kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Конспект урока окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок окружающего мира. 3  класс.

Тема : « Превращения и круговорот воды».

Прогнозируемые результаты:  учащиеся научатся увязывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды, использовать текст для ответов на вопросы, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: 8 стеклянных стаканов, ложка, фильтр, штатив, жестяная банка, спиртовка, стеклянная тарелка со снегом, спички,  диск с записью  звука дождя, кукла Дед- Всевед, портрет Л.Н. Толстого,  карточки с текстом, снежинки с буквами, модели круговорота в конвертах ( один  на парту).

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Сообщение о погоде.

3. Народный календарь.

Ноябрь - замыкает осень, хотя вроде бы и зима установилась. По народным приметам 29 ноября должна быть оттепель. Этот  день назвали так: « На Матвея зима потеет». Нет, нет да и отдаст теплом с мокротой. Ноябрь- последний месяц живой воды. В начале месяца река еще бежала, разговаривала, а в конце остановилась и замолчала.

-Сегодня  на уроке мы будем говорить о воде.

4. Работа в группах, с целью повторения свойств воды.

1 группа. На столе стоят 2 стакана. Один с водой, другой с молоком. В воде ложка. Вопрос: «Видно ли ложку?»

-О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна ( на доску крепится вывод )

2 группа. На столе стоят 2 стакана. Один с водой, другой с молоком. Задание: « Сравните цвет воды и молока. Имеет ли вода цвет?»

Вывод: вода бесцветна.

3 группа. На столе стоят 2 стакана. Один с водой, другой с нефтью . Задание: « Понюхайте нефть и воду. Имеет ли вода запах?»

Вывод : вода не имеет запаха.

4 группа. Прочтите притчу: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги, когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

Вывод:  вода- растворитель, но не все вещества растворяются в ней.

5 группа: на столе 2 стакана. Один с мутной водой, второй без воды с фильтром.

Задание: « Профильтруйте воду. Где остаются не растворившееся вещества? Проходит ли вода через фильтр?»

Вывод: «Не растворившееся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него».

6 группа . « Закончите предложение: При нагревании вода …, а при охлаждени….Делается аналогичный вывод.

« Люди забыли закрыть дверь. Ночью был сильный мороз. Утром лопнули трубы отопления. Какое свойство воды проявилось?»

Вывод: « Превращаясь в лед, вода расширяется».

5.  Работа над новой  темой.

Воду можно не только увидеть, но и услышать. Вслушайтесь в эти звуки. Что вы слышите? ( звучит шум дождя)

- Поднимите руку, кто из вас попадал под дождь?

- Как выглядят  тела природы  сразу после дождя?

- А  как они выглядят через 3-4 часа?

-Куда делась вода? ( Испарилась)

- Какое слово « спряталось» в  слове « испарилась»?( пар)

-Что же такое пар?( газообразное состояние воды).

-Почему пар исчезает? ( становится невидимым, т.к растворяется в воздухе)

Задание Деда- Всеведа:

« Вода в чайнике закипела. Андрей говорит маме:  « Я выключил плиту, т.к из чайника шел дым». Какую неточность допустил Андрей?

- Куда стремится пар из чайника? ( Вверх)

-Почему? ( Пар легче воздуха).

- Может ли пар стать видимым? ( Да)

-Где это можно увидеть?( Ответы детей).

Вывод: Но во всех случаях  невидимый пар становится видимым при одном условии: воздух,  в котором содержится пар, должен охладиться.

Опыт: жестяную баночку наполнили водой и начали нагревать. Когда вода закипела, над ней поднялся пар, т.к он растворился в воздухе -он невидим. Над баночкой подержали холодную тарелку. Вскоре на нижней части тарелки образовались капли воды. Они все увеличивались и стали падать обратно в баночку.

- Когда стали нагревать баночку, то что происходит с водой? ( Испаряется).

- Во что она превращается? ( Пар)

- Мы его видим?( Нет)

-Почему? ( Растворяется в воздухе)

-Соприкасаясь с холодной тарелкой становится пар видимым?( Да)

- Во что превратился пар? (В жидкость).

Вывод:  испарение – пар – охлаждение - образование капель ( на доску).

Вода – пар                     при нагревании

Пар- жидкость             при охлаждении.

 6.Физкультминутка.

Туча по небу плывет,

Дождик за руку ведет.

Он идет на тонких ножках,

В теплых маминых сапожках.

Дождик всюду проходил:

На крылечке наследил,

Дождик в луже искупался,

Топнул, шлепнул, вдаль умчался.

Воды на земле огромное количество. Если представить Москву дном гигантского стакана и попытаться налить в него всю воду Земли, то высота его должна быть больше , чем расстояние от Земли до Луны. Раз воды так много, куда же она девается? Этим вопросом очень давно заинтересовался Л.Н. Толстой.

Чтение I абзаца  текста по  карточке.

КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?
(Рассуждение)

« Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?...»

Вот на этот вопрос, мы и попытаемся ответить.

7.Объяснение учителя ( модель магнитов « Круговорот воды в природе» в ходе объяснения крепится на доске).

Вода испаряется и превращается в невидимый пар., который, как обычно, поднимается вверх. При подъеме он охлаждается и на большой высоте 2-3 км становится видимым- облаками. Облака сливаются в тучи. В тучах капельки воды становятся больше и падают на землю. Если в туче t воздуха ниже 0 градусов С- образуются снежинки и идет снег. Вода вернулась на землю, Она совершила круговорот.

Почему так назван путь воды?

8. Работа в тетрадях. Запишите слово « круговорот».

9.Закрепление материала.

Куда же девалась вода из моря? ( Ответы детей).

Переверните карточку обратной стороной , дочитаем текст Л.Н. Толстого до конца.

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...»

 Моделирование круговорота. Работа  в парах.

10. Рефлексия.

Отгадайте загадки. ( За каждую отгадку ребенок получает снежинку , на которой написана буква . Все отгадавшие загадки выстраиваются у доски).

  1. Что в гору не выкатитить?В решете не унести? И в руках не удержать? ( Вода)
  2. Дверь откроешь, лохматая собака выйдет? ( Пар)
  3. Над холмами, над озерами

Лебедями белоперыми

Мы без крыльев пролетали

Пух да перья растеряли. ( Облака)

  1. Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет? ( Туча)
  2. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил( Дождь)
  3. Зимой греет,Весной тлеет?Летом умирает,Осенью оживает? ( Снег)
  4. Один льет, другой пьет? ( Дождь и земля).

Какое слово получилось?

                МОЛОДЦЫ

- Снег, снежинки- это вода в каком состоянии?

11. Итог урока :

-В каких состояниях находится вода в природе?

- Когда вода превращается в пар?

-При каком условии пар превращается в жидкую воду?

- Что постоянно происходит с водой?

12. Домашнее задание.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Конспект урока окружающего мира" »

Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема : « Превращения и круговорот воды».

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся увязывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды, использовать текст для ответов на вопросы, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: 8 стеклянных стаканов, ложка, фильтр, штатив, жестяная банка, спиртовка, стеклянная тарелка со снегом, спички, диск с записью звука дождя, кукла Дед- Всевед, портрет Л.Н. Толстого, карточки с текстом, снежинки с буквами, модели круговорота в конвертах ( один на парту).

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Сообщение о погоде.

3. Народный календарь.

Ноябрь - замыкает осень, хотя вроде бы и зима установилась. По народным приметам 29 ноября должна быть оттепель. Этот день назвали так: « На Матвея зима потеет». Нет, нет да и отдаст теплом с мокротой. Ноябрь- последний месяц живой воды. В начале месяца река еще бежала, разговаривала, а в конце остановилась и замолчала.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

4. Работа в группах, с целью повторения свойств воды.

1 группа. На столе стоят 2 стакана. Один с водой, другой с молоком. В воде ложка. Вопрос: «Видно ли ложку?»

-О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна ( на доску крепится вывод )

2 группа. На столе стоят 2 стакана. Один с водой, другой с молоком. Задание: « Сравните цвет воды и молока. Имеет ли вода цвет?»

Вывод: вода бесцветна.

3 группа. На столе стоят 2 стакана. Один с водой, другой с нефтью . Задание: « Понюхайте нефть и воду. Имеет ли вода запах?»

Вывод : вода не имеет запаха.

4 группа. Прочтите притчу: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги, когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

Вывод: вода- растворитель, но не все вещества растворяются в ней.

5 группа: на столе 2 стакана. Один с мутной водой, второй без воды с фильтром.

Задание: « Профильтруйте воду. Где остаются не растворившееся вещества? Проходит ли вода через фильтр?»

Вывод: «Не растворившееся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него».

6 группа . « Закончите предложение: При нагревании вода …, а при охлаждени….Делается аналогичный вывод.

« Люди забыли закрыть дверь. Ночью был сильный мороз. Утром лопнули трубы отопления. Какое свойство воды проявилось?»

Вывод: « Превращаясь в лед, вода расширяется».

5. Работа над новой темой.

Воду можно не только увидеть, но и услышать. Вслушайтесь в эти звуки. Что вы слышите? ( звучит шум дождя)

- Поднимите руку, кто из вас попадал под дождь?

- Как выглядят тела природы сразу после дождя?

- А как они выглядят через 3-4 часа?

-Куда делась вода? ( Испарилась)

- Какое слово « спряталось» в слове « испарилась»?( пар)

-Что же такое пар?( газообразное состояние воды).

-Почему пар исчезает? ( становится невидимым, т.к растворяется в воздухе)

Задание Деда- Всеведа:

« Вода в чайнике закипела. Андрей говорит маме: « Я выключил плиту, т.к из чайника шел дым». Какую неточность допустил Андрей?

- Куда стремится пар из чайника? ( Вверх)

-Почему? ( Пар легче воздуха).

- Может ли пар стать видимым? ( Да)

-Где это можно увидеть?( Ответы детей).

Вывод: Но во всех случаях невидимый пар становится видимым при одном условии: воздух, в котором содержится пар, должен охладиться.

Опыт: жестяную баночку наполнили водой и начали нагревать. Когда вода закипела, над ней поднялся пар, т.к он растворился в воздухе -он невидим. Над баночкой подержали холодную тарелку. Вскоре на нижней части тарелки образовались капли воды. Они все увеличивались и стали падать обратно в баночку.

- Когда стали нагревать баночку, то что происходит с водой? ( Испаряется).

- Во что она превращается? ( Пар)

- Мы его видим?( Нет)

-Почему? ( Растворяется в воздухе)

-Соприкасаясь с холодной тарелкой становится пар видимым?( Да)

- Во что превратился пар? (В жидкость).

Вывод: испарение – пар – охлаждение - образование капель ( на доску).

Вода – пар при нагревании

Пар- жидкость при охлаждении.

6.Физкультминутка.

Туча по небу плывет,

Дождик за руку ведет.

Он идет на тонких ножках,

В теплых маминых сапожках.

Дождик всюду проходил:

На крылечке наследил,

Дождик в луже искупался,

Топнул, шлепнул, вдаль умчался.

Воды на земле огромное количество. Если представить Москву дном гигантского стакана и попытаться налить в него всю воду Земли, то высота его должна быть больше , чем расстояние от Земли до Луны. Раз воды так много, куда же она девается? Этим вопросом очень давно заинтересовался Л.Н. Толстой.

Чтение I абзаца текста по карточке.

КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?
(Рассуждение)

« Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?...»

Вот на этот вопрос, мы и попытаемся ответить.

7.Объяснение учителя ( модель магнитов « Круговорот воды в природе» в ходе объяснения крепится на доске).

Вода испаряется и превращается в невидимый пар., который, как обычно, поднимается вверх. При подъеме он охлаждается и на большой высоте 2-3 км становится видимым- облаками. Облака сливаются в тучи. В тучах капельки воды становятся больше и падают на землю. Если в туче t воздуха ниже 0 градусов С- образуются снежинки и идет снег. Вода вернулась на землю, Она совершила круговорот.

Почему так назван путь воды?

8. Работа в тетрадях. Запишите слово « круговорот».

9.Закрепление материала.

Куда же девалась вода из моря? ( Ответы детей).

Переверните карточку обратной стороной , дочитаем текст Л.Н. Толстого до конца.

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...»

Моделирование круговорота. Работа в парах.

10. Рефлексия.

Отгадайте загадки. ( За каждую отгадку ребенок получает снежинку , на которой написана буква . Все отгадавшие загадки выстраиваются у доски).

  1. Что в гору не выкатить?

В решете не унести?

И в руках не удержать? ( Вода)

  1. Дверь откроешь, лохматая собака выйдет? ( Пар)

  2. Над холмами, над озерами

Лебедями белоперыми

Мы без крыльев пролетали

Пух да перья растеряли. ( Облака)

  1. Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет? ( Туча)

  2. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил( Дождь)

  3. Зимой греет,

Весной тлеет.

Летом умирает,

Осенью оживает? ( Снег)

  1. Один льет, другой пьет? ( Дождь и земля).

Какое слово получилось?

МОЛОДЦЫ.

- Снег, снежинки- это вода в каком состоянии?

11. Итог урока :

-В каких состояниях находится вода в природе?

- Когда вода превращается в пар?

-При каком условии пар превращается в жидкую воду?

- Что постоянно происходит с водой?



12. Домашнее задание.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Конспект урока окружающего мира"

Автор: Измайлова Светлана Гаясовна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства