Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Экономика и экология".»
План-конспект
Программа (УМК), класс. Школа России, 3 класс
Тема урока: Экономика и экология
Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами нашей планеты, с задачами экологии, дать представление о двух сторонах экономики, раскрыть взаимосвязь между экономикой и экологией.
Задачи:
Обучающие
Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе;
Сформировать представление о том, что такое экологический прогноз.
Развивающие
Содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
Способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;
Развивать познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
Воспитательные
Создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей);
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые результаты:
Предметные:
знает об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе», «экономике»;
отвечает на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные
Регулятивные:
самостоятельно определяет и формулирует тему и цели урока;
осуществляет контроль и оценку заданий, сверяясь с ответами.
Познавательные:
анализирует прочитанный текст, обобщает, делает выводы.
устанавливает аналогии и причинно-следственные связи, строит рассуждения.
Коммуникативные:
умеет слушать одноклассников и учителя, вступать в диалог при работе по теме “Экономика и экология”.
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные:
Ориентация на бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс 2 часть с. 79-82, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, презентация, карточки с заданиями, видео.
Ход урока
1) Орг. начало урока (психологическая установка на урок)
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
-Я хочу, чтобы вы на уроках окружающего мира не только видели красоту природы, но и понимали, что от каждого из нас зависит судьба планеты. -Поднимите руки те, кто со мной согласен?
2) Формулирование цели урока (подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока)
-Сейчас мы все вместе сформулируем тему урока. Для этого дополните предложения, используя ваши знания.
-Удовлетворение разнообразных потребностей людей - главная задача науки… (Экономики)
-Как называется наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой? (Экология).
-Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?
-Может ли человек своей хозяйственной деятельностью повлиять на природу?
-Это влияние положительное или отрицательное? (Мнения могут разделиться).
-Можем ли мы сейчас точно ответить на эти вопросы? (Нет)
-Значит на уроке мы должны получить новые знания, обсудить, проанализировать, сделать выводы. И тогда мы сможем ответить на вопрос: “Как экономика влияет на экологию?”
-Какую поставим перед собой цель? (Выяснить, как связаны между собой экономика и экология).
-Какая тема урока? (Экономика и экология).
-Также, мы сегодня узнаем о двух сторонах экономики.
3) Открытие новых знаний
-Урок мы начнём сразу с такого понятия, как экологическая катастрофа.
-Что это такое? (Предположения детей).
-Откройте учебник с.79. Прочитаем о экологической катастрофе.
Читают по цепочке.
-Какие экологические проблемы могут возникнуть по вине человека? (Из-за разлившейся нефти погибли все живые морские существа и птицы).
-Это была самая крупная экологическая катастрофа у берегов Северной Америки.
Спасательные работы начались только спустя 12 часов, так как люди не были готовы к такой крупной аварии.
Смогли извлечь всего 4% вылившейся в море нефти. Ещё несколько месяцев люди собирали по берегам погибших животных. Это были сотни тысяч птиц, миллионы рыб, бесчисленное количество моллюсков, ракообразных и водорослей.
У морских выдр-каланов покрытый нефтью мех перестал защищать животных, и они погибли от холода. Гибли они и от прямого отравления нефтью, так как пытались очистить свой мех и слизывали нефть. Перья птиц, покрытые нефтью, также не удерживали тепло, и птицы гибли от переохлаждения. Водоплавающие птицы не могли плавать. Загрязнённые нефтью птичьи яйца переставали развиваться, птенцы погибали в яйцах, так и не вылупившись на свет. Пострадали и другие животные, у которых были нарушены цепи питания. Медведи и орлы поедали пропитанных нефтью мёртвых птиц, рыбу, олени ели загрязнённые водоросли, киты отравлялись заражёнными рачками.
-Есть специальная профессия, связанная с экологией. Знаете как она называется? (Ответы детей).
Если ученики не знают. учитель рассказывает.
-Экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Другими словами делают экологический прогноз.
Словарная работа: прогноз.
-Прочитаем, проговорим правильно. Уточним значение. Прогноз – это предсказание на основе анализа объективных данных.
-Экологические прогнозы могут уберечь людей от необдуманных поступков, опасных как для природы, так и для человека. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу и не навредить человеку. В этом огромное значение науки экологии для экономики и нашей жизни.
4) Физкультминутка
5) Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление/ применение знаний
-Сейчас поработаем в группах с учебником. Объединитесь в группы. -У каждой группы будет своя отрасль экономики, она написана на карточке. Ваша задача – найти в учебнике, изучить и записать в карточку, какой вред окружающей среде наносит именно ваша отрасль.
Проверка на слайде.
-Первая группа, какой вред причиняет сельское хозяйство (Отравляет почву ядохимикатами).
- Какой вред причиняет транспорт? (Загрязняет воздух выхлопными газами).
- Какой вред причиняет химическая промышленность? (Опасные отходы).
-На самом деле не только экономика может причинить вред экологии. Но и каждый человек, и мы с вами.
-Посмотрим видео и узнаем, как можно сохранить нашу Землю.
Экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля"
-Напишите памятку по сохранению жизни Земли.
-Прочитайте вашу памятку.
Не тратить воду зря, закрывать кран, когда вода не нужна
Не мусорить. Отходы выбрасывать в урну.
Не сжигать мусор.
Не ломать деревья, не рвать растения.
Экономить энергию, выключать свет, когда он не нужен.
Не тратить много бумаги и полиэтиленовых пакетов.
Больше ездить на велосипеде и ходить пешком.)
6) Систематизация и обобщение знаний: Обеспечение усвоения новых знаний
-Как связаны между собой экономика и экология?
-Какие меры должны принимать люди, чтобы меньше приносить вреда окружающей среде?
-Как экономика делает экономику более безопасной?
7) Подведение итогов и рефлексия
-Заинтересовала ли вас тема «Влияние экономики на экологию?»
-Как в будущем пригодятся Вам эти знания?
-Что особенно понравилось?
-Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку?
-Вы можете самостоятельно пополнить свои знания по теме, пользуясь различными источниками.
-Давайте оценим нашу работу на уроке с помощью радуги. Нужно выбрать одно или несколько предложений и продолжить их.
8) Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению
-Домашнее задание выполняете в рабочей тетради на с. 51 № 3.
-Из газет, Интернета узнайте, какие экологические катастрофы в мире происходили и запишите их.
-И прочитайте учебник на с. 79-83.
9) Орг. конец урока
-Ребята, мы теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию в лучшую сторону. Наш урок окончен.