Тема урока: « Путешествия. Посмотри вокруг»
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, физическая карта мира, карточки с заданиями для групповой работы, мяч.
Этапы урока
Ход урока:
Формирование универсальных учебных действий
1.Организационный момент
(Слайд №1)- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать!
2.Постановка темы и целей урока
- Ребята, на летних каникулах мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы в походе нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться.
-Какие знания и умения нам понадобятся в походе?
-Как вы думаете, а что будет самым
главным, чему мы должны научиться?
- Какова же цель нашего урока?
- Назовите тему нашего урока.
3.Работа по новой теме
(Слайд №2) - Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется?
- А задумывались ли вы над тем, какую форму имеет планета Земля?
(Слайд №3) - Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.
- Как вы думаете, правы ли были мудрецы?
- Какую же форму имеет Земля? (Слайд №4)
(Слайд №5) - В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос.
- Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю?
(Слайд №6) - Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль.
- Как вы думаете, почему так происходило? (Слайд №7)
(Слайд №8) - Прошло много лет с тех пор, как отважный капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие.
- Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны.
- Что доказало это путешествие?
- Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия?
- Правильно. Это путешествие ещё раз доказало,
что Земля имеет форму шара.
(Слайд №9) - Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.
- Откройте учебник на странице 70 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте.
- Прочитайте определение, которое даётся в учебнике.
-Что же называют горизонтом?
- А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй? (Слайд № 10)
- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?
- Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта?
- Послушайте загадку, о чём она?
(Слайд №11) - Он и летом и зимой
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди-
Он всё будет впереди. (горизонт)
- Как догадались, что загадка о горизонте?
- По каким словам?
-Проведём опыт. Какую форму имеет планета Земля?
- Для опыта возьмём мяч, который имеет почти такую же форму.
- Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны,
вокруг вас.
- Вы увидите новые поверхности, но никогда не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.
4. Физкультминутка
(Слайд № 12)
5.Работа по новой теме
6.Работа в рабочих тетрадях
- Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути?
(Слайд №13)
-Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.
-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит?
- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.
-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.
-Посмотрите на схему.
-Как обозначаются название сторон горизонта на русском языке?
- На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
-Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?
-Послушайте сказку.
Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.
(инсценирование сказки)
Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.
Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!
Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.
Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!
Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!
Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:
Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!
-Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее?
-Какие стороны горизонта вы знаете?
-Зачем нужно их знать?
В рабочих тетрадях с.43 №2
7.Первичное закрепление
- В походе нам нужно быть внимательными. Проведём игру на внимание.
- Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).
- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад, справа – восток)
Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к шкафам), восток (к двери), север (лицом к доске).
Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (аналогично - левую).
- Молодцы, все были внимательными.
8.Самостоятельная работа
(Слайд №14) - А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.
-Среди этих букв «спряталось» слово.
-Чтобы в буквах не заблудиться, нужно двигаться строго по маршруту, указанному ниже. Один шаг – одна клетка. Движение начинайте от стрелки вверху таблицы.
- Какое слово у вас получилось?
- Как вы думаете, почему именно это слово
«спряталось»?
9.Работа по новой теме(Слайд №15) Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами.
-Подумайте, какая сторона горизонта будет
находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?
СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад
СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток
- Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах.
10.Работа в рабочих тетрадях
(Слайд №16) В рабочих тетрадях с.44 №3
11.Самостоятельная работа в группах
Ребята, задачи можно решать на уроках математике, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи. Работаем в группах.
Человек ушёл на север (в погоне за зверем). Куда ему следует возвращаться?
Бурей рыбаков унесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться?
Воины после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?
12.Итог урока
Домашнее задание
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- С какими новыми словами познакомились на уроке?
- О каких знаниях и умениях, которые понадобятся в походе, говорили на уроке?
-Что каждый из вас узнал сегодня на уроке?
- Я думаю, что на летних каникулах мы можем смело отправляться в поход. Ведь у нас в классе много ребят, которые показали на уроке, что они внимательные, наблюдательные, знают и умеют определять стороны горизонта, прокладывать маршрут движения.
- А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом:
- Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля?
Как вы будете ориентироваться?
- Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Вы можете спросить дома у родителей, почитать энциклопедическую литературу по этому вопросу.
Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле?
- Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73).
Рефлексия
- У вас на партах лежат рисунки с изображением нашей красивой планеты. Если на уроке вам было интересно, вы узнали что-то новое – покажите мне цветной рисунок. Если вам было неинтересно, вы ничего не узнали – покажите чёрно- белый рисунок.