Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Моря.»
Цели: сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.
Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1 Блицопрос
• Покажите на карте и назовите горы на территории России.
• Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.
• Покажите на карте местоположение Ильменского заповедника.
2. Тест
1. Наш город расположен на:
а) Среднесибирском плоскогорье
б) Восточно-Европейской равнине
в) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
а) вулканы Камчатки
б) Кавказские горы
в) Уральские горы +
3. Самые высокие горы России — это:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы +
4. Восточно-Европейская равнина — это:
а) холмистая равнина +
б) плоская равнина
в) плоскогорье
5. В Список Всемирного наследия включены:
а) вулканы Камчатки +
б) Саяны
в) Алтай
6. Ильменский заповедник расположен:
а) на Кавказе
б) в Саянах
в) на Урале +
III. Самоопределение к деятельности
— О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное...
А с виду — зеленое, серое, синее,
Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)
Эта лента голубая,
Неспокойная такая.
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То... (река).
— Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.)
IV. Первичное закрепление
О морях. Берега России омывают моря трех океанов: на севере — Северного Ледовитого, на западе — Атлантического, на востоке — Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях соленая. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское, Японское, Берингово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.
— Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)
— Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)
— Сколько же морей омывает российские берега? (11 морей.)
Об озерах. На территории России свыше 2 млн озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.
Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.
На Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.
О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равнины - Волга. На севере - Северная Двина и Печора, на юге - Дон, Урал, в центре — Кама, Ока.
(Сопровождается показом слайдов.)
V. Физкультминутка
Осторожно ветер За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте) Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте) И, расправив гордо Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте) Полетел куда-то Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками)
VI. Включение нового знания в систему знаний
Моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, — Баренцево море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Белое море, Восточно-Сибирское море; Тихого — Охотское море, Японское море, Берингово море; Атлантического — Балтийское море, Черное море, Азовское море.
— Какие три океана омывают берега России?
— Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили.
— Какую роль играют водные просторы в жизни человека?.)
Тест на закрепление полученных знаний
1. Укажи океан, к котор. относятся Балтийское и Чёрное моря.
1) Тихий 2) Атлантический 3) Северный Ледовитый 4) Индийский
2. Выбери самое большое озеро.
1) Байкал 2) Ладожское 3) Каспийское 4) Онежское
3. Отметь самое глубокое озеро.
1) Каспийское 2) Онежское 3) Ладожское 4) Байкал
4. Вспомни, что охраняют в Дальневосточном заповеднике.
1) растения суши 2) минералы 3) участок моря 4) архитектуру
5. Подумай, какое море самое тёплое.
1) Балтийское 2) Чёрное 3) Охотское 4) Белое
6. Найди неверное высказывание.
1) В России более 2 млн рек. 2) Каспийское озеро называют морем. 3) Онежское озеро — самое крупное в Европе. 4) Чёрное море никогда не замерзает.
7. Отметь океаны, омывающие берега России.
1) Атлантический 2) Тихий 3) Индийский 4) Северный Ледовитый
1-2 2-3 3-4 4-3 5-2 6-3 7-124
Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.