Конспект урока на тему «Экосистема» с элементами экономики
Конспект урока на тему «Экосистема» с элементами экономики
Цель урока. Познакомить детей с задачами экологии, ее значением.
Задачи: образовательные – раскрыть экологическую проблему, закрепить полученные знания о природе; развивающие – продолжить работу над развитием речи учащихся, повышением культуры, познавательной активности; воспитательные – воспитывать уважение и любовь к природе.
Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важной науке экологии, познакомимся с ее значением и задачами. Вы прочитаете свои доклады об охране природы, запомните несколько схем по теме, найдете решение некоторых экологических проблем.
П. Работа по теме
На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и другие. Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500000 видов. А еще человека на Земле окружает вода, воздух, почва.
Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.
Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука экология.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
- Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. В переводе с греческого языка слово «экология» означает «изучение дома». Напишите в тетради перевод слова «экология».
- Как вы думаете, какой дом изучает эта наука? Д. Наука экология изучает общий для всех людей дом — это наша Земля!
У. Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят. Все это необходимо для жизни человека. Но вместе с этим человек рубит леса, перегораживает реки, строит дымящие заводы. С каждым годом на Земле становится меньше лесов. Реки мелеют. Воздух загрязняется. А все они необходимы для жизни человека. Природе нужна помощь. Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо знать, что мы будем спасать.
- Как вы думаете?
Д. Воздух, воду, почву, растения, животных.
У. Вы правы, это все важные для жизни человека элементы окружающей среды.
Просмотр презентации «Судьба природы – наша судьба»
У. Поговорим о воздухе. Какое значение имеет воздух в жизни человека, животных, растений?
Д. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух.
У. Как еще люди используют воздух?
Д. В авиации, в освоении космоса, в изучении морей, в производстве и т. д.
У. Человеку и другим существам нужен чистый воздух для дыхания. Но в больших городах он загрязнен. Ежедневно выбрасывают заводы и фабрики из своих труб тысячи тонн сажи, золы, вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и автомашины. Как сберечь чистоту воздуха?
Д. Воздух нужно охранять от загрязнения.
У. Как это сделать?
Доклад об охране воздуха от загрязнения.
— Спасибо! А теперь подведем итоги и заполним схему - карточку.
использование и охрана воздуха
- Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных?
Д. Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы. Человеку, животным, растениям нужна вода!
У. Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая, пресная вода. Но чистой воды все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди. Расскажите, как человек использует воду.
Д. В производстве тканей, металлов, медикаментов, машин; в сельском хозяйстве, для разведения скота и т. д.
У. Но и с водой люди обходятся плохо. Загрязняют водоемы, неэкономно используют. Расскажите об этом.
Д. Бросают в водоемы мусор.
Фабрики и заводы выливают в водоемы использованную воду, а она бывает очень грязная, с элементами всевозможных химических веществ.
Вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов, водоемы сильно мелеют.
Не экономят ее в квартирах, хозяйствах.
У. Воду, как и воздух, нужно охранять. Как это правильно сделать, мы узнаем, выслушав доклад об охране водоемов.
К доске выходит ученик и читает свой доклад
— Спасибо! Давайте подведем итоги и заполним вторую схему - карточку.
использование и охрана воды
У. Вы теперь знаете, что для существования жизни нужны определенные условия. Мы говорили о таких условиях, как воздух, вода. Теперь рассмотрим еще одно условие — это состояние почвы. Что такое почва?
Д. Почва — это плодородный верхний слой Земли.
У. Какое значение имеет почва для жизни на Земле?
Д. Земля — наша кормилица. На земле растут растения. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они высасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворенные соли.
— Растения дают человеку и животным пищу.
— Растения очищают воздух.
У. Какой вред наносит человек почве? Д. Человек вырубает леса, что влияет на плотность почвы.
— Часто вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов живущих в почве.
— Осушает большие территории земли.
— Загрязняет почву мусором, который не разлагается.
У. А может ли мусор быть полезным? Где и как его можно использовать?(Дети заранее приготовили поделки из мусора и предложения по его использованию)
У. Молодцы! Давайте вместе послушаем доклад об охране почвы.
1. В некоторых лесничествах лес вырубают выборочно: через 10—12 лет из каждых десяти деревьев вырубают одно. Делается это в зимнее время. Почему выбирают такой способ?
2. Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись многие годы в пищу. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?
3. Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоемы. В ней оказываются химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
4. Основной корм выдры — рыба. Установлено, что в случае истребления выдр сначала в водоеме рыбы станет больше, но со временем — ее станет меньше и меньше. Объясните эту ситуацию.
5. На некоторых территориях своеобразно ведут охрану птиц. В местах, где обнаружены их гнезда, запрещается выполнять любые хозяйственные работы на расстоянии 150 м. Объясните этот запрет.
IV.Итог урока
У. Человек живет на Земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, теплоходы и самолеты, тракторы, гидроэлектростанции и водопроводы.
Вместе с тем человек рубит леса, копает землю, перегораживает реки, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строит дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе.
Земля делается беднее. Реки и моря мелеют. Воздух загрязняется. Климат меняется. Значит, природа в опасности. Окружающая среда влияет на все живые существа. А они, в свою очередь, влияют на окружающую среду.
Значит, каждый организм — это только частичка окружающего мира.
Человек — тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
Помогает человеку в этом наука экология. Она поможет человеку ответить на такие вопросы:
• Как лучше использовать землю?
• Как сберечь леса, пашни, всю естественную жизнь?
• Как уменьшить потери воды?
Вопросов очень много. Решая их, думая, зная законы экологии, люди выполнят главную задачу — сохранят нашу планету Земля для наших потомков.
А вы какие сделали для себя выводы?
Д. Мы живем на планете Земля. Значит, эта планета — наш общий дом!
— На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде и почве.
— Нужно сохранить эти богатства в чистоте, бережно относясь к воздуху, воде и почве.
— Человек должен сохранить Землю для своих детей.
У. Молодцы! Все на уроке хорошо потрудились.
V. Задание на дом
1. Какое отношение людей к лесу ты наблюдал? Оцени эти отношения.
2. Какое отношение людей к водоему и его обитателям ты наблюдал? Оцени эти отношения.
3. Почему в природе многие растения и животные, насекомые, рыбы становятся редкими?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Экосистема» с элементами экономики »
Разработка урока 3 класс.
Тема. «Экосистема» с элементами экономики
Гоменюк Ольга Николаевна
учитель начальных классов
КГУ СОШ № 61
город Караганда
Аннотация. Экология – наиболее важная, актуальная и нуждающаяся в решении проблема. Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства? На уроке я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Урок предназначен для учащихся 3-го класса.
Цель урока. Познакомить детей с задачами экологии, ее значением. Задачи: образовательные – раскрыть экологическую проблему, закрепить полученные знания о природе; развивающие – продолжить работу над развитием речи учащихся, повышением культуры, познавательной активности; воспитательные – воспитывать уважение и любовь к природе.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важной науке экологии, познакомимся с ее значением и задачами. Вы прочитаете свои доклады об охране природы, запомните несколько схем по теме, послушаете стихотворение, найдете решение некоторых экологических проблем.
П. Работа по теме
У.На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и другие. Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500000видов. А еще человека на Земле окружает вода, воздух, почва.
Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.
Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука экология.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
- Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. В переводе с греческого языка слово «экология» означает «изучение дома». Напишите в тетради перевод слова «экология».
- Как вы думаете, какой дом изучает эта наука? Дети. Наука экология изучает общий для всех людей дом — это наша Земля!
У.Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят. Все это необходимо для жизни человека. Но вместе с этим человек рубит леса, перегораживает реки, строит дымящие заводы. С каждым годом на Земле становится меньше лесов. Реки мелеют. Воздух загрязняется. А все они необходимы для жизни человека. Природе нужна помощь. Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо знать, что мы будем спасать.
- Как вы думаете?
Д. Воздух, воду, почву, растения, животных.
У. Вы правы, это все важные для жизни человека элементы окружающей среды.
Просмотр презентации «Судьба природы – наша судьба»
У. Поговорим о воздухе. Какое значение имеет воздух в жизни человека, животных, растений?
Д. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух.
У. Как еще люди используют воздух?
Д. В авиации, в освоении космоса, в изучении морей, в производстве и т. д.
У. Человеку и другим существам нужен чистый воздух для дыхания. Но в больших городах он загрязнен. Ежедневно выбрасывают заводы и фабрики из своих труб тысячи тонн сажи, золы, вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и автомашины. Как сберечь чистоту воздуха?
Д. Воздух нужно охранять от загрязнения.
У. Как это сделать?
К доске выходит ученик, который подготовил доклад об охране воздуха от загрязнения, читает его.
— Спасибо! А теперь подведем итоги и заполним схему - карточку.
использование
воздух
охрана
- Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? Д. Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы. Человеку, животным, растениям нужна вода!
У. Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая, пресная вода. Но чистой воды все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди. Расскажите, как человек использует воду.
Д. В производстве тканей, металлов, медикаментов, машин; в сельском хозяйстве, для разведения скота, в зверофермах и т. д.
У. Но и с водой люди обходятся плохо. Загрязняют водоемы, неэкономно используют. Расскажите об этом. Д. Бросают в водоемы мусор.
Фабрики и заводы выливают в водоемы использованную воду, а она бывает очень грязная, с элементами всевозможных химических веществ.
Вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов, водоемы сильно мелеют.
Не экономят ее в квартирах, хозяйствах.
У. Воду, как и воздух, нужно охранять. Как это правильно сделать, мы узнаем, выслушав доклад об охране водоемов.
К доске выходит ученик и читает свой доклад
— Спасибо! Давайте подведем итоги и заполним вторую схему - карточку.
использование
вода
охрана
У. Вы теперь знаете, что для существования жизни нужны определенные условия. Мы говорили о таких условиях, как воздух, вода. Теперь рассмотрим еще одно условие — это состояние почвы. Что такое почва?
Д. Почва — это плодородный верхний слой Земли.
У. Какое значение имеет почва для жизни на Земле?
Д. Земля — наша кормилица. На земле растут растения. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они высасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворенные соли.
— Растения дают человеку и животным пищу.
— Растения очищают воздух.
У. Какой вред наносит человек почве? Д. Человек вырубает леса, что влияет на плотность почвы.
— Часто вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов живущих в почве.
— Осушает большие территории земли.
— Загрязняет почву мусором, который не разлагается.
У. А может ли мусор быть полезным? Где и как его можно использовать?(Дети заранее приготовили поделки из мусора и предложения по его использованию)
У. Молодцы! Давайте вместе послушаем доклад об охране почвы.
1. В некоторых лесничествах лес вырубают выборочно: через 10—12 лет из каждых десяти деревьев вырубают одно. Делается это в зимнее время. Почему выбирают такой способ?
2. Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись многие годы в пищу. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?
3. Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоемы. В ней оказываются химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
4. Основной корм выдры — рыба. Установлено, что в случае истребления выдр сначала в водоеме рыбы станет больше, но со временем — ее станет меньше и меньше. Объясните эту ситуацию.
5. На некоторых территориях своеобразно ведут охрану птиц. В местах, где обнаружены их гнезда, запрещается выполнять любые хозяйственные работы на расстоянии 150 м. Объясните этот запрет.
IV.Итог урока
У. Человек живет на Земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, теплоходы и самолеты, тракторы, гидроэлектростанции и водопроводы.
Вместе с тем человек рубит леса, копает землю, перегораживает реки, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строит дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе.
Земля делается беднее. Реки и моря мелеют. Воздух загрязняется. Климат меняется. Значит, природа в опасности. Окружающая среда влияет на все живые существа. А они, в свою очередь, влияют на окружающую среду.
Значит, каждый организм — это только частичка окружающего мира.
Человек — тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
Помогает человеку в этом наука экология. Она поможет человеку ответить на такие вопросы:
• Как лучше использовать землю?
• Как сберечь леса, пашни, всю естественную жизнь?
• Как уменьшить потери воды? Вопросов очень много. Решая их, думая, зная законы экологии, люди выполнят главную задачу — сохранят нашу планету Земля для наших потомков.
А вы какие сделали для себя выводы?
Д. Мы живем на планете Земля. Значит, эта планета — наш общий дом!
— На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде и почве.
— Нужно сохранить эти богатства в чистоте, бережно относясь к воздуху, воде и почве.
— Человек должен сохранить Землю для своих детей.
У. Молодцы! Все на уроке хорошо потрудились. И в заключение урока предлагаю послушать небольшое стихотворение
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
V. Задание на дом
1. Какое отношение людей к лесу ты наблюдал? Оцени эти отношения.
2. Какое отношение людей к водоему и его обитателям ты наблюдал? Оцени эти отношения.
3. Почему в природе многие растения и животные, насекомые, рыбы становятся редкими?