Тема: Реки и озёра.
Цели: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать.
Оборудование:
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, всё ли у вас готово? Что мы узнали на последнем уроке.
Слайд 1.
Вытягиваем за красные стрелочки выводы.
– На прошлом занятии мы установили, что океаны – главные хранители водного запаса планеты. Материки окружены со всех сторон океанами.
– Сегодня мы продолжим разговор о материках и о воде.
Убираем надписи.
- Работа в парах.
– Прочитайте содержание в парах и выполните задания:
1. Назови материк.
2. Назови океан.
3. Разукрась указанный участок.
Дети находят задание и выполняют его.
- Работа с классом.
Миша и Лена придумали игру «Угадай-ка». Назови материк. Назови океан, который омывает материк.
Слайд 2 – 7.
Дети называют материк, океан.
Слайд 8.
- Проверка работы в парах.
Картинки вывешиваются на доске. Дети объясняют.
- Это Южная Америка. С запада её омывает Тихий океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
- У нас на рисунке изображена Северная Америка. С востока её омывает Атлантический океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
- На нашем рисунке – очертания Евразии. С севера её омывает Северный Ледовитый океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
– Почему вы решили использовать этот цвет? (Река – это не суша, а вода.)
– Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (Мы думаем, что разговор пойдёт о реке.)
– А что вы знаете о реке?
Дети высказывают свои предположения.
Слайд 9.
Дети записывают выводы.
Река – это большое количество воды на поверхности суши. Она всё время куда-то и откуда-то течёт.
Слайд 10.
– Какие вопросы у вас возникают?
Открыть затемнение.
1. Почему река течёт?
2. Где река начинается и куда она течёт?
3. Откуда в реке берётся вода?
– Что мы сейчас с вами делали? (Спланировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали? (Задавать вопросы.)
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
– Что вам поможет ответить на эти вопросы? (Учебник, карта.)
- Работа по учебнику.
Слайд 11.
Рассматривание картинки.
– Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на с. 104.
– Как называются разные части реки? Покажите.
(Начало реки называется истоком, место впадения – устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берег. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа – правые.)
Слайд 12.
Первый вопрос: почему река течёт?
– Мнение Лены: вода течёт, потому что дует ветер. Ваша версия. (Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.)
– Какие высокие участки суши вы знаете? (Это горы и возвышенности.)
Слайд 13.
Второй вопрос: где река начинается и куда она течёт?
– Мнение Лены: когда мы были на море, я часто на берегу играла в песок. Строила города, каналы. Очень часто вода из моря заливала мои постройки. Скорее всего, также получается и с рекой. Морская вода попадает на сушу и течёт себе дальше. Какой ответ даём на наш вопрос: где река начинается и куда она течёт?
Слайд 14.
(Реки начинаются в горах или на возвышенностях и заканчивают свой путь, соединяясь с океаном.)
– Исток реки, её начало, расположен на возвышенности, а устье – внизу, на уровне моря, потому что река всегда течёт вниз по склону: действует притяжение Земли.
– На все ли вопросы мы ответили? (Остался ещё один: откуда в реке берётся вода?)
Слайд 15.
– Версия Лены: когда мы были в лесу, то видели маленький ручеёк. Я сделала кораблик, пустила его в воду и побежала за ним. Сначала ручеёк был маленьким, а потом становился всё шире и шире. Он был так похож на реку! – Давайте вспомним, почему вода на Земле не исчезает? (Мы знаем о существовании круговорота воды в природе.)
– Предположите, откуда в реке берётся вода? (Наверное, когда идёт дождь, вода постепенно попадает в реку. Зимой много снега, весной он тает, и вода попадает в реку.)
– Проверьте свой вывод на с. 105. (Чтение учащимися).
– Как вы считаете, Лена права? (Мы думаем, что в горах на вершинах лежит снег, солнышко его подтапливает, снег начинает таять и течь вниз.)
– А теперь давайте вернёмся к нашему первому заданию. Где берут начало реки и куда они впадают. (Работа по листочкам на доске парами).
- Назовите реку. Где она берёт начало и куда впадает?
- Мы считаем, что река Амазонка начинается в горах – Андах, впадает в Атлантический океан.
- Река Миссисипи начинается одной своей частью в Кордильерах, а другая часть вытекает из озёр. Миссисипи впадает в Атлантический океан.
- Река Обь начинается в горах, но достаточно невысоких, она впадает в Северный Ледовитый океан.
– Что вы можете сказать о том, какая река будет течь быстрее: та, которая начинается в высоких горах, или та, которая берёт своё начало из озера или возвышенности? (Мы считаем, что реки, берущие начало в высоких горах, будут иметь более быстрое течение.)
– Как вы думаете, а что появляется раньше: овражек, по которому течёт ручеёк, или ручеёк? (Ручеёк бывает очень маленький. Может ли он сам сделать овражек? Наверное, нет.)
– Такой маленький ручеёк вы можете увидеть на с. 108. А вот что он может, вы узнаете из сказки.
Учитель сам рассказывает сказку на с. 108.
– Ребята, а вы пробовали воду в ручейке? Какая она на вкус? Эта вода солёная, как в океане? (Нет.)
Слайд 16. Физкультминутка.
– Обратите внимание на реку Миссисипи. Что ещё есть в бассейне этой реки? (Это, наверное, озёра.)
Слайд 17.
– Какие вопросы у вас возникают? (отпустить затемнения экрана и откроются два вопроса).
1) Что такое озеро?
2) Какие бывают озёра?
- Ваши предположения о том, что такое озеро?
– Вокруг берегов озёр расположен зелёный цвет. Значит, это низкое место. Вода с более высоких мест стекает в более низкие. И так образуется озеро. Значит, если река встречает на своём пути углубление, она заполняет его. Получается озеро – природный водоём со стоячей водой. Проверим наши предположения. (Отодвинуть зелёный прямоугольник и так появится вывод).
Слайд 18.
По щелчку появляется объект. Его надо перетащить на нужное место по схеме.
ΙΙΙ. Самостоятельное открытие знаний.
Дети подготовили небольшие сообщения об озёрах мира (3 учащихся). Выходят к доске, зачитывают сведения. На экране слайды 19, 20, 21.
- А теперь в клубе «Почемучек» ребята подготовили небольшие сообщения об озёрах мира.
ΙV. Применение новых знаний.
Викторина. Сайд 22. (При щелчке появляется вопрос, дети делают свои предположения. По щелчку открывается вопрос).
1. Как называется ложе, по которому течёт река? (водораздел, долина).
2. В каком направлении течёт река: к устью или к истоку? (к устью).
3. Куда течёт ручей? (вниз к реке или к озеру).
4. Как отличить озеро в природе и на карте? (река протяжённая, имеет течение, исток и устье (впадает в другую реку или озеро). Озеро замкнутое.
5. Откуда берётся вода в реке? (вода испаряется из морей и озёр. В облаках ветер переносит воду с моря на сушу. Там она выпадает в виде дождя. Капли собираются в ручьи, ручьи – в реки).
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Что мы сейчас делали? (оценивали свою работу).
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»
Самоанализ урока.
Учитель Лесникова Татьяна Алексеевна.
Тема данного урока – «Реки и озёра».
Была поставлена триединая дидактическая цель урока: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать, которая реализовывалась через следующие аспекты:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
прививать уважительное отношение друг к другу;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап совместного открытия знаний.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса, работа с алгоритмом);
практические (работа в парах).
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Урок начинается с этапа актуализации знаний и постановки учебной проблемы, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке.
На этом этапе я использовала работу в парах, работу с классом для развития познавательных ууд (универсальные учебные действия):
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивных ууд:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап – Совместное открытие знаний.
Задача данного этапа – актуализация коммуникативных УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Развитие личностных результатов:
формирование целостного взгляда на мир;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение терминов «река», «озеро»;
расширить знания о водных пространствах нашей планеты.
Обязательны были на этапе комментирование ответов учащихся, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического и психического здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности, проведена физкультминутка. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся.
На этапе рефлексия, для оценки успешности каждого ребенка я предложила детям самим оценить свою работу. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, учащиеся почувствуют свою значимость и успешность.
Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. 2 класс. Реки и озёра.»
Тема: Реки и озёра.
Цели: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать.
Оборудование:
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, всё ли у вас готово? Что мы узнали на последнем уроке.
Слайд 1.
Вытягиваем за красные стрелочки выводы.
– На прошлом занятии мы установили, что океаны – главные хранители водного запаса планеты. Материки окружены со всех сторон океанами.
– Сегодня мы продолжим разговор о материках и о воде.
Убираем надписи.
Работа в парах.
– Прочитайте содержание в парах и выполните задания:
1. Назови материк.
2. Назови океан.
3. Разукрась указанный участок.
Дети находят задание и выполняют его.
Работа с классом.
Миша и Лена придумали игру «Угадай-ка». Назови материк. Назови океан, который омывает материк.
Слайд 2 – 7.
Дети называют материк, океан.
Слайд 8.
Проверка работы в парах.
Картинки вывешиваются на доске. Дети объясняют.
- Это Южная Америка. С запада её омывает Тихий океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
- У нас на рисунке изображена Северная Америка. С востока её омывает Атлантический океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
- На нашем рисунке – очертания Евразии. С севера её омывает Северный Ледовитый океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
– Почему вы решили использовать этот цвет? (Река – это не суша, а вода.)
– Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (Мы думаем, что разговор пойдёт о реке.)
– А что вы знаете о реке?
Дети высказывают свои предположения.
Слайд 9.
Дети записывают выводы.
Река – это большое количество воды на поверхности суши. Она всё время куда-то и откуда-то течёт.
Слайд 10.
– Какие вопросы у вас возникают?
Открыть затемнение.
1. Почему река течёт?
2. Где река начинается и куда она течёт?
3. Откуда в реке берётся вода?
– Что мы сейчас с вами делали? (Спланировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали? (Задавать вопросы.)
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
– Что вам поможет ответить на эти вопросы? (Учебник, карта.)
Работа по учебнику.
Слайд 11.
Рассматривание картинки.
– Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на с. 104.
– Как называются разные части реки? Покажите.
(Начало реки называется истоком, место впадения – устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берег. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа – правые.)
Слайд 12.
Первый вопрос: почему река течёт?
– Мнение Лены: вода течёт, потому что дует ветер. Ваша версия. (Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.)
– Какие высокие участки суши вы знаете? (Это горы и возвышенности.)
Слайд 13.
Второй вопрос: где река начинается и куда она течёт?
– Мнение Лены: когда мы были на море, я часто на берегу играла в песок. Строила города, каналы. Очень часто вода из моря заливала мои постройки. Скорее всего, также получается и с рекой. Морская вода попадает на сушу и течёт себе дальше. Какой ответ даём на наш вопрос: где река начинается и куда она течёт?
Слайд 14.
(Реки начинаются в горах или на возвышенностях и заканчивают свой путь, соединяясь с океаном.)
– Исток реки, её начало, расположен на возвышенности, а устье – внизу, на уровне моря, потому что река всегда течёт вниз по склону: действует притяжение Земли.
– На все ли вопросы мы ответили? (Остался ещё один: откуда в реке берётся вода?)
Слайд 15.
– Версия Лены: когда мы были в лесу, то видели маленький ручеёк. Я сделала кораблик, пустила его в воду и побежала за ним. Сначала ручеёк был маленьким, а потом становился всё шире и шире. Он был так похож на реку! – Давайте вспомним, почему вода на Земле не исчезает? (Мы знаем о существовании круговорота воды в природе.)
– Предположите, откуда в реке берётся вода? (Наверное, когда идёт дождь, вода постепенно попадает в реку. Зимой много снега, весной он тает, и вода попадает в реку.)
– Проверьте свой вывод на с. 105. (Чтение учащимися).
– Как вы считаете, Лена права? (Мы думаем, что в горах на вершинах лежит снег, солнышко его подтапливает, снег начинает таять и течь вниз.)
– А теперь давайте вернёмся к нашему первому заданию. Где берут начало реки и куда они впадают. (Работа по листочкам на доске парами).
- Назовите реку. Где она берёт начало и куда впадает?
- Мы считаем, что река Амазонка начинается в горах – Андах, впадает в Атлантический океан.
- Река Миссисипи начинается одной своей частью в Кордильерах, а другая часть вытекает из озёр. Миссисипи впадает в Атлантический океан.
- Река Обь начинается в горах, но достаточно невысоких, она впадает в Северный Ледовитый океан.
– Что вы можете сказать о том, какая река будет течь быстрее: та, которая начинается в высоких горах, или та, которая берёт своё начало из озера или возвышенности? (Мы считаем, что реки, берущие начало в высоких горах, будут иметь более быстрое течение.)
– Как вы думаете, а что появляется раньше: овражек, по которому течёт ручеёк, или ручеёк? (Ручеёк бывает очень маленький. Может ли он сам сделать овражек? Наверное, нет.)
– Такой маленький ручеёк вы можете увидеть на с. 108. А вот что он может, вы узнаете из сказки.
Учитель сам рассказывает сказку на с. 108.
– Ребята, а вы пробовали воду в ручейке? Какая она на вкус? Эта вода солёная, как в океане? (Нет.)
Слайд 16. Физкультминутка.
– Обратите внимание на реку Миссисипи. Что ещё есть в бассейне этой реки? (Это, наверное, озёра.)
Слайд 17.
– Какие вопросы у вас возникают? (отпустить затемнения экрана и откроются два вопроса).
1) Что такое озеро?
2) Какие бывают озёра?
- Ваши предположения о том, что такое озеро?
– Вокруг берегов озёр расположен зелёный цвет. Значит, это низкое место. Вода с более высоких мест стекает в более низкие. И так образуется озеро. Значит, если река встречает на своём пути углубление, она заполняет его. Получается озеро – природный водоём со стоячей водой. Проверим наши предположения. (Отодвинуть зелёный прямоугольник и так появится вывод).
Слайд 18.
По щелчку появляется объект. Его надо перетащить на нужное место по схеме.
ΙΙΙ. Самостоятельное открытие знаний.
Дети подготовили небольшие сообщения об озёрах мира (3 учащихся). Выходят к доске, зачитывают сведения. На экране слайды 19, 20, 21.
- А теперь в клубе «Почемучек» ребята подготовили небольшие сообщения об озёрах мира.
ΙV. Применение новых знаний.
Викторина. Сайд 22. (При щелчке появляется вопрос, дети делают свои предположения. По щелчку открывается вопрос).
1. Как называется ложе, по которому течёт река? (водораздел, долина).
2. В каком направлении течёт река: к устью или к истоку? (к устью).
3. Куда течёт ручей? (вниз к реке или к озеру).
4. Как отличить озеро в природе и на карте? (река протяжённая, имеет течение, исток и устье (впадает в другую реку или озеро). Озеро замкнутое.
5. Откуда берётся вода в реке? (вода испаряется из морей и озёр. В облаках ветер переносит воду с моря на сушу. Там она выпадает в виде дождя. Капли собираются в ручьи, ручьи – в реки).
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Что мы сейчас делали? (оценивали свою работу).