Тема «Общество и природа»
Тип: углубление и систематизация знаний.
Вид деятельности: мозговой штурм.
ТЦУ
- Знать термины: окружающая среда, мир, космос, Вселенная, экология, природа, экологический кризис.
- Уметь:
- Характеризовать целостность материального мира, взаимосвязь общества и природы;
- Интерпретировать связь процесса развития экономики и обострения экологических проблем;
- Оценивать, исходя из внешних критериев, влияние человека на окружающую среду и его последствия.
- Воспитывать этическую и экологическую культуру, формируя:
- Осознание себя как члена мирового сообщества;
- Бережливое отношение к использованию природных ресурсов:
- Отношение к природе с учетом сохранения гармонии;
- Чувство сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.
ПЛАН:
- Организационный модуль. Оформление наглядности: схема «Взаимоотношения человека и природы», таблица «Глобальные проблемы современности», экономическая карта, карта звездного неба.
- Модуль повторения к мотивации. Анализ схемы «Взаимоотношения человека и природы» Можно ли сделать вывод, что эта схема отражает понятие «окружающая среда» или для этого нужно дополнить схему?
- Модуль углубления знаний.
- Словарная работа (запись, комментарии учащихся, осмысление)
- Окружающая среда – среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.
- Природная среда – часть окружающей среды.
- Вселенная – весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и и бесконечно разнообразный по формам.
- Космос – синоним астрономического определения Вселенной.
- Природа – в широком смысле – все сущее, весь мир в многообразии его форм, совокупность естественных условий существования человеческого общества.
- Экология (греч.) – наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
- Экологический кризис – нарушение взаимосвязей внутри экосистемы или необратимые явления в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью и угрожающие существованию человека как вида.
- Обобщение
- В чем сущность и каковы проявления экологического кризиса (экологических проблем)?
- Каковы основные направления разрешения экологических проблем?
- Модуль закрепления и систематизации знаний.
- Групповые задания, их выполнение и презентация:
1 группа – «Экологи» - составляют свою программу решения экопроблем.
2 группа – «Зеленые» - вырабатывают свою программу защиты растительного мира.
3 группа – исследуют закон «Все связано во всем» и составляют план презентации своего исследования, основываясь на полученных знаниях.
4 группа – исследуют закон «Все должно куда то деваться» и презентуют свой план-проект.
5 группа – исследуют закон «природа «знает» лучше» и презентуют свой план-проект.
6 группа – исследует закон «ничто не дается даром» и представляют свой план-проект.
- Презентация результатов работы групп – по одному ученику от группы
- Модуль итогового обобщения по уроку.
- Обсуждение мер по улучшению экологической ситуации, предложенных социологами в ходе международного опроса.
- Принятие закона о бизнесе и индустрии.
- Запрет на продажу «вредных» товаров.
- Поддержка научных исследований.
- Планирование семьи.
- Ограничение экспорта природных ресурсов.
- Какие из мер вы бы одобрили и поддержали? Почему?
- Достигли ли мы целей урока?
- Модуль домашнего задания.
- По газетным материалам по теме урока сделать анализ одного из них с личных позиций.
- Узнать, есть ли в Республике Казахстан нормативные акты по защите окружающей среды. Какие? В чем?
- По газетным материалам привести примеры деятельности природоохранных организаций в Республике Казахстан.