2.Актулизация знаний и мотивация Словесный устный опрос | 2 мин | - Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? - Что такое семейный бюджет? - Для чего он нужен? - Какие виды доходов может получать семья? - Дома вы сосчитали общую сумму расходов вашей семьи за один день. Чему она равна? - Вы получили на День рождения большую сумму денег. Куда вы её потратите? | - семейный бюджет - Сумма, заработанная членами семьи за месяц -Высказывают свое мнение - з/плата, пенсия, пособия -ответы учеников - ответы учащихся | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
3.Постановка учебной задачи Словесный беседа Восстановление деформированного предложения Наглядный демонстрация слайдов | 3 мин | - Ребята, а сейчас дополните предложения: - Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. - Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… - Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Какие цели можем поставить на урок? - Хорошо. | -Дополняют предложения - экология - экономики -Да - Экономика и экология - Узнать, в какой связи находятся экономика и экология | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. «Открытие» нового знания Словесный рассказ; беседа Наглядный демонстрация Работа с учебником чтение | 10 мин | - Ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое экология, экономика и есть ли между ними связь. А сейчас поработаем над слайдами: – Ребята, что изображено на рисунках? - А почему там разные цвета? - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли… – Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас! (СЛАЙД 2,3) - А как вы думаете, все ценят эти богатства? - Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее? - Да, сейчас из - под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором? - Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе. – Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир? Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок? - Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? - Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу! (СЛАЙД 4) - Кто виноват в такой катастрофе? - Ребята, а сейчас мне бы хотелось вам рассказать о глобальной катастрофе, которая произошла в 1986 году в Чернобыле, может кто-то из вас слышал. А вы смотрите на слайды экологических катастроф. - Какие эмоции возникали у вас в ходе рассказа? - Как называются такие ситуации? - Кто виноват в такой катастрофе? Вот мы с вами ещё раз убеждаемся, что многое происходит по вине человека. | -Слушают учителя - Планета Земля полушария - вода, лес, пустыня и горы -Смотрят интересные места Земли - Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе - сажаем растения, убираем мусор, чистим родники… - сжигаем, бросаем в яму… -Слушают учителя - мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики… -погибнут и растения, и животные - пострадали птицы, рыбы, растения, люди -Слушают историю учителя -Человек -Слушают историю о Чернобыле -Ответы детей -экологические катастрофы -человек | П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
5. Первичное закрепление во внешней речи Словесный рассказ Наглядный: показ слайдов Работа с учебником чтение Словесный беседа Составление прогноза | 4-5 мин | - Сейчас мы с вами рассмотрим и поговорим, какие две стороны имеет экономика. - Для чего нам нужна экономика? - Из каких отраслей состоит экономика? - Что даёт людям сельское хозяйство? - Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасна сторона сельского хозяйства? - Что даёт людям металлургия? Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона? - Сейчас обсудите в парах полезную и опасную стороны экономики других отраслей? - Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82. - Ребята, что вы поняли об экономике? -Сколько сторон она имеет? (2). Какие? -Как вы понимаете слово «прогноз?» -Некоторые промышленные предприятия сливают в водоёмы отработанную воду, содержащую ядовитые вещества. -Как это может отразиться на рыбных богатствах? - Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы. Как вы думаете, что это? - Давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций: 1. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей. 2. На берегу озеро было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть. - Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода? | -Слушают учителя - для удовлетворения потребностей - сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность - продукты питания - в загрязнении почвы, ядохимикатами - металл - загрязнение воздуха и воды). -Обсуждают в парах вопрос -Читают текст учебника -У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции -это предсказание -Слушают учителя -рыбы все погибнут - мнения детей -Дают рекомендации фермерам и проектировщикам | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
7. Включение в систему знаний Словесный беседа | 3 мин | -Какую тему изучали на уроке? -Как связаны между собой экономика и экология? -Какие стороны экономики существуют? -В чем заключается полезная сторона? -В чём заключается опасная сторона? | -Экономика и экология - отвечают на вопрос - У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции -… -… | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; |
8. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный беседа | 3 мин | -Какую цель ставили на уроке? -Достиг ли ты поставленных целей? Что вы нового для себя узнали? -Возьмите красные, зеленые и желтые карандаши. -Если вам было хорошо, интересно и все получалось на уроке, то возьмите зеленый карандаш, если было не очень интересно и не все понятно, то желтый, ну, а если было совсем трудно, то красный. Молодцы. | - Узнать, в какой связи находятся экономика и экология -да -Ответы детей -Оценивают свою деятельность на уроке | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия Р: анализировать собственную работу. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |