kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему: "Шляпочные грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Шляпочные грибы

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Развивающие:

Развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, умение делать выводы, обобщать, работать самостоятельно, в группах.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, здоровый образ жизни, развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Оборудование: таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”, коллекция шляпочных грибов, открытки с изображением грибов, презинтация.

Тип урока: комбинированный.

Методы: самостоятельная работа в группах, беседа.

Формируемые понятия: шляпочные грибы, грибница, трубчатые и пластинчатые грибы, ядовитые и съедобные грибы;

                                                  Ход урока:

I. Оргмомент:

НАСТРОЙ НА РАБОТУ.

Правила на доске:

Сначала выслушай, затем задай вопрос.

Максимальная активность каждого.

Никакой критики.

Сообщение темы и целей урока.

Познакомимся с вами с этими загадочными и необычными жителями леса.

Но прежде - проверим домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

Биологический диктант: да +, нет-

Грибы – это живые организмы которые, занимают промежуточное положение между растениями и животными.

Грибы растут всю свою жизнь.

Все грибы - многоклеточные организмы.

Дрожжи – это грибы, которые человек использует в хлебопечении.

Грибы, как и растения, могут фотосинтезировать.

Грибы, вызывающие заболевания растений, животных и человека относятся к паразитам.

Грибы питаются готовыми органическими веществами.

Некоторые грибы приносят большой вред.

Самопроверка.

Ответы: ??_?_???

1.БЕСЕДА

-  И все- таки что же такое грибы?

Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

 -Какие признаки грибов сближают их с царством растений?  (прикреплённый образ жизни, неограниченный рост, наличие хорошо развитой клеточной стенки, размножение спорами).

 - Какие признаки сближают грибы с царством животных? (наличие хитина в клеточных стенках, не имеют хлорофилла, гетеротрофный тип питания).

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%), до 40 % белков, 10-15 % углеводов. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах витамины  А, В, С, РР, Д, соли фосфора, калия, железа, микроэлементы медь, йод, цинк. Фосфора и кальция в них примерно столько же, сколько в рыбе.

-  Какое значение имеют грибы в природе? 

Они питают деревья, участвуют в разложении лесной подстилки и превращении ее в питательный слой,  служат кормом для животных.  Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. Съедобные грибы употребляет в пищу  и человек. Грибы необходимы для изготовления хлеба, сыров, в виноделии. Но грибы могут наносить и большой вред. Некоторые из них вызывают болезни растений, животных и человека. Портят продукты, разрушают постройки.

III. Изучение нового материала:

Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами, а именно с шляпочными грибами.

Сегодня мы с вами совершим прогулку по лесу и отправимся на так называемую «тихую охоту».

- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (ответы детей).

Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков:

«В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».

В настоящее время описано около 100 тысяч видов грибов.Шляпочных грибов встречается более 200 видов

Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.

-Как вы думаете, почему они получили такое название?  (Загадка)

 На бору, на яру, стоит старичок, красненький колпачок?

 Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл?

Шило мотовило, под землёй ходило, перед солнцем стало и шляпу сняло? (Гриб)

1. Особенности строения шляпочных грибов (рассказ учителя, составление схемы на доске).

Самостоятельная работа: 1. Прочитайте в учебнике стр. 179, пункт «Строение шляпочного гриба»; 2. Зарисуйте шляпочный гриб и отметьте его части.

-Как вы понимаете народную поговорку:

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»

(Не все грибы можно употреблять в пищу. Некоторые из них ядовиты).

Шляпочных грибов встречается более 200 видов, но употребляют в пищу около 40, а местами 15-20 видов.

Остальные грибы, если и не считают ядовитыми, то по их пищевым качествам относят к несъедобным. В народе их называют «поганками» и не собирают. Но вкусы у разных народов отличаются. В России груздь относят к ценным грибам, а в странах Западной Европы его считают несъедобным. Некоторые грибники собирают навозники, грибы-зонтики, тогда как другие считают их несъедобными.

 Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

- Какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).

Бледная поганка – самый опасный гриб из рода мухоморов. Ее яд не обезвреживается при кипячении, а признаки отравления наступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно.

 Большая часть смертельных отравлений грибами приходится на бледную поганку. Ее легко спутать с молодыми шампиньонами. Повстречаться с бледной поганкой можно в дубовых и других лиственных лесах, в хвойных она растет редко.

Мухомор красный – красивый, ярко окрашенный гриб, встречается летом и осенью в лиственных и смешанных лесах. Название мухомор получил из-за того, что настой этих грибов применяли для уничтожения мух (в лесу мухи напившись воды в шляпке, погибали).

Ложные серо – желтые опята также могут вызывать отравления. Встречаются с весны до осени. Растут, как и съедобные, на пнях, гнилой древесине, у основания стволов.

Около 25 видов ядовитых грибов растет в наших лесах. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Чтобы лучше узнать о таких грибах, постараемся определить грибы двойники по основным признакам.

Самостоятельная работа:1. Рассмотрите рисунки 103 и 104 на стр. 181 и 182.

2. Найдите отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. 3. Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.

Устали? Физкультминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Признаки отравления грибами

Резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых покровов, наблюдается нарушение сердечного ритма, дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.

Первая помощь при отравлениях

Вызвать скорую помощь, до прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту, чтобы удалить недоброкачественную пищу из желудка, заставить пострадавшего выпивать по 4-5 стаканов теплой воды и повторять процедуру до тех пор, пока при рвотных движениях станет выходить вода без примесей пищи; дать пострадавшему таблетки активированного угля.        

Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.   

3. Групповая работа учащихся.

 Класс делится на 3 группы: грибники, кулинары и медики. Каждая группа получает определённые символы (медики - белый халат, грибники - корзину с грибами, кулинары – фартук). Каждая группа работает с дополнительной литературой, отвечает на вопросы.      

Грибники: 1. Как приготовиться к сбору грибов?  2. Когда и где можно собирать грибы? 3. Как собирать грибы?

Кулинары: 1. Что сделать с грибами, принесёнными домой? 2. Кому можно есть грибы? 3. Какие грибные блюда вы знаете?

Медики: 1. Первая помощь при отравлении. 2. Что сделать, чтобы не отравиться грибами?

Ответы участников групп заслушиваются, обсуждаются.

 “Третий лишний”:

Грибы сгруппированы по определенному признаку, но один гриб не имеет этого признака и поэтому является лишним.

 4. Подведение итогов занятия

  -Давайте сформулируем несколько советов о том, как правильно обращаться с грибами.

  1. Быть внимательными при сборе грибов;

  2. Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, можешь ошибиться;

  3. Не уверен, что знаешь гриб - выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался;

  4. Яд из грибов не всегда можно удалить кипячением;

  5. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми;

  6. Нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы).

IV. Закрепление.

1. “Заморочки из бочки”

а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.
(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).
б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека)
в) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)

2. Объясни смысл поговорок.


Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.
Гриб быстро растет под дубом.
Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
Гриб растет ночью.
Грибы - не хлеб.
Лучше рыжик, чем ничего.
Молодые опенки, да черви в них.

3. Ответь на вопросы:

- Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз)
- Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами )
- Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев)
- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)
- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)
- Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)
- Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)
- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро)

 - Почему говорят «Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы»?

 - На что обращал внимание человек, давая названия грибам? Объясните названия – подберёзовик, маслёнок, волнушка, рыжик, сморчок, сыроежка, мухомор.

IV. Задание на дом:

Изучить параграф 43, ответить на вопросы в конце параграфа.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

«Карта настроения»


В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему: "Шляпочные грибы" »

Тема: Шляпочные грибы

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Развивающие:

Развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, умение делать выводы, обобщать, работать самостоятельно, в группах.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, здоровый образ жизни, развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Оборудование: таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”, коллекция шляпочных грибов, открытки с изображением грибов, презинтация.

Тип урока: комбинированный.

Методы: самостоятельная работа в группах, беседа.

Формируемые понятия: шляпочные грибы, грибница, трубчатые и пластинчатые грибы, ядовитые и съедобные грибы;

                                                  Ход урока:

I. Оргмомент:

НАСТРОЙ НА РАБОТУ.

Правила на доске:

Сначала выслушай, затем задай вопрос.

Максимальная активность каждого.

Никакой критики.

Сообщение темы и целей урока.

Познакомимся с вами с этими загадочными и необычными жителями леса.

Но прежде - проверим домашнее задание.





II. Проверка домашнего задания.



Биологический диктант: да +, нет-

Грибы – это живые организмы которые, занимают промежуточное положение между растениями и животными.

Грибы растут всю свою жизнь.

Все грибы - многоклеточные организмы.

Дрожжи – это грибы, которые человек использует в хлебопечении.

Грибы, как и растения, могут фотосинтезировать.

Грибы, вызывающие заболевания растений, животных и человека относятся к паразитам.

Грибы питаются готовыми органическими веществами.

Некоторые грибы приносят большой вред.

Самопроверка.

Ответы: ∆∆_∆_∆∆∆



1.БЕСЕДА

- И все- таки что же такое грибы?

Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

 -Какие признаки грибов сближают их с царством растений? (прикреплённый образ жизни, неограниченный рост, наличие хорошо развитой клеточной стенки, размножение спорами).

- Какие признаки сближают грибы с царством животных? (наличие хитина в клеточных стенках, не имеют хлорофилла, гетеротрофный тип питания).

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%), до 40 % белков, 10-15 % углеводов. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах витамины А, В, С, РР, Д, соли фосфора, калия, железа, микроэлементы медь, йод, цинк. Фосфора и кальция в них примерно столько же, сколько в рыбе.

- Какое значение имеют грибы в природе?

Они питают деревья, участвуют в разложении лесной подстилки и превращении ее в питательный слой, служат кормом для животных. Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. Съедобные грибы употребляет в пищу и человек. Грибы необходимы для изготовления хлеба, сыров, в виноделии. Но грибы могут наносить и большой вред. Некоторые из них вызывают болезни растений, животных и человека. Портят продукты, разрушают постройки.



III. Изучение нового материала:



Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами, а именно с шляпочными грибами.

Сегодня мы с вами совершим прогулку по лесу и отправимся на так называемую «тихую охоту».

- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (ответы детей).

Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков:

«В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».

В настоящее время описано около 100 тысяч видов грибов.Шляпочных грибов встречается более 200 видов

Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.

-Как вы думаете, почему они получили такое название?  (Загадка)

 На бору, на яру, стоит старичок, красненький колпачок?

 Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл?

Шило мотовило, под землёй ходило, перед солнцем стало и шляпу сняло? (Гриб)



1. Особенности строения шляпочных грибов (рассказ учителя, составление схемы на доске).

Самостоятельная работа: 1. Прочитайте в учебнике стр. 179 , пункт «Строение шляпочного гриба»; 2. Зарисуйте шляпочный гриб и отметьте его части.



-Как вы понимаете народную поговорку:

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»

(Не все грибы можно употреблять в пищу. Некоторые из них ядовиты).





Шляпочных грибов встречается более 200 видов, но употребляют в пищу около 40, а местами 15-20 видов.

Остальные грибы, если и не считают ядовитыми, то по их пищевым качествам относят к несъедобным. В народе их называют «поганками» и не собирают. Но вкусы у разных народов отличаются. В России груздь относят к ценным грибам, а в странах Западной Европы его считают несъедобным. Некоторые грибники собирают навозники, грибы-зонтики, тогда как другие считают их несъедобными.

Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

- Какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).

Бледная поганка – самый опасный гриб из рода мухоморов. Ее яд не обезвреживается при кипячении, а признаки отравления наступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно.

Большая часть смертельных отравлений грибами приходится на бледную поганку. Ее легко спутать с молодыми шампиньонами. Повстречаться с бледной поганкой можно в дубовых и других лиственных лесах, в хвойных она растет редко.

Мухомор красный – красивый, ярко окрашенный гриб, встречается летом и осенью в лиственных и смешанных лесах. Название мухомор получил из-за того, что настой этих грибов применяли для уничтожения мух (в лесу мухи напившись воды в шляпке, погибали).

Ложные серо – желтые опята также могут вызывать отравления. Встречаются с весны до осени. Растут, как и съедобные, на пнях, гнилой древесине, у основания стволов.

Около 25 видов ядовитых грибов растет в наших лесах. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Чтобы лучше узнать о таких грибах, постараемся определить грибы двойники по основным признакам.



Самостоятельная работа:1. Рассмотрите рисунки 103 и 104 на стр. 181 и 182.

2. Найдите отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. 3. Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.

Устали? Физкультминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)



Признаки отравления грибами

Резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых покровов, наблюдается нарушение сердечного ритма, дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.



Первая помощь при отравлениях

Вызвать скорую помощь, до прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту, чтобы удалить недоброкачественную пищу из желудка, заставить пострадавшего выпивать по 4-5 стаканов теплой воды и повторять процедуру до тех пор, пока при рвотных движениях станет выходить вода без примесей пищи; дать пострадавшему таблетки активированного угля.        

Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.   



3. Групповая работа учащихся.

 Класс делится на 3 группы: грибники, кулинары и медики. Каждая группа получает определённые символы (медики - белый халат, грибники - корзину с грибами, кулинары – фартук). Каждая группа работает с дополнительной литературой, отвечает на вопросы.      

Грибники: 1. Как приготовиться к сбору грибов?  2. Когда и где можно собирать грибы? 3. Как собирать грибы?

Кулинары: 1. Что сделать с грибами, принесёнными домой? 2. Кому можно есть грибы? 3. Какие грибные блюда вы знаете?

Медики: 1. Первая помощь при отравлении. 2. Что сделать, чтобы не отравиться грибами?

Ответы участников групп заслушиваются, обсуждаются.

Третий лишний”:

Грибы сгруппированы по определенному признаку, но один гриб не имеет этого признака и поэтому является лишним.



 4. Подведение итогов занятия

-Давайте сформулируем несколько советов о том, как правильно обращаться с грибами.

  1. Быть внимательными при сборе грибов;

  2. Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, можешь ошибиться;

  3. Не уверен, что знаешь гриб - выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался;

  4. Яд из грибов не всегда можно удалить кипячением;

  5. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми;

  6. Нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы).





IV. Закрепление.

1. “Заморочки из бочки”

а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.
(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).
б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека)
в) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)

2. Объясни смысл поговорок.


Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.
Гриб быстро растет под дубом.
Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
Гриб растет ночью.
Грибы - не хлеб.
Лучше рыжик, чем ничего.
Молодые опенки, да черви в них.

3. Ответь на вопросы:

- Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз)
- Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами )
- Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев)
- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)
- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)
- Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)
- Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)
- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро)

- Почему говорят «Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы»?

- На что обращал внимание человек, давая названия грибам? Объясните названия – подберёзовик, маслёнок, волнушка, рыжик, сморчок, сыроежка, мухомор.



IV. Задание на дом:

Изучить параграф 43, ответить на вопросы в конце параграфа.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

«Карта настроения»


В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.











Тема:

Цели урока:

Предметные результаты:

- формировать умение объяснять роль грибов в системе живых организмов;

- формировать умение приводить примеры приспособлений грибов к среде обитания;

- формировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Этап

Содержание

Обору-дование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.

Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний.









1. – Расскажите, что вы уже знаете о грибах, и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».

– Какой вопрос (тему) будем обсуждать на уроке? (Что такое грибы? Какое значение имеют грибы в природе?) 1

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

2. Знакомство с главой 9 учебника

(с. 177–179).

Используя текст на с. 177–179, ответьте на вопросы. 1

-Где встречаются грибы?

-Какое строение имеют грибы?

-Почему грибы поселяются на растениях, животных или их остатках?

– На какие вопросы мы узнаем ответы, изучая эту главу? (Знакомство с умениями.)




Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II.

Совмест-ное открытие знаний.

1. Работа в парах с учебником на

с. 179-184 1

-Почему нельзя разрушать почву при сборе грибов?

- Каково значение плодового тела гриба?

-Почему надо уметь различать грибы-двойники?

-Как вы думаете, откуда произошли названия грибов «подосиновик», «подберезовик», «масленок»?

-Почему грибы в лесу нельзя ломать и растаптывать?


2. – Составьте определение: 1

Грибы – это ...

3.- Составьте памятку сборщику грибов.


Самооценка по алгоритму. 2


Коллекция грибов

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать само-стоятельно выработан-ные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.

1. Лабораторная работа

Узнавание съедобных и ядовитых грибов (с. 183).



Самооценка по алгоритму. 2


ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).


Домашнее задание. § 42-43. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о грибах.

Подготовить сообщения о грибах: «Ведьмины круги», «Тихая охота», «Полезные грибы», «Грибы-паразиты».












Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Развивающие:

Развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, умение делать выводы, обобщать, работать самостоятельно, в группах.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, здоровый образ жизни, развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Оборудование: таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”, коллекция шляпочных грибов, открытки с изображением грибов, презинтация.

Тип урока: комбинированный.

Методы: самостоятельная работа в группах, беседа.

Формируемые понятия: шляпочные грибы, грибница, трубчатые и пластинчатые грибы, ядовитые и съедобные грибы;



Урок 28. «Лес: деревья создают особую среду».

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

– формировать умение приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: сообщество леса, ярус.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.


Этап

Содержание

Обору-дование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.

Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний.









1. Знакомство с главой 3 учебника

(с. 115–117).

Используя шуточный рисунок на

с. 115 и текст на с. 116–117, дайте характеристику растительным сообществам и ответьте на вопросы.

– Почему растения селятся вместе?

– Как растения влияют друг на друга?

– Что такое растительное сообщество? Приведите примеры.

– На какие вопросы мы узнаем ответы, изучая эту главу? (Знакомство с умениями.)

– Выполните задание на с. 115 (вопросы).

2. Диалог Антошки и биолога на

с. 118.

– Какой вопрос (тему) будем обсуждать на уроке? (В чём особенность условий в лесном сообществе?)

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1

3. – Расскажите мне, что вы уже знаете о лесах и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».

– Где теплее зимним днём: в лесу или в поле? (Жизненный опыт.)

– А в июльский солнечный день? (Жизненный опыт.)

– Почему на опушке кустарник и травы гуще, чем в лесу? (Жизненный опыт.)

– В какой природной зоне растут леса? (Жизненный опыт.)


Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II.

Совмест-ное открытие знаний.

1. Работа в парах с учебником на

с. 118. 1

– Определить характерные признаки сообщества лес.

2. – Какие условия жизнедеятельности складываются в сообществе лес?

3. – Какие причины мешают появлению леса? Какие причины приводят к гибели лесов?

4. – Какие лесные сообщества знаете? По каким признакам их можно узнать?

5. – Значение сообщества лес?

6. – Составьте определение:

Лес – это ... (проверка по учебнику на

с. 120).

Самооценка по алгоритму. 1 2

7. «Путешествие по лесам родного» края – сообщения.

Гербарий растений, таблица «Лесное сооб-щество».


Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать само-стоятельно выработан-ные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.

Вопросы на с. 121. Задачи из задачника-практикума (на выбор). Самооценка по алгоритму. 2


ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).


Домашнее задание. § 27. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о лесе. Задачи из задачника-практикума (на выбор).

Подготовить сообщения: луга горные, луга равнинные, луга равнинные заливные (пойменные), луга равнинные суходольные (материковые).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по биологии на тему: "Шляпочные грибы"

Автор: Муталапова Зинфира Рафаэловна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии по теме "Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-ghribov-shliapochnyie-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "121401"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413967347"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект  урока: "Многообразие и значение грибов". "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-i-znachieniie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "158812"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421812198"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по теме: "Строение и многообразие грибов" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-stroieniie-i-mnoghoobraziie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "182445"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425532570"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока по биологии "Грибная пора""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt_uroka_po_biologhii_gribnaia_pora"
    ["file_id"] => string(6) "353590"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477851753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства