Тема: Шляпочные грибы
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.
Развивающие:
Развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, умение делать выводы, обобщать, работать самостоятельно, в группах.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, здоровый образ жизни, развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Оборудование: таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”, коллекция шляпочных грибов, открытки с изображением грибов, презинтация.
Тип урока: комбинированный.
Методы: самостоятельная работа в группах, беседа.
Формируемые понятия: шляпочные грибы, грибница, трубчатые и пластинчатые грибы, ядовитые и съедобные грибы;
Ход урока:
I. Оргмомент:
НАСТРОЙ НА РАБОТУ.
Правила на доске:
Сначала выслушай, затем задай вопрос.
Максимальная активность каждого.
Никакой критики.
Сообщение темы и целей урока.
Познакомимся с вами с этими загадочными и необычными жителями леса.
Но прежде - проверим домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Биологический диктант: да +, нет-
Грибы – это живые организмы которые, занимают промежуточное положение между растениями и животными.
Грибы растут всю свою жизнь.
Все грибы - многоклеточные организмы.
Дрожжи – это грибы, которые человек использует в хлебопечении.
Грибы, как и растения, могут фотосинтезировать.
Грибы, вызывающие заболевания растений, животных и человека относятся к паразитам.
Грибы питаются готовыми органическими веществами.
Некоторые грибы приносят большой вред.
Самопроверка.
Ответы: ??_?_???
1.БЕСЕДА
- И все- таки что же такое грибы?
Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
-Какие признаки грибов сближают их с царством растений? (прикреплённый образ жизни, неограниченный рост, наличие хорошо развитой клеточной стенки, размножение спорами).
- Какие признаки сближают грибы с царством животных? (наличие хитина в клеточных стенках, не имеют хлорофилла, гетеротрофный тип питания).
По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%), до 40 % белков, 10-15 % углеводов. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах витамины А, В, С, РР, Д, соли фосфора, калия, железа, микроэлементы медь, йод, цинк. Фосфора и кальция в них примерно столько же, сколько в рыбе.
- Какое значение имеют грибы в природе?
Они питают деревья, участвуют в разложении лесной подстилки и превращении ее в питательный слой, служат кормом для животных. Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. Съедобные грибы употребляет в пищу и человек. Грибы необходимы для изготовления хлеба, сыров, в виноделии. Но грибы могут наносить и большой вред. Некоторые из них вызывают болезни растений, животных и человека. Портят продукты, разрушают постройки.
III. Изучение нового материала:
Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами, а именно с шляпочными грибами.
Сегодня мы с вами совершим прогулку по лесу и отправимся на так называемую «тихую охоту».
- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (ответы детей).
Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков:
«В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».
В настоящее время описано около 100 тысяч видов грибов.Шляпочных грибов встречается более 200 видов
Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.
-Как вы думаете, почему они получили такое название? (Загадка)
На бору, на яру, стоит старичок, красненький колпачок?
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл?
Шило мотовило, под землёй ходило, перед солнцем стало и шляпу сняло? (Гриб)
1. Особенности строения шляпочных грибов (рассказ учителя, составление схемы на доске).
Самостоятельная работа: 1. Прочитайте в учебнике стр. 179, пункт «Строение шляпочного гриба»; 2. Зарисуйте шляпочный гриб и отметьте его части.
-Как вы понимаете народную поговорку:
«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»
(Не все грибы можно употреблять в пищу. Некоторые из них ядовиты).
Шляпочных грибов встречается более 200 видов, но употребляют в пищу около 40, а местами 15-20 видов.
Остальные грибы, если и не считают ядовитыми, то по их пищевым качествам относят к несъедобным. В народе их называют «поганками» и не собирают. Но вкусы у разных народов отличаются. В России груздь относят к ценным грибам, а в странах Западной Европы его считают несъедобным. Некоторые грибники собирают навозники, грибы-зонтики, тогда как другие считают их несъедобными.
Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
- Какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Бледная поганка – самый опасный гриб из рода мухоморов. Ее яд не обезвреживается при кипячении, а признаки отравления наступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно.
Большая часть смертельных отравлений грибами приходится на бледную поганку. Ее легко спутать с молодыми шампиньонами. Повстречаться с бледной поганкой можно в дубовых и других лиственных лесах, в хвойных она растет редко.
Мухомор красный – красивый, ярко окрашенный гриб, встречается летом и осенью в лиственных и смешанных лесах. Название мухомор получил из-за того, что настой этих грибов применяли для уничтожения мух (в лесу мухи напившись воды в шляпке, погибали).
Ложные серо – желтые опята также могут вызывать отравления. Встречаются с весны до осени. Растут, как и съедобные, на пнях, гнилой древесине, у основания стволов.
Около 25 видов ядовитых грибов растет в наших лесах. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
Чтобы лучше узнать о таких грибах, постараемся определить грибы двойники по основным признакам.
Самостоятельная работа:1. Рассмотрите рисунки 103 и 104 на стр. 181 и 182.
2. Найдите отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. 3. Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Устали? Физкультминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Признаки отравления грибами
Резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых покровов, наблюдается нарушение сердечного ритма, дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.
Первая помощь при отравлениях
Вызвать скорую помощь, до прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту, чтобы удалить недоброкачественную пищу из желудка, заставить пострадавшего выпивать по 4-5 стаканов теплой воды и повторять процедуру до тех пор, пока при рвотных движениях станет выходить вода без примесей пищи; дать пострадавшему таблетки активированного угля.
Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
3. Групповая работа учащихся.
Класс делится на 3 группы: грибники, кулинары и медики. Каждая группа получает определённые символы (медики - белый халат, грибники - корзину с грибами, кулинары – фартук). Каждая группа работает с дополнительной литературой, отвечает на вопросы.
Грибники: 1. Как приготовиться к сбору грибов? 2. Когда и где можно собирать грибы? 3. Как собирать грибы?
Кулинары: 1. Что сделать с грибами, принесёнными домой? 2. Кому можно есть грибы? 3. Какие грибные блюда вы знаете?
Медики: 1. Первая помощь при отравлении. 2. Что сделать, чтобы не отравиться грибами?
Ответы участников групп заслушиваются, обсуждаются.
“Третий лишний”:
Грибы сгруппированы по определенному признаку, но один гриб не имеет этого признака и поэтому является лишним.
4. Подведение итогов занятия
-Давайте сформулируем несколько советов о том, как правильно обращаться с грибами.
-
Быть внимательными при сборе грибов;
-
Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, можешь ошибиться;
-
Не уверен, что знаешь гриб - выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался;
-
Яд из грибов не всегда можно удалить кипячением;
-
Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми;
-
Нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы).
IV. Закрепление.
1. “Заморочки из бочки”
а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.
(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).
б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека)
в) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)
2. Объясни смысл поговорок.
Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.
Гриб быстро растет под дубом.
Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
Гриб растет ночью.
Грибы - не хлеб.
Лучше рыжик, чем ничего.
Молодые опенки, да черви в них.
3. Ответь на вопросы:
- Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз)
- Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами )
- Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев)
- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)
- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)
- Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)
- Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)
- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро)
- Почему говорят «Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы»?
- На что обращал внимание человек, давая названия грибам? Объясните названия – подберёзовик, маслёнок, волнушка, рыжик, сморчок, сыроежка, мухомор.
IV. Задание на дом:
Изучить параграф 43, ответить на вопросы в конце параграфа.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
«Карта настроения»
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.