Слайд №1 | - Сегодня к вам на урок приглашены гости. На них вы поглядите и кивните. - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. -Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь и передайте частичку своего добра. -Вот видите от наших улыбок и доброты, уютнее и теплее стало в классе. Теперь же посмотрите на меня. Экскурсовод сегодня я. И, не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу, И улыбку не забудь! | (смотрят друг на друга) (смотрят на учителя) |
Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 | - Сегодня ребята, мы отправимся с вами на экскурсию. А куда именно отгадайте загадку Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем.
- Что интересного можно увидеть в лесу? -А лес, в который мы сегодня с вами отправляемся необычный, волшебный… -Ой, а кто же это там прячется? -Кто из вас знает, что за герой к нам пришёл на урок? -Из какой он сказки? -Интересно, зачем же он к нам пришёл?! -А у нас на уроке скучно не бывает! Ведь лес… Это сказочно красивый мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных растений и грибов! Все они смотрят на нас и умоляют человека не рвать, не губить их, а понюхать, полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. -Кто из вас уже ходил в лес? -Что вы там делали?
- Сбор даров леса и прежде всего грибов, является одним из любимых занятий людей всех возрастов. Но чтобы поход в лес был здоровым и увлекательным отдыхом, как вы думаете, что должен знать каждый грибник? - Какие правила поведения в лесу вы знаете? Молодцы! Я подытожу ваши слова и перечислю основные правила поведения в лесу Собирайте только знакомые вам грибы и ягоды. Ни в коем случае не пробуйте ягоды, неизвестные вам. Обязательно покажите собранные грибы взрослому, который в них разбирается, чтобы он отделил съедобные грибы от ядовитых. Не стесняйся спрашивать взрослых о том, съедобны ли грибы и ягоды, которые встретились вам в лесу. Постоянно пополняй свои знания о грибах – тогда сомнений не будет. - А у вас на столах лежат памятки с правилами поведения в лесу, которые останутся у вас. Они пригодятся вам в жизни. –В первой четверти вы уже знакомились с грибами, много знаете о них. А сегодня у нас новая тема. -Послушайте стихотворение и попробуйте сами её сформулировать . Вкусный суп. Ведьма суп сварить решила. Змей сушёных покрошила, Развела большой костёр И поставила на стол. Между сосен и полянок Собрала ведро поганок, Поскакала за бугор- Отыскала мухомор, Для приправы-бузины, Для отравы - белены, Волчьих ягод полкорзины И отличной свежей тины. Супчик вышел то, что надо: Целых двадцать литров яда! - Почему суп оказался ядовитым?
- Кто был самым внимательным, какие опасные грибы встретились в стихотворение? - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. -Давайте проверим, верны ли ваши слова -Ребята, мне очень жаль, но мы не можем продолжить наше путешествие. Тема нашего урока закодирована кью-ар кодом. -Кто знает, что такое кью ар код? -Где вы его встречали? -Действительно, в современном мире кью ар код можно увидеть часто Конечно, его может расшифровать каждый, но для этого нужен мобильный телефон с установленной программой для распознавания зашифрованной информации. | -Лес -Зверей, птиц, деревья… -Старичок Боровичок -Морозко (ответы детей) -собирали ягоды, грибы -правила поведения в лесу -Как вести себя в лесу..и так далее (слушают стихотворение) -потому что приготовлен суп из ядовитых растений, грибов… -мухомор, поганки. -Опасные грибы - зашифрованная информация -на вывесках магазинов, этикетках, учебниках. |
Слайд №13 Слайд №14 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №15 Слайд №16 Слайд №16 | -Итак, вы готовы отправиться в лес? -Перед нами первая лесная полянка, и грибов на ней видимо-невидимо… -Мне известно, что вы уже знаете некоторые грибы, поэтому легко отгадаете мои загадки. На середине ваших столов лежат картинки-отгадки с картинками их ядовитых двойников. Отгадав загадки, посмотрите и сравните картинки. Работаем в паре. 1. Эти дружные ребята На пеньке растут в лесу. Называют их… -Какие грибы являются опасными двойниками опят? Растут в лесу сестрички. Рыжие… -Какие грибы являются опасными двойниками лисичек? 3. Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой Снежной, бархатной прокладкой -Какие грибы являются опасными двойниками белого гриба? -Оставьте картинки с изображением грибов перед собой, они пригодятся вам для следующего задания. | -да -опята -ложные опята -лисички -ложные лисички -белый гриб -желчный гриб, сатанинский гриб |
Слайд №17 Слайд №18 Слайд №19 Слайд №19 Слайд №19 Слайд №19 | -На столах у вас лежит гриб №1. Сорвите его. -Этот гриб не простой. Под ним спрятались утверждения. Продолжаем работать в паре. -Подчеркните в этих утверждениях слова, которые показывают различие ядовитого гриба от съедобного. Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Вот как их различить. У «царя грибов» шляпка белая или желтовато- коричневая, мякоть на срезе остаётся белой. У его подражателя шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет. Сатанинский гриб – имеет красноватую окраску нижней части шляпки и красный сетчатый рисунок ножки. На изломе будет синеть. Двойники есть и у опят. Они ядовиты. При сборе опят нужно помнить правило: на ножке съедобных опят всегда есть «юбочка» на ложных опятах «юбочка» отсутствует. Ложная лисичка лишь по форме имеет сходство со съедобной лисичкой, но по окраске её нельзя спутать. Окраска шляпки у ложной лисички красновато-оранжевая или оранжево-жёлтая. Пластинки ярко-красные или оранжевые. Если сломать ножку ложной лисички, то выступает белый сок. -Кто желает перечислить отличия ядовитых грибов от съедобных в первом утверждение- поднимите руку. - Во втором утверждение… -В третьем утверждение… -В четвертом … Грибное коварство известно в природе? Грибы - двойники существуют в природе. Внимательным будь, в лес идя, не забудь: Ошибка закончит твой жизненный путь. Грибы ядовитые выучи, знай, В лесу безошибочно их узнавай. | (дети берут гриб-карточку №1) (ответы детей) |
Слайд №21 Слайд №22 Слайд №23 Слайд №24 Слайд №25 | -Вам нравится наше воображаемое путешествие? Тогда мы идём дальше. -На полянке мы находим ещё один гриб, под номером два. Под шляпкой этого гриба лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны. Ядовитые грибы лесу не нужны. Ядовитые грибы надо уничтожать. В лесу нужны все только съедобные грибы. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные. – Поднимите руку, кто считает 1 высказывание Ядовитые грибы лесу не нужны верным? -Второе высказывание - Ядовитые грибы надо уничтожать? -Третье высказывание - В лесу нужны все только съедобные грибы? - Четвёртое высказывание - В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные? – Почему выбрали 4 высказывание «В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные», ведь приходя в лес за грибами, мы обходим стороной ядовитые грибы, то для чего же они существуют в природе? -Верно, в природе ничего лишнего нет! -Роль грибов в природе трудно переоценить. ... Не пригоден к использованию человеком-вовсе не означает, что он не нужен в природе. Многие животные употребляют их в пищу, ими лечатся. Некоторые несъедобные грибы идут на изготовление лекарственных препаратов . А опытные садоводы-огородники даже используют их на своих приусадебных участках. -А наша воображаемая корзина ещё недостаточно наполнена грибами. -Сейчас мы разделимся на три команды, по рядам. Разойдитесь по своим полянкам, которые располагаются на последних партах. И вот вы уже на лесной поляне, полной разнообразия грибов. Что вы будете делать? -Соберите грибы на своей «полянке». - Наполнив корзины, мы возвращаемся домой. Что, прежде всего, нужно сделать с этими грибами? -Необходимо показать взрослым, какое разнообразие грибов нам удалось найти. В данном случае взрослым являюсь я. -Посмотрим, какие грибы собрали учащиеся первой команды? -Что может сказать вторая команда о своих грибах, какие они? -Какие грибы собрала третья команда? -Почему на ваших полянках остались грибы? -Молодцы, вы настоящие грибники! | -Да (берут карточку-гриб №2) (нет рук) (нет рук) (нет рук) (подняли руку) -ядовитые грибы нужны животным (делятся на три команды) -собирать грибы (собирают грибы в корзину) - проверить съедобные ли грибы -они ядовитые |
Слайд №27 Слайд №28 Слайд №29 Слайд №30 | -Мы сегодня с вами говорили о ядовитых грибах, но мы должны помнить, что для нас они ядовиты, а кому – приносят пользу. Прошу, природу берегите! Не рвите лишнего прошу! Их мало на земле осталось, Храните леса красоту. Она не даром нам досталась, Сегодня все должны понять: Природу надо охранять. Она, как малое дитя, К тебе протягивает руки. И дарит всем нам красоту, Чтоб мы не знали в жизни скуки! – Кому было интересно на уроке? – Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали. – Что понравилось делать? – Что было трудно? – Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, положите в корзину съедобный гриб , а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, то несъедобный гриб. Спасибо за урок, благодарит нас Старичок Боровичок, спасибо за работу! | (ответы детей) -какими бывают грибы, какие грибы называют двойниками -определять грибы, рисовать грибы -ничего (выбирают гриб-смайлик) |