Предмет: Ознакомление с окружающим миром.(1 кл.)
Е. В. Чудинова Е. Н. Букварёва Окружающий мир (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Тема: Построение ряда. Виды бумаги.
Цель: подвести детей к идее построения ряда объектов по выделенному свойству.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с историей создания бумаги, видами бумаги и отличительными свойствами каждого вида; научатся строить ряд предметов по одному признаку.
Оборудование: 1) образцы бумаги (9х7 см )
2) ряды геометрических фигур
3) пиктограммы для итога урока (глаз, человек, книга)
4) пластилин
Ход урока.
1) Постановка учебной задачи.
1.На доске два ряда геометрических фигур, каждый из которых построен по одному признаку.
- Рассмотрите ряды. Объясните порядок построения фигур.
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
(построение рядов)
2) Решение учебной задачи.
1.История создания бумаги.
- В Китай более 2000 лет назад впервые появилась бумага. В настоящее время известно более 600 видов бумаги.
2.Виды бумаги.
- Какие виды бумаги у вас на партах?
( обои, калька, писчая, туалетная, газета)
- Почему нельзя обойтись одним видом бумаги?
- Рассмотрите образцы бумаги на ваших партах. Можно ли назвать их одинаковыми? Чем отличаются?
(гладкость, белизна, толщина, мягкость, цвет и др.)
-Давайте наведём порядок в нашей коллекции: построим свой ряд.
3.Построение рядов (совместная работа).
-Давайте, сравним все образцы по белизне и построим ряд. С чего начнём?
(первоначально ряд строится на доске, начиная с самой белой бумаги)
4. Физкультминутка
5. Построение рядов (работа в парах).
- По какому ещё признаку можно построить ряд?
(гладкость, толщина, прочность)
Дети в парах строят ряд по выбранному свойству у себя на парте. Дети сравнивают разные ряды, высказывают своё мнение.
6. Работа с пластилином.
-Можно ли пластилин использовать вместо бумаги? Покажите как.
( письмо, обёртка и др.)
Дети, работая с пластилином, подтверждают свои версии.
- Какими свойствами должна обладать салфетка, которой вы вытираете руки после работы с пластилином, чтобы быть удобной в использовании?
7. История письменности. Использование глины, папируса, пергамента, берёсты, кости вместо бумаги.
3) Итог.
- Для чего нужны разные виды бумаги?
- Каким способом мы это установили? Обведите нужный значок в тетради на странице 41. Из имеющихся образцов составьте свою коллекцию бумаги (с. 41).
Дети работают в тетрадях.
4) Самооценка.(использование шкалы в тетради)