Цели урока:
1. познакомить учащихся с понятием «опасные ситуации природного характера»;
2. познакомить с некоторыми опасными грибами и растениями, которые могут нанести вред здоровью
3. познакомить с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать во время грозы, при общении с животными;
4. способствовать выработке умения правильно себя вести при чрезвычайных ситуациях природного характера;
5. воспитывать бережное отношение к своей жизни и к природе, находчивость и умение работать в группе.
Оборудование:
1. мультимедийная установка;
2. презентация «Опасные ситуации природного характера»;
3. карточки для групповой работы;
4. таблица «Ядовитые грибы»
5. рисунки с изображением ядовитых растений;
6. памятки с правилами поведения во время грозы, при общении с незнакомыми растениями и грибами, как избежать укусов животных, а также правила оказания первой помощи при первых признаках отравления и укусов животных;
7. таблички с названиями групп: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи».
Ход урока:
I. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
II. Введение в тему
А урок у нас будет необычный, он пройдёт в форме конференции. На уроке русского языка мы выяснили, что такое конференция. Кто из вас может объяснить значение этого слова?
(Конференция – собрание, совещание с целью обсуждения каких-либо вопросов, проблем.)
На нашей конференции вы, ребята, будете выступать в роли учёных. Обсуждать мы с вами будем взаимодействие человека с природой, будем учиться защищаться от природы. Да! Да! Я не оговорилась!
Мы часто говорим, что природу надо охранять и заботиться о ней, и это, безусловно, правильно. Но иногда людям приходится защищаться и от природы, так как она становится порой опасной. Об опасных ситуациях природного характера и пойдёт сейчас речь.
III. Работа над темой урока
Опасные ситуации природного характера
Итак, не будем терять время и начнём нашу работу. Хочу представить рабочие группы, участвующие в нашей научной конференции: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи».
Представители каждой группы подготовили небольшие сообщения о некоторых опасных ситуациях, касающихся их области изучения.
Предоставляю слово метеорологам.
1 слайд
Кафедра метеорологов
1 ученик
2 слайд
Мы, метеорологи, занимаемся изучением погодных явлений. И поверьте мне, многие из этих явлений могут быть очень опасными для здоровья и жизни человека, например, гроза, гололёд, метель. Я хочу рассказать вам об одном из них. Угадайте, о каком.
3 слайд
Сначала блеск,
Потом треск,
А затем плеск.
Что это? Правильно, гроза.
Блеск – это молния, треск – это гром, а плеск – это дождь.
4 слайд
2 ученик
Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молниями. А вы знаете, почему сначала сверкает молния, и только потом слышно гром?
(Это происходит потому, что скорость света больше скорости звука.)
5 слайд
Многие люди испуганно вздрагивают, заслышав раскаты грома. Однако, опасаться его нет ни малейших оснований, так как это только звук, а вот молнии следует бояться. Ведь молния – это мощный электрический разряд.
6 слайд
3 ученик
Молния – красивое, но, как уже говорили, очень опасное явление природы. Опасно оно тогда, когда соединяет небо и землю или небо и воду.
7 слайд
Опасна молния своим электрическим разрядом. Его прямое попадание может вызвать пожар и повредить линии электропередач. В результате чего могут погибнуть люди.
Ежегодно в мире от молний погибают около 3000 человек, поэтому главная наша задача – научиться правильно себя вести во время грозы, чтобы сохранить здоровье, жизнь и свои дома.
Познакомиться с этими правилами нам поможет учебник (стр. 25)
Чтение первого абзаца и 1 правила (Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие).
8 слайд
Особенно опасными считаются лиственные деревья: дуб, тополь, верба, ясень, так как они содержат много крахмала и чаще остальных деревьев поражаются током.
Чтение 2 правила (Нельзя купаться во время грозы).
9 слайд
Если гроза застигла вас в водоёме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды, так как вода – хороший проводник электричества.
Чтение 3 правила (Нельзя находиться возле металлических предметов, например, металлических заборов, решёток, и прикрываться от дождя металлическими предметами: ведром, тазом и так далее).
10 слайд
Что делать? 11 слайд
Если вы заметили признаки приближения грозы, то переждите ее дома.
Закройте двери, окна, дымоходы.
Держитесь дальше от электропроводки , антенны, окон, дверей.
Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
Если вы находитесь на возвышении, ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
12 слайд
Если вы застигнуты грозой на велосипеде, остановитесь и отойдите от велосипеда примерно на 30 метров.
Если гроза застала вас в машине, то оставайтесь в ней. Только закройте окна, опустите антенну и остановитесь.
Во время грозы не бегайте.
Благодаря молниеотводу, дома вы находитесь в безопасности, если закроете все окна, дымоходы и входную дверь. Помните! Необходимо выключить все электроприборы
А сейчас я хочу предложить вам посоревноваться в полученных знаниях. Каждой группе я дам карточку с заданием, на которой описывается поведение ребят во время грозы. Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят.
13 слайд
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза.
Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника
Какие неправильные действия вы обнаружили и подчеркнули?
14 слайд
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза.
Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.
Молодцы!
Первая часть нашей конференции подошла к концу, и наступило время немного отдохнуть.
Физ.минутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Ветер успокоился, гроза миновала, и мы смело можем продолжать нашу конференцию.
Опасные грибы и растения
Вы все бывали в лесу и, думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми. Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит?
(Грибы бывают ядовитые.)
Рассмотрим иллюстрацию учебника (стр.27) и поближе познакомимся с опасными грибами.
Всем хорошо известен красный мухомор. Как его узнать?
(У него красная шляпка с белыми точками.)
У знакомого вам красного мухомора есть родные братья – мухомор пантерный и мухомор вонючий. У мухомора пантерного шляпка коричневая, его назвали так из-за расцветки, а мухомор вонючий весь белый, назвали его так из-за неприятного запаха.
Среди ядовитых грибов самой опасной является бледная поганка. Если съеденные мухоморы вызывают отравление, то бледная поганка смертельно ядовита. Чаще всего у неё белая или зеленоватая шляпка и белая ножка.
Особое внимание хочу уделить грибам – двойникам: ложноопятам серно-жёлтому и кирпично-красному. Они отличаются от настоящего опёнка тем, что у них нет «юбочки».
Помните, собирая грибы, нужно брать только хорошо знакомые съедобные грибы! Если гриб вызвал сомненье лучше его не трогать.
Как вы думаете, почету нельзя уничтожать несъедобные грибы?
Оказывается, грибы очень нужны лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников – мухомор.
А ещё грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.
А сейчас наши учёные – ботаники расскажут о некоторых опасных для человека растениях.
Кафедра ботаников
(Дети выходят с рисунками, на которых изображены ядовитые растения)
1 ученик
Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему? Да потому, что только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Но существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.
2 ученик
Ландыш
Всем известен нежный весенний цветок – ландыш, но не все знают, что всё это растение, включая и его плоды – круглые красно-оранжевые ягоды, ядовиты.
3 ученик
Лютик едкий
Я расскажу вам о лютике едком. Название этого цветка произошло от слова «лютый» - злой, жестокий. Это связано с тем, что растение ядовито. Если вы сорвёте этот цветок, то на руках может остаться едкий сок. Потерев глаза, возникает жжение, резь. Может даже возникнуть временная потеря зрения. Поэтому в народе этот цветок прозвали куриная слепота.
4 ученик
Вороний глаз
Это лесное растение – вороний глаз. Назван он так потому, что его чёрная ягода напоминает глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не берите его ягоду в рот!
5 ученик
Волчье лыко
Волчье лыко- маленький лесной кустарник. Цветёт он ранней весной, а летом созревают его плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Даже животные обходят его стороной.
6 ученик
Дурман
Это растение называется дурман. Оно растёт на пустырях, свалках, в оврагах. Оно очень ядовитое, причём ядовиты все его части, поэтому к нему нельзя даже прикасаться.
7 ученик
Белена
Это белена, растёт там же, где и дурман. Оно тоже ядовито. Тот, кто съест это растение сначала перевозбудится, то есть станет буйным, а затем у него появляется сильная головная боль, дыхание затрудняется, сердце начинает биться очень часто. Иногда тело становится неуправляемым – наступает паралич (обездвижение).
Работа с учебником (стр.27) - чтение правил.
Как вы думаете, что нужно сделать, если вы или кто-то, может это будут ваши младшие братик или сестрёнка, отравились и почувствовали себя нехорошо?
Слайд 16
Первая помощь при отравлении
• Промыть желудок, дать больному выпить 5-6 стаканов воды или молока затем, вызвать рвоту.
• Уложить больного в постель, давать теплое питье
• Вызвать врача или отправить больного в лечебное учреждение.
Игра – физ.минутка «Опасно – неопасно»
Ребята, давайте поиграем в игру «Опасно – неопасно». Если я назову гриб или растение ядовитое, присядьте, а если нет – встаньте.
(Ромашка, мухомор, тюльпан, бледная поганка, белена, роза, подосиновик, сыроежка, ландыш, василёк, волчье лыко.)
Опасности, возникающие при общении с животными
А теперь пришло время поговорить о животных и поучиться правильно себя вести с ними.
Кафедра зоологов
Животных на Земле очень много. Среди них есть совершенно безобидные, а есть очень опасные. Опасными могут быть не только крупные, но и маленькие животные. Главное – правильно себя вести при встрече с ними.
Работа с учебником (стр.28) - чтение правил.
Чтение первых двух абзацев.
Слайды 17 - 19
Чтение следующих двух абзацев.
Особо опасны собаки. Большинство ребят, когда видят собачку хотят её погладить, покормить. Но, к сожалению, нельзя предугадать поведение животного. Помните: некусачих собак не бывает! Что же делать, если на вас лает собака?
Чтение текста до конца.
Сейчас попросим наших зоологов подвести итог – сформулировать правила поведения с кошками и собаками. Слайды 20 - 28
Правила вежливости с кошками и собаками:
1. Не навязывайся животному в друзья, если оно рычит – отойди!
2. Не трогай животных, если они едят или кого-то охраняют, особенно своих детёнышей.
3. Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки – собака шутку поймёт по-своему.
4. Не убегайте от собаки!
5. Не гладь незнакомых животных!
6. Будь вежлив с чужой собакой или кошкой, если ты в гостях. Можно ли с ними играть, спроси у хозяина.
Настало время подвести итоги нашего необычного урока.
Работа в тетради стр. 14 - 15
IV. Подведение итогов урока
• Чему учились на уроке?
• Какие опасности может нести человеку
неживая природа?
• Какие опасности может нести человеку
живая природа?
V. Домашнее задание
Стр. 25 – 30 читать, отвечать на вопросы.
Подготовить сообщение (по желанию) об опасных комнатных растениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.