Чтобы быть готовыми к разным ситуациям и заранее внести поправки .


VI.

Подведение итогов урока

и рефлексия учебной

деятельности

- Подведём итоги урока.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Кто считает, что мы ее не выполнили, поднимите руку.

- Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? (денежная сумка)

- Как называют деньги, которые поступают в бюджет? (Доход)

- Как называют деньги, которые тратят из бюджета? (Расход)

- Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (Налоги)

- Как называют человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Кто контролирует начисление и уплату налогов? (Налоговая инспекция)

Мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Выберите любую фразу и закончите её:

Было интересно узнать, что…

Я понял, что….

Было трудно….

Теперь я знаю, что…..



VIII.

Организованный

конец урока

- Запишите домашнее задание: учебник, с. 66-68 вопросы, тетрадь.

- Вы были активными, с вами было приятно работать.

- Урок окончен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет"

Автор: Некипелова Ольга Михайловна

Дата: 09.08.2022

Номер свидетельства: 611603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "конспект урока окружающего мира 3 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120974"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413829909"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-pierspiektiva-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407758422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства