Окружающий мир ( 4 кл. )
Тема. У Чёрного моря. Экологическое равновесие.
Цель: сформировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья
Кавказа, об экологическом равновесии, познакомить с географическим положением
субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью
людей; учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной лите-
ратурой; совершенствовать речь; развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: карта природных зон, таблички «Зоологи», «Ботаники», «Экологи»,
гербарий, тесты, магнитофон, карточки, ребус «Пустыни», название темы, цветные
карандаши, бумага, определение слова «равновесие», экологическая пирамида, сти-
хотворения Б. Заходера.
Ход урока.
I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
– Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы отправимся туда, где много солнца и тёплая морская вода.
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там, какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
Затем проблемы мы будем решать – наблюдать, анализировать и рассуждать.
II. Проверка домашнего задания.
1. Ребус «Пустыни».
2. Работа с картой природных зон.
3. Беседа о климате пустыни, растительном и животном мире.
4. Работа в группах. Исправить ошибки в тексте про пустыню.
5. Тест «Пустыни».
III. Работа над новой темой.
– Что же, друзья, в дорогу пора!
Ждут с нетерпением нас: чудный берег, море и пляж.
Но мы отправляемся не отдыхать, а зону субтропиков России изучать.
На доске : У ЧЁРНОГО МОРЯ.
1. Работа с картой природных зон.
– Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на
побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. В располо-
жении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Представьте, что вы
на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? Да, вода медленно нагревается и
медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, о которой мы говорим?
(в умеренном, но ещё ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда поч-
ти прямые лучи). Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зи-
мой тёплый воздух. Высокие Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побе-
режья. Они являются преградой для холодного северного ветра. Выпадает много осад-
ков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается го-
рами. Что же такое «субтропики»? (тропики – тепловой пояс, расположенный по обе
стороны от экватора, суб- – в переводе с латинского значит «под»; под тропиками)
Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее
нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленькая часть.
– Сейчас в работу включаются наши научные группы. Вы внимательно слушайте и по
ходу рассказов записывайте в 2 столбика названия услышанных растений и животных.
2. Рассказ ботаников:
а) сообщение о растениях зоны; гербарий;
б) загадки (как внимательно слушали):
С дерева упадут – береток не найдут. (дуб)
Листья резные, стволы нитяные. (пальмы)
А серёдка у плода, словно камень, тверда. (персик)
Растут с костями, висят кистями. (виноград)
3. Физкультминутка (в парах).
– Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три, морская фигура на месте – замри!
4. Рассказ зоологов:
а) сообщение о животном мире зоны;
б) рассказы учащихся (открыть по заданию карточки с номерами, которые закрывают
рисунок с изображением чайки и дельфина).
в) загадки:
Хвост свой, как надёжный якорь, я бросаю, где хочу. (морской конёк)
Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)
В руках клещи, в глазах испуг. (краб)
Рыбу увидит – клювом хватает. (чайка)
Из морских зверей кому же в мире памятник открыт? (дельфин)
г) составить цепи питания;
д) выставка тетрадей учащихся (картина «У Чёрного моря»).
5. Рассказ экологов:
а) сообщение учащихся;
б) нарисовать знаки (экологические проблемы) в микрогруппах.
IV. Экологическое равновесие.
На доске : ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
1. Сообщение темы.
– На сложный вопрос предстоит найти нам ответ:
«Экологическое равновесие – это важно или нет?»
2. Экологическое равновесие = экология + равновесие
– Что такое «экология»? (Экология – это наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой. )
– Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с водой,
землёй, воздухом, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зави-
сит от природы и как влияет на неё своими действиями,)
– Что такое «равновесие»? (Это значит «равное по весу»)
– Составьте определение равновесия из словаря С.И.Ожегова (в группах):
Равновесие – устойчивое соотношение между чем – нибудь.
3. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела.
4. Примеры нарушения экологического равновесия:
а) Представьте: полноводная река, по берегам растёт лес, деревья крепкие, здоровые.
Почему? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья отдавали реке воду, т.к. деревья
в лесу притягивают к себе дождевые облака, в тени деревьев растут ручейки, т.е.
происходил обмен: река питала растения, а растения – реку ) Что произойдёт, если
вырубить лес? (Река может обмелеть, не получая питания, и совсем высохнуть)
Нарушится взаимосвязь. Посмотрите, как всё просто и как всё сложно. Просто, когда
мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвеши-
вать свои поступки.
б) объяснение экологической пирамиды (пищевые связи между растениями и животны-
ми, животными и животными: жёлуди – мыши – совы)
ВЫВОД: хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных, а растение-
ядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются. Уничтожить сов –
разведётся много мышей, развести много сов – они съедят всех мышей, жёлуди
вырастут в большие деревья и им не будет места для дальнейшего роста.
в) чтение рассказа в учебнике об Австралии (стр.142)
V. Итог урока.
1. Объяснение экологических ситуаций:
а) как отразится на рыбном богатстве водоёмов и на человеке то, что некоторые промыш-
ленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду?
б) почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых
районах со скверами и парками?
2. Тест «У Чёрного моря» (резерв времени).
3. Чтение стихотворения Бориса Заходера «Про всех на свете» (у каждого ученика).
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Стр.141 – 142, выполнить задания, стихотворение наизусть (по желанию).
СУБТРОПИКИ
РАВНОВЕСИЕ – УСТОЙЧИВОЕ СООТНОШЕНИЕ
МЕЖДУ ЧЕМ – НИБУДЬ.
РАВНОВЕСИЕ – УСТОЙЧИВОЕ СООТНОШЕНИЕ
МЕЖДУ ЧЕМ – НИБУДЬ.
РАВНОВЕСИЕ – УСТОЙЧИВОЕ СООТНОШЕНИЕ
МЕЖДУ ЧЕМ – НИБУДЬ.