kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "У Чёрного моря. Экологическое равновесие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "У Чёрного моря. Экологическое равновесие" по учебнику Плешакова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "У Чёрного моря. Экологическое равновесие"»

Окружающий мир ( 4 кл. )

Тема. У Чёрного моря. Экологическое равновесие.

Цель: сформировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья

Кавказа, об экологическом равновесии, познакомить с географическим положением

субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью

людей; учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной лите-

ратурой; совершенствовать речь; развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: карта природных зон, таблички «Зоологи», «Ботаники», «Экологи»,

гербарий, тесты, магнитофон, карточки, ребус «Пустыни», название темы, цветные

карандаши, бумага, определение слова «равновесие», экологическая пирамида, сти-

хотворения Б. Заходера.


Ход урока.


I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

– Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда, где много солнца и тёплая морская вода.

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там, какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

Затем проблемы мы будем решать – наблюдать, анализировать и рассуждать.


II. Проверка домашнего задания.

1. Ребус «Пустыни».

2. Работа с картой природных зон.

3. Беседа о климате пустыни, растительном и животном мире.

4. Работа в группах. Исправить ошибки в тексте про пустыню.

5. Тест «Пустыни».


III. Работа над новой темой.

– Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас: чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать, а зону субтропиков России изучать.

На доске : У ЧЁРНОГО МОРЯ.

1. Работа с картой природных зон.

– Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на

побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. В располо-

жении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Представьте, что вы

на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? Да, вода медленно нагревается и

медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, о которой мы говорим?

(в умеренном, но ещё ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда поч-

ти прямые лучи). Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зи-

мой тёплый воздух. Высокие Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побе-

режья. Они являются преградой для холодного северного ветра. Выпадает много осад-

ков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается го-

рами. Что же такое «субтропики»? (тропики – тепловой пояс, расположенный по обе

стороны от экватора, суб- – в переводе с латинского значит «под»; под тропиками)

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее

нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленькая часть.

– Сейчас в работу включаются наши научные группы. Вы внимательно слушайте и по

ходу рассказов записывайте в 2 столбика названия услышанных растений и животных.


2. Рассказ ботаников:

а) сообщение о растениях зоны; гербарий;

б) загадки (как внимательно слушали):

  • Все детки на ветках с рожденья в беретках,

С дерева упадут – береток не найдут. (дуб)

  • Благородны и стройны, их субтропиков они.

Листья резные, стволы нитяные. (пальмы)

  • Плод душистый и пушистый;

А серёдка у плода, словно камень, тверда. (персик)

  • Ягоды зелёные, а всеми хвалёные,

Растут с костями, висят кистями. (виноград)


3. Физкультминутка (в парах).

– Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три, морская фигура на месте – замри!


4. Рассказ зоологов:

а) сообщение о животном мире зоны;

б) рассказы учащихся (открыть по заданию карточки с номерами, которые закрывают

рисунок с изображением чайки и дельфина).

в) загадки:

  • Жить люблю в седых морях я, в тёмных водах корм ищу.

Хвост свой, как надёжный якорь, я бросаю, где хочу. (морской конёк)

  • По волнам гуляет зонтик, если встретится – не троньте.

Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)

  • Ползёт в море паук – восемь ног, пара рук.

В руках клещи, в глазах испуг. (краб)

  • Белокрылая птица над морем летает,

Рыбу увидит – клювом хватает. (чайка)

  • С моряками был он дружен, чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же в мире памятник открыт? (дельфин)

г) составить цепи питания;

д) выставка тетрадей учащихся (картина «У Чёрного моря»).


5. Рассказ экологов:

а) сообщение учащихся;

б) нарисовать знаки (экологические проблемы) в микрогруппах.


IV. Экологическое равновесие.

На доске : ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

1. Сообщение темы.

– На сложный вопрос предстоит найти нам ответ:

«Экологическое равновесие – это важно или нет?»

2. Экологическое равновесие = экология + равновесие

– Что такое «экология»? (Экология – это наука о связях между живыми существами и

окружающей их средой, между человеком и природой. )


– Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с водой,

землёй, воздухом, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зави-

сит от природы и как влияет на неё своими действиями,)

– Что такое «равновесие»? (Это значит «равное по весу»)

– Составьте определение равновесия из словаря С.И.Ожегова (в группах):

Равновесие – устойчивое соотношение между чем – нибудь.


3. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела.


4. Примеры нарушения экологического равновесия:

а) Представьте: полноводная река, по берегам растёт лес, деревья крепкие, здоровые.

Почему? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья отдавали реке воду, т.к. деревья

в лесу притягивают к себе дождевые облака, в тени деревьев растут ручейки, т.е.

происходил обмен: река питала растения, а растения – реку ) Что произойдёт, если

вырубить лес? (Река может обмелеть, не получая питания, и совсем высохнуть)

Нарушится взаимосвязь. Посмотрите, как всё просто и как всё сложно. Просто, когда

мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвеши-

вать свои поступки.


б) объяснение экологической пирамиды (пищевые связи между растениями и животны-

ми, животными и животными: жёлудимышисовы)

ВЫВОД: хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных, а растение-

ядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются. Уничтожить сов –

разведётся много мышей, развести много сов – они съедят всех мышей, жёлуди

вырастут в большие деревья и им не будет места для дальнейшего роста.


в) чтение рассказа в учебнике об Австралии (стр.142)


V. Итог урока.


1. Объяснение экологических ситуаций:

а) как отразится на рыбном богатстве водоёмов и на человеке то, что некоторые промыш-

ленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду?

б) почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых

районах со скверами и парками?

2. Тест «У Чёрного моря» (резерв времени).

3. Чтение стихотворения Бориса Заходера «Про всех на свете» (у каждого ученика).


VI. Выставление оценок.


VII. Домашнее задание.

Стр.141 – 142, выполнить задания, стихотворение наизусть (по желанию).












































СУБТРОПИКИ







РАВНОВЕСИЕ – УСТОЙЧИВОЕ СООТНОШЕНИЕ



МЕЖДУ ЧЕМ – НИБУДЬ.



РАВНОВЕСИЕ – УСТОЙЧИВОЕ СООТНОШЕНИЕ



МЕЖДУ ЧЕМ – НИБУДЬ.



РАВНОВЕСИЕ – УСТОЙЧИВОЕ СООТНОШЕНИЕ



МЕЖДУ ЧЕМ – НИБУДЬ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Колесникова Любовь Александровна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства