Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема: Реки и озёра.
Цели: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать.
Оборудование:
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, всё ли у вас готово? Что мы узнали на последнем уроке.
Слайд 1.
Вытягиваем за красные стрелочки выводы.
– На прошлом занятии мы установили, что океаны – главные хранители водного запаса планеты. Материки окружены со всех сторон океанами.
– Сегодня мы продолжим разговор о материках и о воде.
Убираем надписи.
– Прочитайте содержание в парах и выполните задания:
1. Назови материк.
2. Назови океан.
3. Разукрась указанный участок.
Дети находят задание и выполняют его.
Миша и Лена придумали игру «Угадай-ка». Назови материк. Назови океан, который омывает материк.
Слайд 2 – 7.
Дети называют материк, океан.
Слайд 8.
Картинки вывешиваются на доске. Дети объясняют.
- Это Южная Америка. С запада её омывает Тихий океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
- У нас на рисунке изображена Северная Америка. С востока её омывает Атлантический океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
- На нашем рисунке – очертания Евразии. С севера её омывает Северный Ледовитый океан. А это река. Мы раскрасили её синим цветом.
– Почему вы решили использовать этот цвет? (Река – это не суша, а вода.)
– Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (Мы думаем, что разговор пойдёт о реке.)
– А что вы знаете о реке?
Дети высказывают свои предположения.
Слайд 9.
Дети записывают выводы.
Река – это большое количество воды на поверхности суши. Она всё время куда-то и откуда-то течёт.
Слайд 10.
– Какие вопросы у вас возникают?
Открыть затемнение.
1. Почему река течёт?
2. Где река начинается и куда она течёт?
3. Откуда в реке берётся вода?
– Что мы сейчас с вами делали? (Спланировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали? (Задавать вопросы.)
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
– Что вам поможет ответить на эти вопросы? (Учебник, карта.)
Слайд 11.
Рассматривание картинки.
– Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на с. 104.
– Как называются разные части реки? Покажите.
(Начало реки называется истоком, место впадения – устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берег. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа – правые.)
Слайд 12.
Первый вопрос: почему река течёт?
– Мнение Лены: вода течёт, потому что дует ветер. Ваша версия. (Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.)
– Какие высокие участки суши вы знаете? (Это горы и возвышенности.)
Слайд 13.
Второй вопрос: где река начинается и куда она течёт?
– Мнение Лены: когда мы были на море, я часто на берегу играла в песок. Строила города, каналы. Очень часто вода из моря заливала мои постройки. Скорее всего, также получается и с рекой. Морская вода попадает на сушу и течёт себе дальше. Какой ответ даём на наш вопрос: где река начинается и куда она течёт?
Слайд 14.
(Реки начинаются в горах или на возвышенностях и заканчивают свой путь, соединяясь с океаном.)
– Исток реки, её начало, расположен на возвышенности, а устье – внизу, на уровне моря, потому что река всегда течёт вниз по склону: действует притяжение Земли.
– На все ли вопросы мы ответили? (Остался ещё один: откуда в реке берётся вода?)
Слайд 15.
– Версия Лены: когда мы были в лесу, то видели маленький ручеёк. Я сделала кораблик, пустила его в воду и побежала за ним. Сначала ручеёк был маленьким, а потом становился всё шире и шире. Он был так похож на реку! – Давайте вспомним, почему вода на Земле не исчезает? (Мы знаем о существовании круговорота воды в природе.)
– Предположите, откуда в реке берётся вода? (Наверное, когда идёт дождь, вода постепенно попадает в реку. Зимой много снега, весной он тает, и вода попадает в реку.)
– Проверьте свой вывод на с. 105. (Чтение учащимися).
– Как вы считаете, Лена права? (Мы думаем, что в горах на вершинах лежит снег, солнышко его подтапливает, снег начинает таять и течь вниз.)
– А теперь давайте вернёмся к нашему первому заданию. Где берут начало реки и куда они впадают. (Работа по листочкам на доске парами).
- Назовите реку. Где она берёт начало и куда впадает?
- Мы считаем, что река Амазонка начинается в горах – Андах, впадает в Атлантический океан.
- Река Миссисипи начинается одной своей частью в Кордильерах, а другая часть вытекает из озёр. Миссисипи впадает в Атлантический океан.
- Река Обь начинается в горах, но достаточно невысоких, она впадает в Северный Ледовитый океан.
– Что вы можете сказать о том, какая река будет течь быстрее: та, которая начинается в высоких горах, или та, которая берёт своё начало из озера или возвышенности? (Мы считаем, что реки, берущие начало в высоких горах, будут иметь более быстрое течение.)
– Как вы думаете, а что появляется раньше: овражек, по которому течёт ручеёк, или ручеёк? (Ручеёк бывает очень маленький. Может ли он сам сделать овражек? Наверное, нет.)
– Такой маленький ручеёк вы можете увидеть на с. 108. А вот что он может, вы узнаете из сказки.
Учитель сам рассказывает сказку на с. 108.
– Ребята, а вы пробовали воду в ручейке? Какая она на вкус? Эта вода солёная, как в океане? (Нет.)
Слайд 16. Физкультминутка.
– Обратите внимание на реку Миссисипи. Что ещё есть в бассейне этой реки? (Это, наверное, озёра.)
Слайд 17.
– Какие вопросы у вас возникают? (отпустить затемнения экрана и откроются два вопроса).
1) Что такое озеро?
2) Какие бывают озёра?
- Ваши предположения о том, что такое озеро?
– Вокруг берегов озёр расположен зелёный цвет. Значит, это низкое место. Вода с более высоких мест стекает в более низкие. И так образуется озеро. Значит, если река встречает на своём пути углубление, она заполняет его. Получается озеро – природный водоём со стоячей водой. Проверим наши предположения. (Отодвинуть зелёный прямоугольник и так появится вывод).
Слайд 18.
По щелчку появляется объект. Его надо перетащить на нужное место по схеме.
ΙΙΙ. Самостоятельное открытие знаний.
Дети подготовили небольшие сообщения об озёрах мира (3 учащихся). Выходят к доске, зачитывают сведения. На экране слайды 19, 20, 21.
- А теперь в клубе «Почемучек» ребята подготовили небольшие сообщения об озёрах мира.
ΙV. Применение новых знаний.
Викторина. Сайд 22. (При щелчке появляется вопрос, дети делают свои предположения. По щелчку открывается вопрос).
1. Как называется ложе, по которому течёт река? (водораздел, долина).
2. В каком направлении течёт река: к устью или к истоку? (к устью).
3. Куда течёт ручей? (вниз к реке или к озеру).
4. Как отличить озеро в природе и на карте? (река протяжённая, имеет течение, исток и устье (впадает в другую реку или озеро). Озеро замкнутое.
5. Откуда берётся вода в реке? (вода испаряется из морей и озёр. В облаках ветер переносит воду с моря на сушу. Там она выпадает в виде дождя. Капли собираются в ручьи, ручьи – в реки).
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Что мы сейчас делали? (оценивали свою работу).
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт